ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2039/2023 от 16.10.2023 Красноярского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.10.2023 с. Красный Яр Самарской области

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Акинцева В.А.,

при секретаре Волшевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2039/2023 по административному исковому заявлению Черниковой ФИО6 к администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления

установил:

В Красноярский районный суд <адрес> обратилась ФИО2 с административным исковым заявлением к администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления. Просила признать незаконными постановление администрации г.<адрес> м.<адрес> от 28.072023 «Об отказе в предварительном согласовании предосталвения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов», просила признать его незаконным, обязать ответчика продолжить работу по ее заявлению, ссылаясь на следующее.

Она является собственником дома блокированной застройки, к.н. , расположенного по адресу: <адрес>, район Красноярский, <адрес>1.

С целью оформления права собственности на земельный участок, расположенный под указанным выше домом, в порядке пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ истец подала заявление ответчику о предосталвении земельного участка в собственность без проведения торгов. К заявлению была приложена схема на кадастровом плане территории. Площадь образуемого участка 392 кв.м.

Ответчик отказал в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку испрашиваемый участок полностью относится к территории лесов.

Полагает, что причина отказа незаконна, не имеет под собой оснований, поскольку на указанном участке, расположенном в границах населенного пункта, находится ее дом, 1960 года строительства.

В судебном заседании административный истец и его представитель не явились, просили рассмотреть дело без их участия, заявленные требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика - Администрации г.<адрес> м.<адрес> С/о в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок относится к территории лесов, что препятствует утверждению схемы расположения земельного участка.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.227 КАС суд, признав решением (действия (бездействия) не соответствующими нормативно правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

В силу пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ установлен запрет образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для осуществления пользования недрами, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

Исходя из этого принципа в статье 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного ответчика возложена обязанность доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих возражений, относительно заявленных административным истцом требований.

Установлено, что ФИО2 является собственником дома блокированной застройки, к.н. расположенного по адресу: <адрес>

С целью оформления права собственности на земельный участок, расположенный под указанным выше домом, в порядке пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ истец подала заявление ответчику о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов. К заявлению была приложена схема на кадастровом плане территории. Площадь образуемого участка 392 кв.м.

Ответчик отказал в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку, согласно Правил землепользования и застройки г.<адрес>, испрашиваемый участок полностью относится к территории лесов.

Вместе с тем, в нарушение требований ст.ст. 62, 226 КАС РФ административным ответчиком в материалы дела не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих наличие указанных обстоятельств. В материалах дела отсутствуют доказательства проведения ответчиком проверки наличия указанного им в постановлении основания, в судебное заседание представителем ответчика также не представлено таких доказательств.

Согласно п.2 ст.3.5 ФЗ №137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.

Согласно п.7 ст.3.5 ФЗ №137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.

Ответчиком не дана оценка наличия в собственности истицы жилого помещения – дома блокированной застройки с к.н. 63:26:2201006:3748, расположенном на спорном земельном участке.

Ответчиком не предоставлено доказательств наличия основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, сведения из ПЗЗ и информация Министерства лесного хозяйства о нахождении земельного участка на лесных землях.

Следовательно, отказ ответчика в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с истцом по указанному выше основанию не основан на законе.

В связи с чем, на административного ответчика необходимо возложить обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о перераспределении земельных участков.

Поскольку оспариваемые распоряжения административного ответчика признаны незаконными, административный ответчик обязан вернуться к рассмотрению первоначального заявления ФИО2 и продолжить работу по ее заявлению о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62, 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Черниковой ФИО7 удовлетворить.

Признать постановление администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» незаконным.

Обязать администрацию городского поселения Новосемейкино муниципального района <адрес> продолжить работу по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Самарский областной суд через Красноярский районный суд в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.

Судья: Акинцев В.А.