ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2033/19 от 27.06.2019 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-2033/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2019 года г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Богзыковой Е.В.

при секретаре судебного заседания Четыревой Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Джуджиновой Саглары Сергеевны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, возложении обязанности включить в указанный реестр,

у с т а н о в и л :

Джуджинова С.С. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

31 декабря 2015 года между Джуджиновой С.С. и ООО «Ново-Строй» заключен договор №36/15 бронирования квартиры в строящемся многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, по условиям которого истцом в кассу ООО «Ново-Строй» внесены денежные средства на общую сумму 124 000 руб. Застройщик ООО «Ново-Строй», привлекший денежные средства для строительства многоквартирного жилого дома, свои обязательства по договору не выполнил, жилой дом в установленный договором срок и до настоящего времени не достроил, квартиру в собственность истца не передал. 16 мая 2017 года Джуджинова С.С. признана потерпевшей по уголовному делу №600015, возбужденному 28 декабря 2016 года следователем СО УМВД России по г.Элисте по признакам преступлений, предусмотренных ч.3 ст.159, ч.4 ст.159 Уголовного кодекса РФ, в связи с причинением материального ущерба. В связи с невыполнением ООО «Ново-Строй» обязательств по договору бронирования квартиры Джуджинова С.С. обратилась в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее Министерство, ответчик) с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан. Согласно уведомлению от 22 апреля 2019 года №ОЮ/НО-02-05-2037 Джуджиновой С.С. отказано во включении в реестр пострадавших граждан на основании подп.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года №560/пр, в связи с расторжением договора участия в долевом строительстве. Считает данный отказ незаконным, поскольку полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного жилого дома и чьи права нарушены. Причиной расторжения договора явилось существенное нарушение застройщиком её прав, внесенные ею денежные средства застройщиком ей не возвращены. Ею исправно внесен платеж, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 31 декабря 2015 года на общую сумму 124 000 руб. На дату внесения очередного платежа было очевидно, что обязательства ООО «Ново-Строй» по строительству объекта в установленный срок не будут исполнены, поскольку не был подписан договор об участии в долевом строительстве. В связи с этим 31 мая 2016 года сторонами подписано соглашение о расторжении договора бронирования квартиры в строящемся многоквартирном доме от 3 декабря 2015 года, заключенного между Джуджиновой С.С. и ООО «Ново-Строй». В связи с тем, что застройщик в течение 20 рабочих дней со дня заключения соглашения не вернул денежные средства, уплаченные в счет цены договора Джуджинова С.С. обратилась в суд. Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 декабря 2016 года по гражданскому делу № 2-6493/2016 с ООО «Ново-Строй» в пользу истца взысканы денежные средства, внесенные по договору бронирования квартиры в строящемся многоквартирном доме, неустойка, штраф и компенсация морального вреда, всего 218 522 руб. 20 коп. На основании исполнительного листа серии ФС №0С9491000, выданного 28 февраля 2017 года Элистинским городским судом Республики Калмыкия, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство . Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия (далее МОСП по ОИП УФССП по РК) Колоровой Э.Ю. от 28 сентября 2017 года указанное исполнительное производство окончено ввиду невозможности установления местонахождения должника, его имущества (п.3 ч.1 ст.46 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Факт расторжения договора участия в долевом строительстве с учетом того, что причиной расторжения данного договора явилось существенное нарушение застройщиком прав истца, а также учитывая, что внесенные по договору денежные средства не возвращены, не является основанием для отказа в компенсационных мероприятий, поскольку права истца нарушены, деньги мошенническим образом изъяты.

Просила суд признать незаконным решение Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее Министерство) об отказе во включении в реестр пострадавших граждан; обязать Министерство включить ее в реестр пострадавших граждан на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В судебное заседание административный истец Джуджинова С.С. не явилась несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного ответчика не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания. Сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении дела, возражений относительно иска не представлено.

Представитель третьего лица ООО «Ново-Строй» не явился несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению (реализации), незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении данных требований необходимыми условиями для удовлетворения иска выступают несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, а также нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Согласно разъяснениям, данным в письме Минстроя России от 15 августа 2017 года №28931-НС/07, рассмотрение заявления административного истца должно осуществляться в порядке, установленном приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».

Отношения, возникшие при совершении, начиная с 1 апреля 2005 года, сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.) с учетом существа фактически сложившихся отношений, принимая во внимание, что сторонами действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года №560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, в силу п.п.1 п.2 которых критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются:

1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства: а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия; б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект; в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом №214-ФЗ; г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома; д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами, вступившими в законную силу актами судебных органов.

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом №214-ФЗ;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом №214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.

В соответствии с пунктом 6 Правил решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. К заявлению прилагаются документы, в том числе копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта.

Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Несоответствие заявителя хотя бы одному из установленных пунктом 2 Критериев в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил влечет невозможность включения заявителя в реестр пострадавших граждан.

Пунктом 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.

Заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения №1 к настоящему приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Как следует из материалов дела, 31 декабря 2015 года между ООО «Ново-Строй» (застройщик) и Джуджиновой С.С. (участник долевого строительства) заключен договор бронирования квартиры в строящемся многоквартирном доме <адрес>, по условиям которого застройщик обязался произвести бронирование квартиры в строящемся доме по строительному адресу: <адрес> до даты подписания сторонами договора об участии в долевом строительстве. Участник долевого строительства обязуется подписать договор об участии в долевом строительстве застройщиком на объект строительства – жилое помещение – однокомнатная квартира, расположенная на этаже, в подъезде , под номером , общей проектируемой площадью 42,47 кв.м, по строительному адресу: <адрес>; срок сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию – 1 квартал 2017 года (п.1.4 договора). Согласно п.3.1.2 договора застройщик обязался после окончания строительства передать квартиру участнику долевого строительства, а участник обязался уплатить аванс в связи с бронированием квартиры. Стороны договорились, что стоимость бронируемой квартиры составляет 1231630 руб. (п.4.1 договора). В счет бронирования квартиры участник при подписании настоящего договора вносит аванс 10% в размере 124 000 руб., которые зачисляется в счет стоимости квартиры. Оставшаяся сумма 937 750 руб. подлежит внесению до 20 января 2016 года (п.4.2 договора).

Судом установлено, что административный истец свои обязательства по оплате взноса исполнила частично, в размере 124 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру б/н от 31 декабря 2016 года.

31 мая 2016 года между ООО «Ново-Строй» и Джуджиновой С.С. подписано соглашение о расторжении договора бронирования квартиры в строящемся многоквартирном доме №36/15 от 3 декабря 2015 года, в соответствии с п.2.1 которого застройщик обязался в течение 20-ти рабочих дней возвратить участнику долевого строительства уплаченную сумму по договору №36/15 от 31 декабря 2015 года, однако застройщиком денежные средства в добровольном порядке не возвращены.

Джуджинова С.С. обратилась в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о включении в реестр пострадавших граждан.

Уведомлением Министерства от 22 апреля 2019 года №010/НО-02-05-2037 Джуджиновой С.С. отказано во включении в указанный реестр в связи с несоответствием заявителя критериям, установленных пунктом 2 Приложения №1 «Критерии отнесения граждан, чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан» к Приказу Минстроя России от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», а именно ввиду ненадлежащего исполнения гражданином-участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве, а также согласно п.п.4 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан в связи с расторжением договора бронирования квартиры в строящемся доме.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Из содержания договора №36/15 бронирования квартиры в строящемся многоквартирном доме от 31 декабря 2015 года следует, что фактически данный договор является договором участия в долевом строительстве, в нём оговорены все существенные условия договора участия в долевом строительстве, по нему застройщик ООО «Новострой» обязался в предусмотренный договором срок построить (создать) многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства Джуджиновой С.С., а другая сторона (участник долевого строительства Джуджинова С.С.) обязалась уплатить обусловленную договором цену (1 231 630 руб.) и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

При заключении договора у участника долевого строительства Джуджиновой С.С. возникло право требования к застройщику ООО «Новострой» передачи завершенного строительством объекта - жилого помещения – однокомнатной квартиры, расположенной на 4 этаже, в подъезде №2, под номером 35, общей проектируемой площадью 42,47 кв.м по строительному адресу: <адрес> после сдачи в 1 квартале 2017 года многоквартирного дома в эксплуатацию.

Пунктом 2 ст.453 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

Статьей 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены случаи расторжения договора участия в долевом строительстве. При расторжении договора участия в долевом строительстве у гражданина взамен права требования передачи объекта долевого строительства возникает право требования возврата ранее уплаченной по договору суммы, а у застройщика - обязанность возвратить участнику долевого строительства денежные средства, уплаченные им в счет цены договора, а также уплатить проценты на эту сумму за пользование денежными средствами.

Расторжение договора №36/15 бронирования квартиры в строящемся многоквартирном доме от 31 декабря 2015 года (договора участия в долевом строительстве) является правовым основанием для невключения гражданина, обратившегося с заявлением в контролирующий орган, в реестр, что предусмотрено подпунктом 4 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан.

Данное правовое регулирование соответствует требованиям Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по смыслу которого включению в реестр подлежат граждане, имеющие на момент подачи заявления в контролирующий орган не расторгнутый договор участия в долевом строительстве.

При таких обстоятельствах отказ Министерства во включении в реестр в связи с расторжением договора бронирования квартиры в строящемся доме соответствует закону.

На основании изложенного административные исковые требования о признании незаконным решения Министерства об отказе во включении Джуджиновой С.С. в реестр пострадавших граждан, возложении на Министерство обязанности включить Джуджинову С.С. в реестр пострадавших граждан на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175,180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Джуджиновой Саглары Сергеевны отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий Е.В. Богзыкова