ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2039/2022 от 25.05.2022 Тюменского районного суда (Тюменская область)

72RS0021-01-2022-001524-82

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 25 мая 2022 года

2а-2039/2022

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Мироновой В.Б.,

при секретаре Культаевой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тюменского района, действующего в интересах Л.Ф. к Администрации Кулаковского муниципального образования о признании распоряжения в части установления сроков расселения из аварийного многоквартирного дома незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменского района, действующий в интересах Л.Ф., обратился в суд с административным иском к Администрации Кулаковского муниципального образования о признании распоряжения в части установления сроков расселения из аварийных многоквартирных домов незаконными. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей , проживающих по адресу: нарушении их жилищных прав. В соответствии с предоставленным свидетельством о государственной регистрации права на , указанное жилое помещение находятся в пользовании заявителя. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления. Многоквартирный на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийными и подлежащим сносу. Многоквартирный дом подлежит расселению не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническим заключениям физический износ зданий составляет более 80%, техническое состояние объекта «аварийное». Пребывание людей внутри зданий и в непосредственной близости от него представляется опасным для их жизни и здоровья. Необходимо срочно принять меры и провести мероприятия по расселению жильцов. В настоящее время переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Тюменской области осуществляется в рамках региональной программы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в Региональную программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Срок – до ДД.ММ.ГГГГ до момента расселения жильцов и сноса дома является чрезвычайно длительным. Учитывая аварийное состояние практически всех конструктивных элементов данного дома, за этот период могут произойти необратимые последствия для граждан, так как в результате чрезвычайной ситуации указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости. На основании изложенного просит признать незаконным распоряжение Администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока расселения из многоквартирного ; обязать Администрацию Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области установить срок отселения проживающих лиц из многоквартирного до ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец - старший помощник прокурора Тюменского района ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям.

Л.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного ответчика - глава Кулаковского муниципального образования Чалышев А.В., действующий на основании решения Думы Кулаковского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, полагая вынесенные распоряжения законными и обоснованными, поддержал письменные возражения на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица администрации Тюменского муниципального района Бурлева А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Л.Ф. является собственником квартиры, расположенной по адресу: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.12).

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГЛ.Ф. обратилась в прокуратуру Тюменского района Тюменской области с заявлением о принятии мер для скорейшего расселения (л.д.9).

Из письменного ответа администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что многоквартирный дом по адресу признан аварийным распоряжением администрации Кулаковского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ, физический износ дома – 80% (л.д.17).

Распоряжением Администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение граждан, проживающих в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу постановлено осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).

В соответствии с техническим заключением 32-ОТС-18-6-ТЗ, подготовленным по материалам обследования общего имущества многоквартирного дома по адресу: , по результатам обследования общего технического состояния строительных конструкций и внутридомовых инженерных систем здания, расположенного по адресу: , установлено: фундаменты находятся в аварийном состоянии; несущие наружные ограждающие и внутренние несущие стены, а также перегородки, находятся в аварийном состоянии; чердачное перекрытие находится в аварийном состоянии; междуэтажное перекрытие находится в аварийном состоянии; стропильные конструкции и кровля находятся в ограниченно-работоспособном состоянии; конструкции полов находятся в ограниченно-работоспособном состоянии; конструкции окон и дверей находятся в ограниченно-работоспособном состоянии; внутренние инженерные системы находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Общее техническое состояние здания принято как – аварийное. Здание подлежит сносу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ВСН-53-86 (р) физический износ по сроку службы более 80%. Фундаменты, несущие стены и перекрытия здания находятся в аварийном состоянии вследствие наличия повреждений, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности конструкций и опасности их обрушения. Пребывание людей внутри здания и в непосредственной близости от него представляется опасным для их жизни и здоровья. Необходимо срочно принять меры и провести мероприятия по расселению жильцов. Теплотехнические характеристики ограждающих конструкций и показатели энергоэффективности элементов здания заведомо не соответствуют современным нормам и требованиям, предъявляемым к зданиям, так как наружные стены и чердачное перекрытие имеют значительный износ. Согласно Приказу Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Положения о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий» срок службы жилых домов IV группы (дома деревянные, рубленые и брусчатые смешанные, сырцовые) составляет 50 лет. На основании вышесказанного и учитывая значительный моральный и физический износ здания, низкую энергоэффективность, высокую пожароопасность, угрозу внезапного обрушения конструкций здания, а также объем вложений для проведения восстановительно-ремонтных работ, целесообразным является признание жилого дома, расположенного по адресу: аварийным и подлежащим сносу.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных названным Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению, их прав, свобод и реализации законных, интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия), органов, власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействий) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее также - Положение).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 названного Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

В пунктах 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Исходя из изложенного, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Однако, в случае, если помещение представляет опасность для жизни и здоровья человека, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома.

Решение органа местного самоуправления, которым установлен указанный срок, подлежит проверке в судебном порядке и может быть признано незаконным в случае установления таких обстоятельств.

Принимая во внимание заключение ООО «Благо Дар», конструкции фундаментов зданий, стены объектов, дверные и оконные блоки, конструкции полов, конструкции перекрытия жилых домов, конструкции кровли, на момент обследования, находились в аварийном техническом состоянии. Общее техническое состояние обследуемых зданий оценивается как непригодное для проживания, аварийное и подлежащее сносу, общий физический износ составляет более 80%. Капитальный ремонт зданий в текущем состоянии нецелесообразен ввиду значительного износа строительных конструкций зданий.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных, государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного, истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу пункта 2 части 6 статьи 180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда, на немедленное исполнение решения суда, если оно обращено судом к немедленному исполнению.

При определении разумного срока отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным, суд исходит из следующего.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

Региональная адресная программа по переселению, граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать в частности перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1 части-2 статьи 16 указанного Федерального закона).

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», распоряжением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019 - 2025 годы, в которую вошли многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп утверждена региональная адресная программа в новой редакции, в соответствии с которой сокращен общий срок реализации программных мероприятий на два года с 2025 до 2023 года.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года, в том числе органам исполнительной власти предписано исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда.

Учитывая изложенное, необходимость выполнения поставленных целей и задач, а также невозможность проживания людей в спорным многоквартирных домах без риска для жизни и здоровья, суд полагает необходимым оспариваемые прокурором распоряжение Администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части установления срока расселения многоквартирных жилых домов, признать незаконным и возложить на Администрацию Кулаковского муниципального образования обязанность установить срок отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: , не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

При этом конкретный срок отселения граждан в порядке части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит определению Администрацией Кулаковского муниципального образования Тюменского района самостоятельно в пределах предоставленных полномочий, но не позднее указанной даты, что отвечает требованиям обеспечения соблюдения жилищных прав, а также направлено на исключение угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих в вышеназванном доме.

Руководствуясь ст.ст. 39, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Тюменского района, действующего в интересах Л.Ф. - удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока расселения из аварийного многоквартирного дома по адресу: .

Обязать Администрацию Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области установить срок отселения проживающих лиц из многоквартирного дома по адресу: до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Председательствующий В.Б. Миронова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.