ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-203/20 от 27.04.2021 Октябрьского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-203/2020

86RS0020-01-2020-000306-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гп. Приобье 27 апреля 2021 года

Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующий судья Юсуфов Ш.М.

при секретаре – помощнике судьи Чупруновой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Кудинова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сп. Каменное о признании незаконным бездействия, понуждении организовать обследование дома и принятии решения по результатам обследования,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском, мотивировав требования тем, что по обращению Гулькова В.А. проведена проверка исполнения жилищного законодательства. Согласно доводам заявителя конструктивные элементы <адрес>, пришли в непригодное состояние, печь обвалилась, фундамент дома перекошен, брус сгнил, дальнейшее проживание в доме угрожает жизни и здоровью жильцов, поскольку дом в любой момент может разрушиться; несмотря на то, что спорная квартира является муниципальной, органы местного самоуправления бездействуют. ДД.ММ.ГГГГ в Няганский отдел инспектирования Службы жилищного строительного надзора автономного округа от Гулькова поступило заявление, по результатам рассмотрения проведен осмотр жилого помещения, составлен акт, который направлен административному ответчику. По данным администрации сп. Каменное износ жилого дома составляет 64 %, жилое помещение в неудовлетворительном состоянии. В связи с тем, Просит суд: 1) признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования указанного дома специализированной организацией для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков аварийности многоквартирного дома, и непринятии межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение № 47); 2) обязать в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обследование данного дома, специализированной организацией для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков аварийности многоквартирного дома, и 3) обязать в течение 30 дней после обследования принять межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда решение, предусмотренное п. 47 Положения № 47 в отношении данного дома.

В судебном заседании административный истец иск поддержал по изложенным в нём доводам

Представитель административного ответчика – глава администрации сп. Каменное Шпирналь Ю.П. о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, в возражениях просит отказать в иске, так как наниматель Гульков, обязался содержать предоставленное ему по договору социального найма жилое помещение в надлежащем для проживания состоянии, поддерживать его техническое состояние и осуществлять текущий ремонт жилого помещения. Данные обязательства не выполняются, согласно акту о не проживании от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в присутствии Гулькова В.А. и членов комиссии, спорное жилое помещение находится в запущенном состоянии, в жилом помещении не убрано, не производился косметический ремонт, не осуществляется поддержание состояния жилого помещения, не отапливается, в подполье талая вода, оконтовка вокруг печной трубы ввиду течи - крыша сгнила, сгнило крыльцо. В данной квартире никто не проживает с января 2014 года. Данный акт не обжалован, каких-либо возражений от Гулькова В.А. не поступало. 03.06.2020 копия данного акта вручена супруге Гулькова В.А,- Пашаевой С.А., по настоящее время никаких сведений, опровергающих факты, установленные актом, не предоставлено. Не использование жилого помещения по его целевому назначению также подтверждается Детализацией расчетов стоимости услуг по лицевому счету за период 01.07.2018-28.02.2021, в жилом помещении отсутствует даже минимальное использование электроэнергии. Отсутствие минимального потребления электроэнергии, также усматривается и в период с 01.05.2014 по 30.07.2018. Гульков злоупотребляет правом на получение муниципального жилья для целей дальнейшего признания права собственности, в установленном законодательством порядке, допускает бесхозяйственное отношение к жилому помещению, в связи с чем возникли его разрушения. Обращений Гулькова о предоставлении помощи в осуществлении текущего ремонта, либо о ветхости и аварийности жилого дома до 2020 г. в администрацию сп. Каменное не поступали. Гульков В.А. заинтересовался в состоянии жилого помещения только в 2020 году, посредством направления заявлений с требованиями о проведении капитального и косметического ремонта, а также с требованием о переселение его в более благоустроенное жилое помещение. Также указанные в иске доводы о бездействии в непринятии мер по организации проведения обследования спорного дома, являются необоснованными и не состоятельными, ввиду следующего: Согласно письма исх. № 277 от 18 марта 2020, Администрация сп.Каменное обратилось в БТИ ПК г. Нягань о проведении процедуры обследования дома, но в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете сп. Каменное, в настоящее время оплатить данную процедуру нет возможности.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Из анализа положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15, части 1, 2, пункта 2 части 5, пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493, пунктов 1, 2, 7, 42, 44 - 47 Положения, следует, что администрация сп. Каменное обладает полномочиями по обследованию жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с названным Положением.

На орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (пункт 7 Положения).

Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения.

Пунктами 44 - 47 Положения установлена процедура проведения оценки соответствия помещения, многоквартирного дома установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы комиссии.

В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 данного положения (пункт 45(1) Положения).

В соответствии с пунктом 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведения дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).

Постановлением администрации сп. Каменное № 202 от 10.12.205 создана Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории сп. Каменное (далее – Межведомственная комиссия), которая является коллегиальным органом, не являющимся самостоятельным юридическим лицом (л.д. 26-27).

Судом установлено, что Гульков В.А., на основании договора социального найма являясь нанимателем жилого помещения по адресу сп. Каменное, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в администрацию сп. Каменное, в котором просил признать дом аварийным или провести капитальный ремонт, т.к. в квартире проживать невозможно, обвалился подпол, ломается фундамент и печь, окна сгнили. 05.03.2020 обратился в Няганский отдел инспектирования Службы жилищного строительного надзора автономного округа о рассмотрении вопроса признания многоквартирного дома, аварийным (л.д. 19). В акте о результатах проведения мероприятия по государственному контролю от 02.04.2020 отражено, что указанное жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, п.п. 10,14,15,16 Раздела 2 Раздела 3 Положения, имеет признаки, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности, вероятности аварийного состояния, необходимости привлечения специализированной организации для дачи заключения по результатам обследования многоквартирного дома для рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о наличии (отсутствии) оснований для признания многоквартирным домом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д.24-25), копия акта направлена административному ответчику. Из сообщения администрации сп. Каменное следует, что квартира Гулькова находится в реестре непригодных для проживания жилья, имеет износ 64 процента, неудовлетворительное состояние возникло по вине нанимателя Гулькова, который не проживает фактически в жилом помещении, имеются обращения в БТИ, но по причине отсутствия финансирования обследования квартиры не проведено (л.д. 15-17).

Таким образом, учитывая вышеперечисленные нормы материального права, положения п. п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что администрация сп. Каменное, являясь собственником части жилых помещений в спорном доме, учитывая фактическое состояние дома, при наличии обращений граждан, а также то, что непринятие своевременных мер по рассмотрению вопроса о его аварийности может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций дома, усматривается надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, и как следствие, бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования дома специализированной организацией для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков его аварийности, при том, что у администрации сп. Каменное отсутствуют препятствия для обращения в межведомственную комиссию по данному вопросу.

Таким образом, нашли подтверждения доводы истца о признании незаконным бездействия администрации сп. Каменное, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования дома специализированной организацией для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков его аварийности, что влечёт возложение обязанности по устранению выявленного нарушения.

Непринятие своевременных мер к устранению нарушений закона и бездействие со стороны ответчика может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью не только проживающих в нем граждан, нанимателей муниципального жилищного фонда, но и неопределенного круга лиц, которые могут оказаться в момент его разрушения или иного повреждения, как непосредственно в данном доме, так и около него.

Доводы же ответчика, приведенные в возражениях на иск, об отсутствии в их действиях бездействия, суд находит несостоятельными, поскольку с момента обращения 13.01.2020 Гулькова в администрацию сп. Каменое с вопросом о признании дома аварийным или проведения капитального ремонта, и до обращения прокурора в суд с указанным иском, доказательств того, что ответчиком приняты реальные меры, направленные на принятие мер по организации проведения обследования дома специализированной организацией для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков его аварийности, не представлено. Ссылка на не проживание Гулькова в одной из квартир спорного дома с 2014 года и не проведение им текущего ремонта, к предмету спора не относится и не является основанием к отказу в иске.

При этом, суд считает не подлежащим удовлетворению требования истца о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в непринятии межведомственной комиссией решения, предусмотренного п. 47 Положения и об обязании в течение 30 дней после обследования принять межведомственной комиссией решения, предусмотренного п. 47 Положения в отношении спорного дома, т.к. оно заявлено преждевременно, поскольку при наличии заключения специализированной организации свидетельствующего об аварийности многоквартирного <адрес>, не исключается принятие межведомственной комиссией самостоятельно решения, предусмотренного п. 47 Положения в течение 30 дней с момента поступления заключения, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения в этой части административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Октябрьского района удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации сп. Каменное, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования дома по адресу: <адрес> специализированной организацией для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков его аварийности.

Обязать администрацию сп. Каменное в течение двух месяцев с даты вступления данного решения суда в законную силу организовать обследование дома по адресу: <адрес> специализированной организацией для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков его аварийности.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований прокурора Октябрьского района отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Октябрьский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 29.04.2021.

Судья Ш.М. Юсуфов