Дело № 2а-2037/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2022 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Лучниковой С. С.,
при секретаре Гуляевой Ю. А.,
с участием представителя административного истца –адвоката ФИО6, действующего на основании ордера и удостоверения,
представителя административных ответчиков ФИО3, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Кунгурского муниципального округа, Управлению градостроительства администрации Кунгурского муниципального округа, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Кунгурского муниципального округао признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Кунгурского муниципального округа, Управлению градостроительства администрации Кунгурского муниципального округа, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Кунгурского муниципального округао признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанностей, по тем основаниям, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу:, левый берег , 0,5 км южнее д. Гарюшки, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый № (далее по тексту - Земельный участок).
Данный участок был сформирован следующим образом.
Согласно Акту на право пользование землей от ДД.ММ.ГГГГ, Пермскому агрегатному конструкторскому бюро в постоянное пользование отведено 20 га земли, при этом, вся площадь входила в состав гектаров и прочих угодий, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана соответствующая запись в государственной книге регистрации землепользований. Распоряжением администрации ФИО4 сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № З6-з ее отцу, ФИО8, был выделен в собственность за плату земельный участок на левом берегу , 0,5 км южнее д. Гарюшки вблизи б/о «Геофизик» общей площадью 1000 кв. м. для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ между ее отцом и Администрацией ФИО4 сельсовета был заключен Типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке, согласно которому отец был обязан построить жилой дом на указанном выше земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГ Отделом архитектуры администрации ее отцу выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ №, согласно которому было позволено возведение индивидуального жилого дома и служебно-хозяйственных построек на земельном участке.
В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ, между администрацией ФИО4 сельсовета и ФИО8 был заключен договор купли-продажи земельного участка, на основании которого отец купил земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства Данный договор был зарегистрирован в Кунгурском райкомземе ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО7C. было выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ XXX №, регистрационная запись № ПК 20-071 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отец стал собственником земельного участка ПМО№, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, под строением 85,0 кв. м, пашня - 215 кв. м.
Однако, как выяснилось в дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ был изготовлен Кадастровый план земельного участка, которому уже присвоен кадастровый №. Согласно данному кадастровому плану весь земельный участок, вопреки правоустанавливающим документам, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Помимо этого, отцу было выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому участок входит в сослав земель с категорией: земли сельскохозяйственного назначения.
С ДД.ММ.ГГГГ участок стал принадлежать ее маме - ФИО7, которая, в свою очередь, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ передала земельный участок в собственность истца.
Увидев разногласия в подтверждающих право документах (свидетельство о государственной регистрации права от 14 03.2007) и документах, на основании которых участок был сформирован и предоставлен ее отцу (Акт на право пользования землей, Распоряжение, Договоры купли-продажи и т.д.), она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по, вследствие чего, получено Решение об исправлении технической ошибки от ДД.ММ.ГГГГ № № (копию прилагаю). Согласно данному решению в сведениях ЕГРН содержалась техническая ошибка, которая была исправлена, вследствие чего в отношении принадлежащего ей земельного участка в графе «вид категории» вместо «земли сельскохозяйственного назначения» опять внесена запись «Земли населенных пунктов».
ДД.ММ.ГГГГ ею была получена выписка из ЕГРН, согласно которой участок относится к категории земель: земли населенных пунктов.
Совокупность указанных документов и фактических обстоятельств позволяет утверждать, что земельный участок всегда относился к категории: земли населенных пунктов и был предоставлен именно с возможностью строительства индивидуального жилого дома.
Также полагает, что участок должен иметь вид разрешенного использования: «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (как это было изначально), который согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", имеет код вида разрешенного использования «2.2».
Здесь же необходимо отметить, что такой вид разрешенного использования как «ведение садоводства» (код 13.2 согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков) включает в себя осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования е ко.1, хозяйственных построек и гаражей. Однако, ДД.ММ.ГГГГ в ответ на заявление о выдаче Градостроительного плана (далее по тексту - ГПЗУ) ею получено письмо Управления имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором выражен отказ в выдаче ГПЗУ. В обоснование данного решения указано, что земельный участок находится в территориальной зоне ведения коллективного, индивидуального садоводства и дачного хозяйства (СХ-4), при этом использование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома не соответствует установленным Правилами землепользования и застройки, градостроительным регламентам. В то же время оставлен без внимания тот факт, что зона СХ-4 включает такой вид разрешенного использования как ведение садоводства (следует из приведенного ответа, указанного в настоящем абзаце), следовательно, в силу Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540, на нем возможно строительство жилого дома. Также, ДД.ММ.ГГГГ в ответ на уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ было получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Согласно данному ответу ее земельный участок расположен за границами населенных пунктов ФИО4 сельского поселения, в территориальной зоне ведения коллективного, индивидуального садоводства и дачного хозяйства (СХ-4), а указанное в уведомлении разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства» и «индивидуальный жилой дом» не соответствует Градостроительным регламентам зоны СХ-4, в которой возможно только строительство садовых домов.
С данными доводами органов местного самоуправления не может согласиться административный истец и считает их противоречащими действующему законодательству: ст. ст. 1,7,37,42,85 ЗК РФ, ст. ст. 34,35,36 ГрК РФ, Правилам землепользования и застройки ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района, утвержденными решением ФИО2 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, в силу п.2 ст. 209 ГК ПФ, в рассматриваемой ситуации имеет место нарушение ее прав, как собственника земельного участка.
Вследствие допущенных нарушений ею подано заявление в Администрацию Кунгурского муниципального района, в котором она просила:
Подготовить и выдать Градостроительный план земельного участка расположенного по адресу:, левый берег , 0,5 км южнее д. Гарюшки, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №.
Разъяснить для каких категорий земель на территории Кунгурского муниципального района и ФИО4 сельского поселения возможно установление территориальной зоны СХ-4 и каким законным или нормативным правовым актом это установлено.
Разъяснить почему территориальная зона (СХ-4), в которую вошел ее участок, установлена без учета его фактического землепользования, вида разрешенного использования и категории земель, в состав которой входит участок. К ответу на данный вопрос просьба приложить документы, на основании которых были приняты соответствующие решения.
Внести изменения (инициировать внесение изменений) в Генеральный план ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района, которыми вернуть принадлежащий ей земельный участок в состав населенного пункта и установить территориальную зону, позволяющую присвоение вида разрешенного использования, например, «ведение личного подсобного хозяйства» и возведение на участке жилого дома.
По результатам рассмотрения ее заявления в середине октября 2021 был получен ответ Администрации Кунгурского муниципального районаот ДД.ММ.ГГГГ№, в котором, вопреки приведенным выше правовым нормам, выражен отказ в выдаче ГПЗУ. Данный отказ обусловлен тем, что использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не соответствует ПЗЗ ФИО4 сельского поселения, градостроительным регламентам существующей территориальной зоны.
Также, в ответе указано на местоположение участка за пределами ФИО4 сельского поселения на землях сельскохозяйственного назначения. Однако, данный довод не соответствует порождающим и подтверждающим право документам, указанным выше и приложенным к настоящему иску.
Помимо того, ответ содержит указание на проведение в октябре 2021 заседания комиссии по подготовке проекта «ПЗЗ в Кунгурском муниципальном округе», где будет рассмотрен вопрос о внесении изменения в Генплан, а также ПЗЗ ФИО4 сельского поселения в части включения ее участка в состав населенного пункта, а также установления территориальной зоны, позволяющей присвоение ему вида разрешенного использования: личное подсобное хозяйство. Однако до настоящего времени о результатах поведения указанной комиссии ей не сообщено.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации имеется ряд нарушений, выразившихся в следующем:
принадлежащий ей земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, и предоставленный изначально с возможностью строительства индивидуального жилого дома, самовольно «вынесен» за границы населенного пункта;
в отношении участка без учета фактического использования установлена территориальная зона сельскохозяйственного использования (СХ-4), градостроительный регламент которой не включает в себя такой вид разрешенного использования как «личное подсобное хозяйство», чем нарушены положения ч. 1 ст. 34. ч. 2 ст. 35, ч. 2 ст. 36 ГрК РФ;
градостроительный регламент установленной территориальной зоны (СХ-4), в которую «попал» ее участок, не приведен в соответствие с положениями Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", чем нарушен п. 12 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вследствие чего, ей незаконно отказано в выдаче ГПЗУ, чем создано препятствие для возведения на участке строения, в частности, жилого дома.
отказ в выдаче ГПЗУ земельного участка также противоречит положениям ч. 8 ст. 361 рК РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 6 ПЗЗ ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района, утвержденным решением ФИО2 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 11 ст. 34 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ.
На основании вышеизложенного, административный истец просит:
Признать незаконным действия (бездействие) администрации Кунгурского муниципального района, выразившееся в «выносе» земельного участка, расположенного по адресу:, левый берег , 0,5 км. южнее д. Гарюшки, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №, за пределы населенного пункта; установлении в отношении указанного участка территориально зоны СХ-4, предусмотренной ПЗЗ ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района; не приведении в соответствие с действующим законодательством градостроительного регламента терриориальной зоны СХ-4, предусмотренной ПЗЗ ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района; отказе в выдаче Градостроительного плана в отношении принадлежащего ФИО1 указанного земельного участка.
Возложить на администрацию Кунгурского муниципального районаобязанности по устранению допущенных нарушений, путем установления территориальной зоны (в которую в настоящее время включен принадлежащий ФИО1 участок), включающей в градостроительный регламент такой основной вид разрешенного использования земельного участка как «личное подсобное хозяйство», либо иной вид, позволяющий строительство индивидуального жилого дома, приведения градостроительного регламента зоны СХ-4, предусмотренной ПЗЗ ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, выдачи градостроительного плана в отношении земельного участка, расположенного по адресу:, левый берег , 0,5 км. южнее д. Гарюшки, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца в судебном заседании на иске настаивал, просил его удовлетворить.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Представители заинтересованных лиц – Управления Росреестра по, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностив судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников судебного заседания считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материал дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктами 1,2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов.
Пунктом 2 ст.7 ЗК РФ установлено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пп.2 ч.1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 1 ГрК РФ, территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно п. 4 ст. 30 ГрК РФ, Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются ст. ст. 34,35 ГрК РФ.
Согласно п.п. 1-4 ст. 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно ч.2 ст. 35 ГрК РФ в состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки;
3) зоны застройки среднеэтажными многоквартирными домами;
4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (п.9 ст. 35 ГрК РФ).
Согласно п.2 ст. 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (п.9 ст. 35 ГрК РФ).
Аналогичные положения содержатся в п.4 ст. 85 ЗК РФ, ч.1 ст. 6 Правил землепользования и застройки ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района, утвержденного решением ФИО2 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Использование земельных участков и объектов капитального строительства, указанных в ч.3 ст. 5 Правил землепользования и застройки ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района, определяются в соответствии с ч.ч.8-10 ст. 36 ГрК РФ (ч.4 ст.5 Правил).
Согласно с п.1 ст. 57.3 ГрК РФ, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи (п.2 ст.57.3 ГрК РФ).
Информация, которая должна содержаться в градостроительном плане земельного участка, указана в п.3 ст. 57.3 ГрК РФ.
В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (п.5 ст. 57.3 ГрК РФ).
Согласно п.11ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (п.12 ст. 34 указанного Закона).
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков», утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 :
Наименование вида разрешенного использования земельного участка | Описание вида разрешенного использования земельного участка | Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка |
Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) | Размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с ко.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных |
Как следует из материалов дела, согласно акту на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, Пермскому агрегатному конструкторскому бюро в постоянное пользование отведено 20 га земли, площадь земельного участка входила в состав гектаров и прочих угодий, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись в государственной книге регистрации землепользователей за № (л.д.12-15).
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-з «О выделении земельных участков», ФИО8 выделен земельный участок в собственность за плату по договорной цене земли из земель занятых сенокосами, на левом берегу , 0,5 км. южнее д. Гарюшки, вблизи б/о «Геофизик», общей площадью 1 000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ФИО4 сельсовета и ФИО8 заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 1000 кв.м., расположенного на землях администрации ФИО4 сельсовета, на левом берегу , 0,5 км. южнее д. Гарюшки, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 24-27).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 является собственником земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 1 000 кв.м., расположенного по адресу:, левый берег 0,5 км. южнее д. Гарюшки, кадастровый № (л.д.38).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ФИО4 сельсовета и ФИО8 заключен типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на право личной собственности на отведенном земельном участке (л.д. 22,23).
ДД.ММ.ГГГГФИО8 выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ № по возведению индивидуального жилого дома и служебно-хозяйственных строений на земельном участке площадью 1000 кв.м. по адресу: турбаза «Геофизик» ФИО4 с/с (л.д.28).
Согласно кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок, расположенный примерно в 0,5 км. по направлению на юг от ориентира д. Гарющки, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: кр.Пермский, р-н Кунгурский, с кадастровым номером №, площадью 1 000 кв.м., имеет вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 29,30).
Согласно свидетельству на право собственности на землю ПМО№ серии РФ-ХХХ №, ФИО8 на праве частной собственности принадлежит земельный участок ПМО№, земли населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства, под строением 85,00 кв.м., пашня -915,00 кв.м. (л.д.16,17).
Решением Управления Росреестра № от ДД.ММ.ГГГГ, исправлена техническая ошибка в указании категории земельного участка, расположенного по адресу:, кунгурский район, левый берег 0,5 км. южнее д. Гарюшки, кадастровый №. В графе «вид категории» вместо «земли сельскохозяйственного назначения» внести «Земли населенных пунктов» (л.д.43).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу:, левый берег , 0,5 км. южнее д. Гарюшки, кадастровый №, площадью 1096 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов» принадлежит ФИО1 на праве собственности (л.д. 33-37).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет по документу ДД.ММ.ГГГГ,площадь уточненная, дата завершения кадастровых работ ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование-для ведения личного подсобного хозяйства, категория-земли населенных пунктов (л.д.79,80).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки ФИО4 сельского поселения, утвержденными решением ФИО2 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне ведения коллективного, индивидуального садоводства и дачного хозяйства (СХ-4).
В соответствии со ст. 38 Правил землепользования и застройки ФИО4 сельского поселения, территориальная зона СХ-4 зона ведения коллективного, индивидуального садоводства и дачного хозяйства установлена для незаселенной территории ФИО4 сельского поселения, т.е. для территории, расположенной за границами населенных пунктов.
Граница ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района описана в соответствии со ст. от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований » (закон утратил силу).
В Генеральном плане ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района, утвержденного решением ФИО2 сельского поселения Кунгурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, участок находится в функциональной зоне ведения коллективного, индивидуального садоводства и дачного хозяйства (СХ-4).
При сопоставлении данных портала «Публичная кадастровая карта» и материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение ФИО4 сельского поселения от 1994, земельный участок с кадастровым номером №, расположен на землях сельскохозяйственного назначения (л.д. 87-100).
Согласно п.1 ст. от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «Об объединении всех поселений, входящих в состав Кунгурского муниципального района, с городом Кунгуром», ФИО4 сельское поселение утратило статус муниципального образования, в связи с вхождением в состав Кунгурского муниципального района, с городом Кунгуром.
Сведения о границах муниципального образования Кунгурский муниципальный округвнесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом Управления имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ в разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу:, левый берег 0,5 км. южнее д. Гарющки, ФИО1, отказано по тем основаниям, что использование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома не соответствует установленным Правилам землепользования и застройки градостроительным регламентам существующей территориальной зоны (л.д. 41,42).
Уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером 59:24:3560101:45 расположен за границами населенных пунктов ФИО4 сельского поселения, в территориальной зоне ведения коллективного, индивидуального садоводства и дачного хозяйства (СХ-4), а указанное в уведомлении разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства» и «индивидуальный жилой дом» не соответствует Градостроительным регламентам зоны СХ-4, в которой возможно только строительство садовых домов (л.д. 39,40).
Письмом администрации Кунгурского муниципального округаот ДД.ММ.ГГГГ№ «О рассмотрении обращения ФИО1», в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу:, левый берег , 0,5 км. южнее д. Гарюшки, ей отказано, поскольку использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не соответствует Правилам землепользования и застройки ФИО4 сельского поселения, градостроительным регламентам существующей территориальной зоны. Также, указано, что при сопоставлении данных портала «Публичная кадастровая карта» и материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение ФИО4 сельского поселения от 1994, земельный участок с кадастровым номером 59:24:3560101:45 расположен на землях сельскохозяйственного назначения, решений по включению данной территории в границы ближайшего населенного пункта не было (л.д. 44,45).
Письмом администрации Кунгурского муниципального округаот ДД.ММ.ГГГГ№, отклонены предложения ФИО1 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, в Генеральный план в части включения земельного участка в состав населенного пункта и установлении территориальной зоны, позволяющей присвоение вида разрешенного использования «личное подсобное хозяйство» в отношении указанного участка (л.д.57).
Таким образом, принадлежащий ФИО1 земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов и изначально предоставленный ФИО8 для строительства индивидуального жилого дома, оказался «вынесен» за границы населенного пункта, в отношении которого, без учета фактического использования установлена территориальная зона сельскохозяйственного использования (СХ-4), градостроительный регламент которой не включает в себя такой вид разрешенного использования, как «личное подсобное хозяйство», градостроительный регламент установленной территориальной зоны (СХ-4), в которой находится земельный участок, не приведен в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков», утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412, вследствие чего, административному истцу отказано в выдаче ГПЗУ, чем создано препятствие для возведения жилого дома.
В соответствии с п.1 ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Вместе с тем, не соответствие вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ФИО1 Правилам землепользования и застройки ФИО4 сельского поселения Кургурского муниципального района, не может служить основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, поскольку подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка, который носит информативный характер, по заявлению правообладателя земельного участка является обязанностью уполномоченного органа, и не обусловлена необходимостью обоснования заинтересованным лицом целей истребования градостроительного плана. Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № (для ведения личного подсобного хозяйства), позволяют возводить на нем объекты капитального строительства. Тот факт, что спорный земельный участок образован из земельного участка, который ранее образован из состава сельскохозяйственных угодий (земель, занятых сенокосами) и то обстоятельство, что выбытие земель сельскохозяйственного назначения и образование земельных участков с разрешенным использованием, допускающим возведение объектов капитального строительства, осуществлено в отсутствие земельного контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, не может повлечь нарушение прав ФИО1 на владение и пользование принадлежащим ей земельным участком в соответствии с правоустанавливающими документами.
Вместе с тем, неприведение в соответствии с действующим законодательством градостроительного регламента территориальной зоны СХ-4, предусмотренной ПЗЗ ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Доводы административного ответчика о невозможности идентификации земельного участка являются несостоятельными, поскольку право собственности на спорный земельный участок подтверждается правоустанавливающими документами. В связи с чем, предполагать об отсутствии возможности определить местонахождение спорного земельного участка, принадлежащего истцу, не имеется.
Согласно п.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Ссылка административного ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения в суд отклоняются, поскольку ответ на обращение ФИО1 датирован ДД.ММ.ГГГГ, в суд с административным иском она обратилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок.
Учитывая изложенное, требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным действия (бездействие) администрации Кунгурского муниципального округа, выразившееся в «выносе» земельного участка, расположенного по адресу:, левый берег , 0,5 км. южнее д. Гарюшки, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №, за пределы населенного пункта; установлении в отношении указанного участка территориально зоны СХ-4, предусмотренной ПЗЗ ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района; не приведении в соответствие с действующим законодательством градостроительного регламента терриориальной зоны СХ-4, предусмотренной ПЗЗ ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района; отказе в выдаче Градостроительного плана в отношении принадлежащего ФИО1 указанного земельного участка.
Возложить на администрацию Кунгурского муниципального округа, Управление градостроительства администрации Кунгурского муниципального округа, Управление имущественных и земельных отношений администрации Кунгурского муниципального округаобязанности по устранению допущенных нарушений, путем установления территориальной зоны (в которую в настоящее время включен принадлежащий ФИО1 участок), включающей в градостроительный регламент такой основной вид разрешенного использования земельного участка как «личное подсобное хозяйство», либо иной вид, позволяющий строительство индивидуального жилого дома, приведения градостроительного регламента зоны СХ-4, предусмотренной ПЗЗ ФИО4 сельского поселения Кунгурского муниципального района, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, выдачи градостроительного плана в отношении земельного участка, расположенного по адресу:, левый берег , 0,5 км. южнее д. Гарюшки, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами ввой суд через Свердловский районный суд , в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья/подпись/
Копия верна:
Судья С. С. Лучникова
Мотивированное решение составлено 10.06.2022