ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2032/2021 от 21.09.2021 Демския районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2а-2032/2021

УИД 03RS0001-01-2020-001113-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2021 года г.Уфа

Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Акбашевой Н.Р.,

при секретаре Ивановой А.В.

с участием административного истца Каримовой М.Р.,

ее представителя Клочкова А.В.,

представителя МВД по РБ и МВД РФ Бубенновой Л.В.,

представителя УМВД России по г. Уфа Латыповой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Каримовой М.Р. к УМВД России по г.Уфе, МВД по РБ, МВД РФ о признании незаконным отказа УМВД России по г. Уфе в выдаче (замене) паспорта, признании незаконными и отмене Заключения МВД по РБ от 21.02.2020 года, признании незаконными и отмене Заключения МВД по РБ от 27.02.2020 года, признании неазконным и отмене Заключения МВД по РБ от 03.03.2020 года, признании незаконным решения Управления по вопросам миграции МВД по РБ о лишении Каримовой М.Р. гражданства РФ, признании незаконными решений Управления по вопросам миграции МВД по РБ о признании недействительными паспорта гражданина РФ и паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, выданных на имя Каримовой М.Р., признании факта гражданства Каримовой М.Р. с 03.09.1997 года в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», обязании МВД по РБ и УМВД России по г. Уфе выдать Каримовой М.Р. паспорт гражданина РФ в установленном порядке, взыскании с МВД РФ компенсации морального вреда в размере 850000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Каримова М.Р. обратилась в суд с административным иском (с учетом дополнений и уточнений) к УМВД России по г.Уфе, МВД по РБ, МВД РФ о признании незаконным отказа УМВД России по г. Уфе в выдаче (замене) паспорта, признании незаконными и отмене Заключения МВД по РБ от 21.02.2020 года, признании незаконными и отмене Заключения МВД по РБ от 27.02.2020 года, признании неазконным и отмене Заключения МВД по РБ от 03.03.2020 года, признании незаконным решения Управления по вопросам миграции МВД по РБ о лишении Каримовой М.Р. гражданства РФ, признании незаконными решений Управления по вопросам миграции МВД по РБ о признании недействительными паспорта гражданина РФ и паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, выданных на имя Каримовой М.Р., признании факта гражданства Каримовой М.Р. с 03.09.1997 года в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», обязании МВД по РБ и УМВД России по г. Уфе выдать Каримовой М.Р. паспорт гражданина РФ в установленном порядке, взыскании с МВД РФ компенсации морального вреда в размере 850 000 рублей.

Административный иск мотивирован тем, что в августе 1992 года она приехала в г. Уфа Республики Башкортостан с паспортом гражданина СССР, серия . 15.08.1997 года вышла замуж и поменяла паспорт на паспорт СССР серии , который был выдан ей 03.09.1997 года ОВД Кировского района города Уфы Башкирской АССР. 14.03.2002 года данный паспорт в связи паспортной реформой был заменен на паспорт гражданина Российской Федерации серии 80 97 . Каримова М.Р. полагает, что приобрела гражданство Российской Федерации 03.09.1997 года на основании пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 года «О гражданстве Российской Федерации», на основании заявления о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации. Также самостоятельным основанием для признания ее гражданином РФ является факт выхода замуж за гражданина РФ в 1997 году (п. «а» ст. 18 Закона) и факт проживания на территории России более 5 лет (ч. 2 ст. 19 Закона). Каримовой М.Р. дважды оформлялись заграничные паспорта: 15.09.2008 года серии и 09.08.2018 года серии , она выезжала за границу Российской Федерации как гражданка Российской Федерации. На протяжении 28 лет она проживает на территории Российской Федерации как гражданка Российской Федерации, неоднократно обменивала паспорта на документы нового образца, получала заграничные паспорта, участвовала и голосовала на выборах Президента Российской Федерации. В принятых органом внутренних дел документах от Каримовой М.Р. имелась отметка о получении ею гражданства в порядке регистрации (по ч. 1 ст. 13 Закона), на основании которых она была документирована паспортом гражданина Российской Федерации. Это было сделано ошибочно, так как по состоянию на 6 февраля 1992 года Каримова М.Р. не находилась на территории РФ, а гражданство приобрела после выхода замуж за гражданина РФ, а также прожив на территории РФ свыше 5 лет. Таким образом, основание приобретение гражданства у Каримовой М.Р. другое, но в этом нет ее вины. При обращении Каримовой М.Р. за заменой паспорта по достижению 45 лет ей было отказано в выдаче паспорта, а прежний паспорт аннулирован, от Каримовой М.Р. требуют написать новое заявление и пройти процедуру установления личности. После прибытия для проживания на территорию Российской Федерации Каримова М.Р. неоднократно подавала заявления о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации, то есть сообщала уполномоченным государственным органам о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Каримова М.Р. указывает, что в результате неправомерных действий сотрудников полиции ей причинен моральный вред, в настоящее время она фактически является лицом без гражданства и вынуждена претерпевать унижения и жизненные трудности. После 28 лет проживания в России, она фактические осталась без средств к существованию, заблокированы ее счета, она не может получить заработную плату, приостановлены пенсионные накопления, не оплачивается больничный, в связи с чем она длительный период испытывала сильный стресс, ослаб иммунитет, она заболела.

Каримова М.Р. просит суд:

- признать незаконным отказ УМВД России по г. Уфе в лице Отделения по Демскому району отдела по вопросам миграции от 20.02.2020 года в выдаче (замене) паспорта;

- признать незаконным и отменить Заключение МВД по Республике Башкортостан в лице Управления по вопросам миграции об отсутствии у Каримовой М.Р. гражданства Российской Федерации от 21.02.2020 года;

- признать незаконным и отменить Заключение МВД по Республике Башкортостан в лице Управления по вопросам миграции от 27.02.2020 года;

- признать незаконным и отменить Заключение по результатам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на Российской Федерации, Каримовой М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утвержденного министром внутренних дел по Республике Башкортостан от 03.03.2020 года;

- признать незаконным решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан о лишении гражданства Российской Федерации Каримовой М.Р.;

- признать незаконными решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан о признании паспорта серии выданного 14.03.2002 года Кировским РУВД г. Уфы Республики Башкортостан недействительным;

- признать незаконными решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан о признании заграничного паспорта серии , выданного 09.08.2018 года УВМ МВД по Республике Башкортостан недействительным;

- признать факт гражданства Каримовой М.Р. с 03.09.1997 года (ст. 18 Закона);

- обязать МВД по Республике Башкортостан и Управление МВД России по г. Уфе выдать Каримовой М.Р. паспорт гражданина Российской Федерации в установленном порядке;

- взыскать с Министерства внутренних дел России компенсацию морального вреда в размере 850 000 рублей.

В судебном заседании Каримова М.Р. и ее представитель Клочков А.В. уточненный и дополненный административный иск поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в нем.

Представитель МВД по РБ, МВД РФ Бубеннова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что отказ в выдаче (замене) паспорта обусловлен наличием двух заключений МВД по РБ об отсутствии у Каримовой М.Р. гражданства РФ. Указанные заключения основаны на фактических обстоятельствах, которые Каримова М.Р. не отрицает: Каримова М.Р. не проживала на территории РФ постоянно на 06.02.1992 года, прибыла в РФ только осенью 1992 года, а зарегистрировалась по месту жительства только в 1997 году. Решение о лишении Каримовой М.Р. гражданства не выносилось, она не является гражданином РФ, и пройти процедуру признания ее гражданином РФ не желает, данная процедура носит заявительный характер, а не административный. Каримовой М.Р. неоднократно были разъяснены порядок и условия ее документирования паспортом гражданина РФ, однако она не желает выполнить требования закона.

Представитель УМВД России по г. Уфа Латыпова Р.Р. поддержала позицию представителя МВД по РБ, МВД РФ Бубенновой Л.В., и просила отказать в удовлетворении административного иска Каримовой М.Р.

Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, суд приходит к выводу, что административный иск Каримовой М.Р. подлежит частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частями 9 и 11 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из положений ст. 227 КАС РФ следует, что для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу названного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункт «г» статьи 18 указанного закона).

Судом установлено, что Каримова (Сафарова) М.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Узбекской ССР.

Осенью 1992 года Каримова М.Р. прибыла на территорию Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Каримова (Сафарова) М.Р. и гражданин РФ Каримов Т.С. заключили брак.

С 15.09.1992 года по 01.12.1995 года Каримова (Сафарова) М.Р. работала в Городской клинической больнице № 18 г. Уфы.

С 02.09.1997 года Каримова М.Р. была зарегистрирована на территории РФ, с 15.09.1997 года поставлена на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ.

26.08.1998 года Каримова М.Р. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования Российской Федерации.

14.03.2002 года Кировским РУВД г. Уфы РБ Каримовой М.Р. был выдан паспорт гражданина РФ серии .

15.09.2008 года Каримова М.Р. получила паспорт гражданина РФ , удостоверяющий ее личность за пределами территории РФ.

09.08.2018 года Каримова М.Р. получила паспорт гражданина РФ , удостоверяющий ее личность за пределами территории РФ.

13.02.2020 года Каримова М.Р. обратилась в Отделение по Демскому району отдела по вопросам миграции Управления СВД России по г.Уфе с заявлением о замене паспорта гражданина РФ в связи с достижением возраста 45 лет.

Письмом начальника отделения за исх. поданный Каримовой М.Р. пакет документов возвращен ей без исполнения, в соответствии с п. 46.1 Приказа МВД России от 13.11.2017 г года № 851.

20.02.2020 года Каримова М.Р. обратилась к руководителю УФМС России по РБ с заявлением о причинах отказа в замене старого паспорта на новый паспорт гражданина РФ.

Письмом от 13.03.2020 года за исх. № и3/205202059713 УМВД России по г. Уфе сообщило Каримовой М.Р., чтоУправлением по вопросам миграции МВД по РБ проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Каримовой М.Р. гражданства РФ, в ходе проверки установлено, что Каримова М.Р. не является гражданкой РФ, паспорт гражданина РФ серии , выданный на ее имя, признан недействительным, заграничный паспорт гражданина РФ серии также признан недействительным.

Согласно заключению, утвержденному ВРИО министра внутренних дел по РБ 27.02.2020 года, сведения о регистрации Каримовой М.Р. по месту жительства и ее родителей на территории РФ по состоянию на 06.02.1992 года отсутствуют, Каримова М.Р. с заявлением об оформлении разрешения на временное проживание, вида на жительство, предоставлении временного или политического убежища, об оформлении статуса беженца или вынужденного переселенца, о выдаче вида на жительство, об изменении гражданства РФ в подразделения УВМ МВД по РБ не обращалась, Каримова М.Р. не является гражданкой РФ.

Согласно заключению по результатам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, Каримовой М.Р., утвержденному Министром внутренних дел по РБ 03.03.2020 года, Каримова (урожденная Сафарова) М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Узбекской ССР, прибыла в Российскую Федерацию из Республики Узбекистан в августе 1992 года. 03.09.1997 года Кировским РУВД г.Уфы РБ, в связи с переменой фамилии с «Сафаровой», Каримова М.Р. была документирована паспортом гражданина ССР серии . 14.03.2002 года Кировским РУВД г.Уфы РБ Каримова М.Р. документирована паспортом гражданина РФ серии , в связи с реформой. 09.08.2018 года УВМ МВД по РБ Каримова М.Р. документирована паспортом гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ, серии , сроком действия до 09.08.2023 года, по предъявлении паспорта гражданина РФ серии 8097. В графе 8 заявления о выдаче (замене) паспорта гражданина РФ по форме предусматривающей внесение сведений о гражданстве, имеется запись о принадлежности Каримовой М.Р. к гражданству РФ в соответствии с ч.1 ст.13 Закона РФ от 28.11.1991 №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации». Решение о выдаче паспорта гражданина РФ принял начальник ПВС Кировского РУВД г.Уфы РБ Бакирова В.Х. Сведения о регистрации по месту жительства Каримовой (Сафаровой) М.Р. на территории РФ, по состоянию на 06.02.1992 года, дату вступления в силу Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РФ», отсутствуют. Начальник ПВС Кировского РУВД г.Уфы РБ Бакирова В.Х., в нарушение требований пунктов 14.4 и 21 Инструкции о порядке, выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ, утвержденной приказом МВД России от 15.09.1997 года №605 (действовавшей на момент документирования), принял решение о выдаче Каримовой М.Р. паспорта гражданина РФ серии от 14.03.2002 года без наличия оснований, свидетельствующих о принадлежности заявителя к гражданству Российской Федерации, что привело к выдаче паспорта в нарушение установленного порядка. 27.02.2020 года УВМ МВД по РБ вынесено заключение об отсутствии у Каримовой М.Р. гражданства Российской Федерации. На основании вышеизложенного, принято решение:

- паспорт гражданина Российской Федерации серии , выданный Кировским РУВД г.Уфы Республики Башкортостан Каримовой М.Р., считать выданным в нарушение установленного порядка лицу, не имеющему гражданства Российской Федерации, признать недействительным;

- паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации серии , выданный 09.08.2018 года УВМ МВД по Республике Башкортостан на имя Каримовой М.Р., считать выданным лицу, не имеющему гражданства Российской Федерации, признать недействительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 указанного закона).

На момент документирования Каримовой М.Р. в 2002 году паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 (зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 1997 г. N 1400).

В соответствии с п.п. 10 и 11 данной Инструкции организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения). Начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях.

Пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан.

В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 Инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).

Пунктом 21 Инструкции предусмотрено, что поступившие от граждан документы подлежат рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.

После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (пункт 23 Инструкции).

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно п. 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.

Разрешая спор, суд исходит из того, что при документировании Каримовой М.Р. 14 марта 2002 года паспортом гражданина Российской Федерации у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.

Процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.

При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации. Такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.

Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.

В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований, допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).

В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. N 10-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, от 16 июля 2008 г. N 9-П и др.).

В Постановлении от 16 мая 1996 года № 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлении от 12 июня 2018 года по делу «Алпеева и Джалагония против Российской Федерации», изъятие выданного ранее в установленном порядке внутреннего паспорта в связи с отсутствием регистрационных записей о том, что лицу когда-либо предоставлялось гражданство Российской Федерации, свидетельствует о небрежном отношении властей к процедуре предоставления гражданства, выражающемся в отсутствии четких процедур и единых баз данных. Данные обстоятельства приводят к вмешательству в частную жизнь и нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Принятие оспариваемых Каримовой М.Р. заключений и решений относительно отсутствия у нее гражданства РФ и признания выданных ей паспортов недействительными, мотивировано отсутствием доказательств подачи Каримовой М.Р. заявления о желании приобрести гражданство Российской Федерации до 31 декабря 2000 года, как того требует пункт «г» статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1.

Вместе с тем, Каримова М.Р. неоднократно была документирована паспортом гражданина РФ, на основании поданных ею заявлений, то есть изъявляла желание быть гражданином РФ, в том числе в срок до 31.12.2000 года.

Допущенные органом при оформлении гражданства Каримовой М.Р. погрешности не должны приводить к переложению бремени доказывания законности оспариваемых заключений и принятых на основании указанных заключений решений на Каримову М.Р.

Отсутствие в настоящее время заявления истца о желании приобрести гражданство Российской Федерации, которое вместе с другими документами должно храниться в архиве соответствующего органа (пункт 43 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325), не свидетельствует о том, что Каримова М.Р., имея право приобрести указанное гражданство в регистрационном порядке, приобрела его незаконно.

Таким образом, нельзя признать правомерным довод о том, что Каримова М.Р. никогда не состояла в гражданстве Российской Федерации, только по причине отсутствия записей о приобретении ею этого гражданства в информационных базах данных.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Каримовой М.Р. требований о признании незаконным отказа УМВД России по г. Уфе в выдаче (замене) паспорта, признании незаконными и отмене Заключения МВД по РБ от 27.02.2020 года, признании неазконным и отмене Заключения МВД по РБ от 03.03.2020 года, признании незаконными решений Управления по вопросам миграции МВД по РБ о признании недействительными паспорта гражданина РФ и паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, выданных на имя Каримовой М.Р., обязании МВД по РБ и УМВД России по г. Уфе выдать Каримовой М.Р. паспорт гражданина РФ.

Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Разрешая требование Каримовой М.Р. о компенсации морального вреда, суд исходит из того, что гражданство является нематериальным благом человека, важнейшим фактором, определяющим взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности. В связи с этим принятие незаконных решений относительно отсутствия у человека гражданства лишает лицо возможности реализовывать права и пользоваться преимуществами, предусмотренными для гражданина конкретного государства.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 2 ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о доказанности факта причинения Каримовой М.Р. морального вреда вследствие неправомерных действий ответчиков, поскольку в результате принятия незаконного заключения о том, что Каримова М.Р. не является гражданкой Российской Федерации, и решений о признании выданных ей паспортов недействительными, нарушены личные неимущественные права и интересы Каримовой М.Р. как гражданина.

Принимая во внимание, что материалами дела подтверждена причинно-следственная связь между незаконными действиями ответчиков, выразившимися в непризнании истицы гражданкой Российской Федерации, и наступившими негативными последствиями в виде нравственных переживаний, суд полагает, что исковые требования Каримовой М.Х. о взыскании компенсации морального вреда, являются обоснованными.

Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд сходит из фактических обстоятельств дела, объема и характера причиненных истице нравственных страданий, и с учетом требований разумности и справедливости

полагает необходимым взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Каримовой М.Р. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Административный иск в части признания незаконным и отмены Заключения МВД по РБ от 21.02.2020 года, признания незаконным решения Управления по вопросам миграции МВД по РБ о лишении Каримовой М.Р. гражданства РФ, признания факта гражданства Каримовой М.Р. с 03.09.1997 года в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации»удовлетворению не подлежит, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия какого-либо Заключения МВД по РБ от 21.02.2020 года, составленного относительно Каримовой М.Р. и затрагивающего ее права. Решение о лишении Каримовой М.Р. гражданства РФ также не выносилось. Необходимости в признании факта того, что Каримова М.Р. является гражданской РФ, не имеется, поскольку отмена заключений об отсутствии у нее гражданства РФ, признание решений о недействительности выданных Каримовой М.Р. паспортов гражданина РФ незаконными, свидетельствует о наличии у нее гражданства РФ, подтверждаемого выданными ей документами государственного образца.

Руководствуясь ст.ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Каримовой М.Р. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Уфе за исх. в выдаче (замене) Каримовой М.Р. паспорта.

Признать незаконным и отменить заключение, утвержденное 27.02.2020 года Врио министра внутренних дел по Республике Башкортостан об отсутствии у Каримовой М.Р. гражданства Российской Федерации.

Признать незаконным и отменить Заключение, утвержденное 03.03.2020 года министром внутренних дел по Республике Башкортостан по результатам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, Каримовой М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Признать незаконным решение о признании недействительным паспорта гражданина Российской Федерации серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ Кировским РУВД г.Уфы Республики Башкортостан Каримовой М.Р., содержащееся в Заключени, утвержденном 03.03.2020 года министром внутренних дел по Республике Башкортостан по результатам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, Каримовой М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Признать незаконным решение о признании недействительным паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина за пределами территории Российской Федерации, серии , выданного 09.08.2018 года УВМ МВД по Республике Башкортостан Каримовой М.Р., содержащееся в Заключени, утвержденном 03.03.2020 года министром внутренних дел по Республике Башкортостан по результатам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, Каримовой М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать МВД по РБ, Управление МВД России по г. Уфе выдать Каримовой М.Р. паспорт гражданина Российской Федерации.

Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Каримовой М.Р. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В удовлетворении административного иска в части признания незаконным и отмены Заключения МВД по РБ от 21.02.2020 года, признании незаконным решения Управления по вопросам миграции МВД по РБ о лишении Каримовой М.Р. гражданства РФ, признании факта гражданства Каримовой М.Р. с 03.09.1997 года в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», взыскании с МВД РФ компенсации морального вреда в размере 830 000 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд г.Уфы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.Р. Акбашева

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2021 года.