ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2032/2022 от 25.04.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-2032/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 25 апреля 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Кузьминой М.Н., при секретаре судебного заседания Аюповой А.А., с участием представителя административного истца Ивлевой Е.В., представителя административного ответчика администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Чагина И.А., представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Трейдмастер» Лютовой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Теплогазстрой» к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным решения об отклонении документации по планировке территории, возложении обязанности рассмотреть заявление,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Теплогазстрой» (далее ООО «СЗ «Теплогазстрой») обратилось в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» <номер> от <дата> «Об отклонении документации по планировке территории», возложении на административного ответчика обязанности в течение пяти дней с даты вступления решения суда в законную силу рассмотреть заново документацию по планировке территории, ограниченной улицами Подольских курсантов, Анциферова, Красноармейской, Ползунова в г. Йошкар-Оле в составе: проект межевания, с учетом протокола общественных обсуждений от <дата><номер> и заключения от <дата> о результатах общественных обсуждений по проекту постановления об утверждении документации по планировке территории, подготовленное на основании протокола общественных обсуждений от <дата><номер>.

Требование мотивировано тем, что постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от <дата><номер> административному истцу разрешено подготовить документацию по планировке территории, ограниченной улицами Подольских курсантов, Анциферова, Красноармейской и Ползунова в г. Йошкар-Оле в составе: проект межевания территории. <дата> административным истцом подано заявление в МУП «Архитектор» на выполнение работ по подготовке проекта межевания территории, ограниченной указанными улицами. Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» по инициативе управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» подготовлен проект «Об утверждении документации, планировке территории» в отношении основной части проекта межевания территории, ограниченной улицами Подольских курсантов, Анциферова, Красноармейской и Ползунова в г. Йошкар-Оле. В последующем проведено общественное обсуждение. <дата> на официальном сайте администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» опубликовано заключение о результатах общественных обсуждений по проекту постановления об утверждении документации по планировке территории, подготовленное на основании протокола общественных обсуждений от <дата><номер>, из которого следует, что замечания и предложения у участников публичных обсуждений отсутствовали. Несмотря на результаты общественных обсуждений, администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» издано постановление от <дата><номер> «Об отклонении документации по планировке территории», которым отклонена и направлена на доработку документация по планировке территории ограниченной улицами: Подольских курсантов, Анциферова, Красноармейской и Ползунова в г. Йошкар-Оле. Постановление не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24 декабря 2009 года № 30-V, Положению о порядке проведения общественных обсуждений по вопросам, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27 июня 2018 года № 680-VI.

В судебное заседание представитель административного ответчика Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», представители заинтересованных лиц МУП "Архитектор" муниципального образования «Город Йошкар-Ола», КУМИ администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» не явились, извещены надлежаще.

Представителем заинтересованного лица МУП "Архитектор" муниципального образования «Город Йошкар-Ола» заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено без участия не явившихся лиц.

Представитель административного истца Ивлева Е.В. требования по доводам, изложенным в иске, поддержала, просила удовлетворить. Суду дополнила, что по результатам общественных обсуждений замечаний не было. Документация по планировке территории отклонена незаконно. Из оспариваемого постановления не ясно, что конкретно необходимо устранить.

Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Трейдмастер» Лютова А.И. также просила административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Чагин И.А. просил иск оставить без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на иск.

В судебном заседании 20 апреля 2022 года до объявления перерыва заявил ходатайства о передаче административного дела по подсудности в Арбитражный суд Республики Марий Эл; 25 апреля 2022 года – о приостановлении производства по делу.

Судом вынесены отдельные определения по заявленным ходатайствам.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

Административным истцом оспаривается постановление мэра г. Йошкар-Олы <номер> от <дата> об отклонении документации по планировке территории.

Отношения по планировке территории регулируются главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории предусмотрены статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно частям 1, 5, 10 которой, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.

Исходя из положений части 13 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку (ч. 4 ст. 46 ГрК РФ).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч. 5).

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи (ч. 13).

Порядок проведения общественных обсуждений по вопросам утверждения документации по планировке территории регулируется ст. 5.1 ГрК РФ и решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 27.06.2018 N 680-VI "Об утверждении Положения о порядке проведения общественных обсуждений по вопросам, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, в муниципальном образовании "Город Йошкар-Ола".

В соответствии с п. 5.2 Положения Глава администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэр города) (далее - глава администрации) после рассмотрения представленной для утверждения документации по планировке территории в случае отсутствия необходимости ее доработки выходит с предложением к главе городского округа о назначении и проведении общественных обсуждений по вышеуказанному вопросу.

Глава администрации с учетом протокола общественных обсуждений по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в администрацию на доработку с учетом указанных протокола и заключения (п. 6.4 Положения).

Судом установлено, что постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от <дата><номер> административному истцу разрешено подготовить документацию по планировке территории, ограниченной улицами Подольских курсантов, Анциферова, Красноармейской и Ползунова в г. Йошкар-Оле в составе: проект межевания территории.

Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» <номер> от <дата> о подготовке документации по планировке территории постановлено: считать возможной подготовку документации по планировке территории, ограниченной улицами Подольских курсантов, Анциферова, Красноармейской и Ползунова в г. Йошкар-Оле, в составе: проект межевания территории; утвердить задание на выполнение инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, указанной в п. 1 настоящего постановления; установить, что со дня опубликования настоящего постановления физические или юридические лица вправе представить в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» свои предложения о порядке, сроках подготовки, и содержания документации по планировке территории, указанной в п. 1 настоящего постановления. Подготовку документации по планировке территории осуществлять на основании Генерального плана городского округа «Город Йошкар-Ола», Правил землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола» в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территории. Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществить проверку документации по планировке вышеназванной территории на соответствие требованиям, указанным в п. 3 настоящего постановления, по результатам проверки подготовить заключение и представить его в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола». До утверждения документации по планировке территории, указанная в п. 1 настоящего постановления, подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях. Опубликовать настоящее постановление в газете «Йошкар-Ола» и разместить на официальном сайте администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в сети Интернет - www.i-ola.ru.

В целях выполнения работ по разработке указанной документации, <дата> между МУП "Архитектор" муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» и ООО «СЗ «Теплогазстрой» заключен договор <номер>

Согласно п. 1.1 указанного договора, подрядчик обязуется в соответствии с постановлением «О подготовке документации по планировке территории» от <дата><номер> и по заданию заказчика выполнить проект межевания территории, ограниченной улицами Подольских курсантов, Анциферова, Красноармейской и Ползунова в г. Йошкар-Оле, сдать результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.

В судебном заседании представитель истца пояснила, что оплата по договору произведена в полном объеме.

<дата> административным истцом подано заявление в МУП «Архитектор» на выполнение проекта межевания территории.

Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» по инициативе управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» подготовлен проект «Об утверждении документации, планировке территории» в отношении основной части проекта межевания территории, ограниченной улицами Подольских курсантов, Анциферова, Красноармейской и Ползунова в г. Йошкар-Оле. В последующем проведено общественное обсуждение.

По результатам общественных обсуждений <дата> сделано заключение об утверждении основной части проекта межевания территории, ограниченной улицами Подольских Курсантов, Анциферова, Красноармейской и Ползунова в г. Йошкар-Оле.

<дата> на официальном сайте администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» опубликовано заключение о результатах общественных обсуждений по проекту постановления об утверждении документации по планировке территории, подготовленное на основании протокола общественных обсуждений от <дата><номер>, из которого следует, что замечания и предложения у участников публичных обсуждений отсутствовали.

В газете "Йошкар-Ола" от <дата><номер> опубликовано заключение о результатах общественных обсуждений по проекту постановления об утверждении документации по планировке территории, подготовленной на основании протокола общественных обсуждений от <дата><номер>.

<дата> администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» издано постановление <номер> «Об отклонении документации по планировке территории», которым отклонена и направлена на доработку документация по планировке территории ограниченной улицами: Подольских курсантов, Анциферова, Красноармейской и Ползунова в г. Йошкар-Оле в составе: проект межевания, подготовленную на основании постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата><номер> «О подготовке документации по планировке территории», в связи с несоответствием п. 2 ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым постановлением, так как на территории, в отношении которой отклонен проект межевания, расположены земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, собственником которых является административный истец ООО «СЗ «Теплогазстрой», что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, следует из пояснений представителя административного истца при осмотре проектной документации.

Земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <данные изъяты>

Образуемый земельный участок планировался к использованию ООО «СЗ «Теплогазстрой» для строительства многоквартирного дома, что следует и проектной документации и пояснений представителя истца, представителя заинтересованного лица ООО «СЗ «Трейдмастер» Лютовой А.И. в судебном заседании.

Собственником земельных с кадастровыми номерами <номер> является ООО «СЗ «Трейдмастер».

Указанные земельные участки в соответствии с разработанным проектом межевания также подлежали перераспределению с неразграниченными землями (образуемые земельные участки ЗУ 7, ЗУ 8).

<дата> постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" <номер> с учетом протокола общественных обсуждений от <дата> и заключения о результатах общественных обсуждений от <дата> отклонена и направлена на доработку документация по планировке территории, ограниченной улицами Подольских Курсантов, Анциферова, Красноармейской и Ползунова в г. Йошкар-Оле, в составе: проект межевания, подготовленную на основании постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата><номер> «О подготовке документации по планировке территории», в связи с несоответствием пункту 2 ч. 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом в постановлении не указаны основания, в связи с которыми орган местного самоуправления пришел к данному решению, какие обстоятельства свидетельствуют о необходимости доработки документации по планировке территории и в чем данная доработка должна выражаться.

Судом административным ответчикам разъяснялась обязанность представить документы, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, в подлинниках и копиях.

Представителем административного ответчика администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» представлены: копия газеты «Йошкар-Ола» от <дата><номер>, копия постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата><номер>, иные документы не представлялись.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Чагин И.А. не смог указать: основания, в связи с которыми административный ответчик пришел к данному решению; обстоятельства, свидетельствующие о необходимости доработки; также не смог пояснить, в чем данная доработка должна выражаться.

Отсутствие в оспариваемом ненормативном акте органа местного самоуправления основания для принятия данного решения, при том, что такие основания нормативным правовым актом – ст. 45, ст. 46 ГрК РФ предусмотрены, свидетельствует о его незаконности.

В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что было неясно, что послужило причиной для отклонения документации по планировке территории, какая доработка необходима, в чем она должна выражаться.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям ст. 45, ст. 46 ГрК РФ, не отвечает требованиям ясности в части основания для принятия решения об отклонении документации по планировке территории, в связи с чем является незаконным.

При этом суд учитывает, что отклонение документации по планировке территории в постановлении от <дата> не мотивировано, в связи с чем на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос и принять решение в соответствии со ст. 46 ГрК РФ в срок, указанный административным истцом – 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в абз. 4 п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", с административных ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей с каждого.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от <дата><номер> «Об отклонении документации по планировке территории».

Возложить на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность рассмотреть заново в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу документацию по планировке территории, ограниченной улицами Подольских Курсантов, Анциферова, Красноармейской, Ползунова в г. Йошкар-Оле в составе: проект межевания, с учетом протокола общественных обсуждений от <дата><номер> и заключения от <дата> о результатах общественных обсуждений по проекту постановления об утверждении документации по планировке территории, подготовленное на основании протокола общественных обсуждений от <дата><номер>.

Взыскать с администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в пользу общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Теплогазстрой» расходы по оплате государственной пошлины по 1 000 рублей с каждого из ответчиков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья М.Н. Кузьмина

Мотивированное решение составлено 4 мая 2022 года.

Решение12.05.2022