Дело №2а-2037/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Осколковой А.Н.
при секретаре Головко А.Ф.
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО3
12 июля 2022 года в г. Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании незаконным постановления в части,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, с учетом уточнений, обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании незаконным постановления в части. В обоснование требований указав, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №..., земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: земли под объектами торговли (здание комплекса торговых помещений), общей площадью 450 кв.м. "."..г.г. администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области приняла Постановление №... «Об утверждении проекта внесенных изменений в проект межевания застроенной территории 25 микрорайона городского округа – город Волжский Волгоградской области». В соответствии с Приложением №... к указанному Постановлению, земельный участок с кадастровым номером 34:35:030215:217, принадлежащий истцу на праве собственности? объединен с другим земельным участком. Считает, что при таких обстоятельствах, постановление №... «Об утверждении проекта внесенных изменений в проект межевания застроенной территории 25 микрорайона городского округа – город Волжский Волгоградской области» от "."..г.г. нарушает его права и законные интересы, нормы действующего законодательства РФ. Просит признать недействительным постановление администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от "."..г.г. №... «Об утверждении проекта внесенных изменений в проект межевания застроенной территории 25 микрорайона городского округа – город Волжский Волгоградской области» в части объединения земельного участка с кадастровым номером №... принадлежащего ФИО4 на праве собственности, с другим земельным участком, взыскать с администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области судебные расходы в размере 10 000 руб.
Протокольным определением от 7 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области.
Протокольным определением от 28 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Волгоградской области.
Протокольным определением от 20 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ЕВИЧ ИК».
Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям их предъявления, настаивал на их удовлетворении, с учетом уточнений.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованных лиц – Управления Росреестра по Волгоградской области, ООО «ЕВИЧ ИК» в судебное заедание не явились, о рассмотрении дела извещены.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что ФИО4 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №..., земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: земли под объектами торговли (здание комплекса торговых помещений), общей площадью 450 кв.м., на основании договора дарения земельного участка от "."..г.г.
Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№..., принято решение о подготовке проекта внесения изменений в проект межевания застроенной территории 25 микрорайона городского округа - город Волжский Волгоградской области в срок до "."..г..
На основании постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№...-ГО, которое было опубликовано в газете Волжский муниципальный вестник "."..г.№...№... проведены общественные обсуждения по вопросу рассмотрения проекта внесения изменений в проект межевания застроенной территории 25 микрорайона городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Оповещение о начале общественных слушаний было опубликовано в газете Волжский муниципальный вестник "."..г.№...№...
Общественные обсуждения проводились в период с "."..г. по "."..г., предложения и замечания по вышеуказанному проекту не поступали.
В период проведения общественных обсуждений в комитет земельных ресурсов и градостроительства поступило обращение ФИО5 ("."..г.№...) о присоединении к придомовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: 40 лет Победы, 53 территории, на которой выполнено благоустройство и высажены зеленые насаждения.
Письмом комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№...ФИО2 было сообщено, о принятии решения об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания застроенной территории 25 микрорайона городского округа - город Волжский Волгоградской области с учетом поступившего предложения.
По результатам общественных обсуждений составлен протокол, а также заключение по результатам общественных обсуждений от "."..г.. По итогам рассмотрения проекта межевания, по результатам состоявшихся общественных обсуждений принято решение об утверждении проекта межевания.
Результаты общественных обсуждений были опубликованы в газете Волжский муниципальный вестник "."..г.№...№...).
Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№..., утвержден проект внесения изменений в проект межевания застроенной территории 25 микрорайона городского округа - город Волжский Волгоградской области», в границах которого расположен земельный участок ФИО4
Вышеуказанное постановление опубликовано в газете Волжский муниципальный вестник "."..г.№...№...) и на официальном сайте администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области.
По проекту межевания были организованы и проведены общественные обсуждения, проект прошел все необходимые стадии согласования.
Материалы дела не содержат доказательств того, что в ходе общественных обсуждений ФИО4 представлял свои замечания либо принимал в них участие.
Как установлено частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2 статьи 41 ГрК РФ).
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 42 указанного Кодекса подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В соответствии с частью 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 ГрК РФ).
В силу статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке и межеванию территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке и межеванию территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 ГрК РФ).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 4 статьи 46 ГрК РФ).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 ГрК РФ).
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 9 статьи 46 ГрК РФ).
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 10 статьи 46 ГрК РФ).
В силу частей 12 и 13 статьи 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 14 статьи 46 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила застройки и землепользования являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Таким образом, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности правил застройки и землепользования, как документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий, перед проектом планировки и проектом межевания.
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктом 24 части 1 статьи 6 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Вид разрешенного использования земельных участков определяется в соответствии с градостроительными зонами, установленными Городским положением от "."..г.№...-ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области».
Земельный участок, принадлежащий на праве собственности ФИО4 расположен в многофункциональной зоне ОД-1, следовательно, виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, включаемые в проект планировки и проект межевания застроенной территории, должны соответствовать видам и параметрам данных объектов, установленных Правилами.
Таким образом, еще при утверждении Правил землепользования и застройки городского округа, земельный участок с кадастровым номером №... был отнесен к зоне ОД-1, и в указанной части Правила землепользования и застройки не оспорены, из чего следует вывод о том, что постановление администрации городского округа - горд Волжский Волгоградской области от "."..г.№... «Об утверждении проекта внесенных изменений в проект межевания застроенной территории 25 микрорайона городского округа - город Волжский Волгоградской области», принят в соответствии с нормативно-правовым актом, обладающим большей юридической силой и, следовательно, нарушения прав и законных интересов административного истца не влечет.
Проект межевания территории, утвержденный оспариваемым постановлением, обеспечивает нормативно обоснованной площадью земельного участка ФИО4 в соответствии с Городским положением от "."..г.№...-ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области», и создает условия для беспрепятственной эксплуатации земельного участка; следовательно, оспариваемый проект межевания обеспечивает соблюдение баланса интересов при использовании территории городского округа.
Администрация городского округа при утверждении проекта межевания привела сложившиеся земельные отношения в соответствие с требованиями земельного законодательства.
Границы земельного участка с кадастровым номером 34:35:030215:217 образованы в соответствии с градостроительными регламентами, при разработке проекта межевания осуществлен комплекс мер по установлению оптимальных границ земельных участков с учетом критериев, предусмотренных действующим законодательством.
Границы были установлены на основании действующих градостроительных регламентов (Городского положения от "."..г.№...-ВГД «Правил землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области»), в соответствии с приказом Минэкономразвития России от "."..г.№... «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Кроме того, согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от "."..г. N 387-О, от "."..г. N 931-О-О и от "."..г. N 242-О указывал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Руководствуясь данной правовой позицией, суд полагает, что действующее законодательство прямо предусматривает возможность планировки уже застроенных территорий, запрета на совершение указанных действий в отношении земельных участков со сложившимся порядком пользования не имеется. Интересы владельцев таких земельных участков защищаются посредством предусмотренной законом процедуры публичных слушаний, которая в данном случае соблюдена.
Утверждение заявителя, что изменение границ земельного участка препятствует его использованию по назначению несостоятельно и никакими доказательствами не подтверждено.
Кроме того, как следует из пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, требования об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части подлежат удовлетворению только в том случае, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов заявителя, суд приходит к выводу о правомерности в оспариваемой части принятого постановления администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания застроенной территории 25 микрорайона городского округа - город Волжский Волгоградской области» и об отказе в удовлетворении заявленных требований в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ.
Поскольку судом не установлено оснований для удовлетворения требований ФИО4, его судебные расходы взысканию с административного ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО4 в удовлетворении административного иска к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании незаконным постановления от "."..г.№... «Об утверждении проекта внесенных изменений в проект межевания застроенной территории 25 микрорайона городского округа – город Волжский Волгоградской области» в части объединения земельного участка с кадастровым номером 34:35:030215:217 с другим земельным участком, взыскании судебных расходов в размере 10 000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения судом в мотивированной форме.
Судья: подпись
Справка: мотивированное решение изготовлено 26 июля 2022 года (16, 17, 23, 24 июля 2022г. – выходные дни).
Судья: подпись