ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-203/2021 от 07.06.2021 Тоншаевского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-203/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п.Тоншаево ДД.ММ.ГГГГ

(мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ)

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Ягилева С.В.,

при секретаре судебного заседания Шевеловой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Тоншаевского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Тоншаевскому территориальному отделу администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным бездействия и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно правовых актов

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратурой Тоншаевского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории Тоншаевского территориального отдела администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области нормативно-правовых актов проводится не в полном объеме. Так, приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждена должностная инструкция муниципальных служащих Тоншаевского территориального отдела администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области. Решением Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ создан Тоншаевский территориальный отдел администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области. В соответствии с решением, Тоншаевский территориальный отдел администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области наделен статусом юридического лица. Начальник территориального отдела издает в пределах своих полномочий приказы. Таким образом, со стороны Тоншаевского территориального отдела администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области допущены нарушения требований федерального законодательства, в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Прокурор просил признать незаконным бездействие Тоншаевсеого территориального отдела администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении должностной инструкции муниципальных служащих Тоншаевского территориального отдела администрации Тоншаевского муниципального района Нижегородской области». Обязать Тоншаевский территориальный отдел администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении должностной инструкции муниципальных служащих Тоншаевского территориального отдела администрации Тоншаевского муниципального района Нижегородской области».

В судебном заседании помощник прокурора Тоншаевского района Береснева Т.Г. заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Тоншаевского территориального отдела администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области в судебном заседании административный иск признал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административное исковое заявление прокурора Тоншаевского района подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года №20-3 «О противодействии коррупции в Нижегородской области» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В соответствии со ст. 14 Закона Нижегородской области «О противодействии коррупции в Нижегородской области» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством РФ и законодательством Нижегородской области, вправе устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона.

Прокуратурой Тоншаевского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения требований исполнения законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории Тоншаевского территориального отдела Тоншаевского муниципального округа нормативно - правовых актов проводится не в полном объеме.

Тоншаевского территориальным отделом Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области вынесен приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении должностной инструкции муниципальных служащих Тоншаевского территориального отдела администрации Тоншаевского муниципального района Нижегородской области». В тоже время объем властных полномочий муниципальных служащих содержит потенциально коррупциогенные факторы.

Вместе с тем, антикоррупционную экспертизу данный нормативно-правовой акт уполномоченным органом местного самоуправления не прошел.

Исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу, что имеется бездействие Тоншаевского территориального отдела Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, которым допущено нарушение требований федерального законодательства, в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в связи с чем административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Непринятием мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном законом порядке ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, связанных с разработкой муниципальных нормативно правовых актов органов местного самоуправления и соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд считает необходимым установить административному ответчику срок 20 дней с момента вступления решения в законную силу в течение, которого допущенное нарушение должно быть устранено.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 291-294 КАФ РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Тоншаевского района Нижегородской области удовлетворить.

Признать бездействие Тоншаевского территориального отдела Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении должностной инструкции муниципальных служащих Тоншаевского территориального отдела администрации Тоншаевского муниципального района Нижегородской области» незаконным.

Обязать Тоншаевский территориальный отдел Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области в течение 20 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем проведения антикоррупционной экспертизы приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении должностной инструкции муниципальных служащих Тоншаевского территориального отдела администрации Тоншаевского муниципального района Нижегородской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения районным судом в окончательной форме.

Судья: Ягилев С.В.

Копия верна: судья Ягилев С.В.

секретарь судебного заседания Шевелова Ю.А.