ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-203/2022 от 01.03.2022 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тулун 1 марта 2022 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мицкевича А.О., при секретаре Сердюковой Д.С., с участием представителя административного истца МУ «Администрация города Тулуна» ФИО1, административного ответчика Тулунского межрайонного прокурора Бузиковой Т.В., представителя заинтересованного лица АНО ПО УМЦ «Перспектива» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-203/2022 (УИД 38RS0023-01-2022-000070-47) по административному исковому заявлению МУ «Администрация города Тулуна» к Тулунскому межрайонному прокурору Бузиковой Т.В., прокуратуре Иркутской области об оспаривании представления Тулунского межрайонного прокурора,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец МУ «Администрация города Тулуна» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Тулунской межрайонной прокуратуре Иркутской области с административным исковым требованием о признании незаконным и отмене представления Тулунской межрайонной прокуратуры Иркутской области от 06.10.2021 №7-17/2021 «Об устранении нарушений федерального закона», указав в обоснование, что представление было вынесено административному истцу в рамках осуществления надзора за исполнением законов Тулунской межрайонной прокуратурой на основании обращения директора автономной некоммерческой организацией профессионального образования учебно-методический центр «Перспектива» (АНО ПО УМЦ «Перспектива») ФИО2 Из указанного представления следует, что в здании, расположенном по адресу: ****, несовершеннолетним детям в возрасте от 7 до 10 лет предоставляются услуги «Дневное пребывание детей». Данные услуги предоставляются АНО ПО УМЦ «Перспектива», арендующей помещения в соответствии с договорами аренды *** от ......, *** от 0......, №99-10 от 06.08.2010, заключенными с МУ «Администрация г.Тулуна». В указанном здании услуги предоставляются в 2 смены в количестве 36 человек, период занятий с 8-00 до 18-00. Установлено, что отпуск тепловой энергии и водоснабжения в здание по указанному выше адресу прекращены 08.09.2021 ООО «Коммунальные системы города» на основании уведомления МУ «Администрация г.Тулуна» от 07.09.2021 ***. С учетом вышеизложенного, Тулунская межрайонная прокуратура считает, что действия МУ «Администрация г.Тулуна», совершаемые в отношении АНО ПО УМЦ «Перспектива», относящейся к некоммерческой организации, негативно влияют не только на способность данной организации обеспечивать общественно полезные услуги, но и подвергают угрозе жизнь и здоровье детей, пребывающих в помещении. Административный истец указал, что оспариваемое представление является незаконным, нарушает права и законные интересы МУ «Администрация г.Тулуна», а также незаконно возлагает на орган местного самоуправления обязанности. Указывая на незаконность занятия помещения АНО ПО УМЦ «Перспектива», поскольку договор аренды с указанной организацией прекращен с 02.07.2015, административный истец полагает, что это АНО ПО УМЦ «Перспектива» нарушает права детей, принимая их в неотапливаемом здании, отключенном от водоснабжения. Кроме того, указывает на то, что приостановление поставки коммунальных услуг в здание направлено исключительно на совершение арендатором добросовестных действий по исполнению условий договоров аренды, поскольку последним внесение платежей за коммунальные услуги в установленном договорами порядке не производится. Также полагает, что в данном случае Тулунский межрайонный прокурор не имеет полномочий по защите интересов АНО ПО УМЦ «Перспектива» в силу того, что указанная организация является юридическим лицом и сложившиеся правоотношения между ним и МУ «Администрация г.Тулуна» носят экономический характер связанный с осуществлением своей деятельности. В связи с чем считают обжалуемое представление вынесено в результате неверного толкования прокурором требований законодательства и необъективного определения лиц, виновных в нарушении прав детей. Просят суд представление Тулунской межрайонной прокуратуры от 06.10.2021 №7-17/2021 «Об устранении нарушений федерального закона» признать незаконным и отменить.

Определением суда от 10.02.2022 суд принял от административного истца МУ «Администрация г.Тулуна» заявление об изменении предмета иска и частичном отказе от административных исковых требований по административному делу, производство в части административных исковых требований об отмене представления Тулунской межрайонной прокуратуры от 06.10.2021 №7-17/2021 «Об устранении нарушений федерального закона» прекращено; суд заменил ненадлежащего административного ответчика Тулунскую межрайонную прокуратуру Иркутской области на надлежащих административных ответчиков: Тулунского межрайонного прокурора Бузикову Т.В., прокуратуру Иркутской области; привлек к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица АНО ПО УМЦ «Перспектива».

В судебном заседании представитель административного истца МУ «Администрация г.Тулуна» ФИО1 просила суд административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что считает оспариваемое представление прокурора не содержит законных требований, не содержит указание на нарушение МУ «Администрация г.Тулуна» закона, кроме того, считает, что представление прокурора нарушает права МУ «Администрация г.Тулуна», поскольку в связи с его неисполнением в отношении мэра городского округа муниципального образования – «город Тулун» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, находящееся на рассмотрении мирового судьи. Считает, что права административного истца представлением прокурора нарушены в связи с ограничением права на самостоятельное владение и пользование своим имуществом – объектом недвижимости, расположенным по адресу: ****, так как прокурор обязывает их выполнить действия, связанные с этим имущество. Кроме того, считают, что прокурор нарушает право МУ «Администрация г.Тулуна» на решение вопросов местного значения. Ими в адрес АНА ПО УМЦ «Перспектива» было направлено требование об оплате задолженности за коммунальные услуги в течение 10 дней, однако, оно осталось без удовлетворения, после чего было направлено письмо с предупреждением об отключении здания от теплоснабжения и водоснабжения еще до начала отопительного сезона. МУ «Администрация г.Тулуна» в связи отказом АНО ПО УМЦ «Перспектива» от оплаты задолженности за коммунальные услуги направила в ресурсоснабжающую организацию требование об отключения теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Прокурор в представлении указал на нарушение прав детей, однако они считают, что права детей они не нарушают, АНО ПО УМЦ «Перспектива» должна следить за соблюдением прав детей, которая не имеет права заниматься таким видом деятельности в предоставленном ей здании, поскольку об этом не указано в договоре аренды. АНО ПО УМЦ «Перспектива» не заключило договоры на предоставление коммунальных услуг и не оплатило задолженность за потребленные коммунальные услуги. Отключение здания от тепло и водоснабжения осуществлено 08.09.2021 по решению собственника здания, обращение в суд за разрешением спора по задолженности за коммунальные услуги между МУ «Администрация г.Тулуна» и АНО ПО УМЦ «Перспектива» было в конце 2021г., в связи с чем и был подан иск в Арбитражный суд Иркутской области, решение по которому не принято. Между МУ «Администрация г.Тулуна» и АНО ПО УМЦ «Перспектива» существуют споры, которые находятся на разрешении Арбитражного суда.

Административный ответчик Тулунской межрайонный прокурор Бузикова Т.В. в судебном заседании требования административного иска не признала, возражала против их удовлетворения. Дополнительно пояснила, что по обращениям директора АНО ПО УМЦ «Перспектива» по факту отключения тепло и водоснабжения в здание по адресу: ****, в котором предоставляются услуги дневного ухода за детьми, а также неполучением ответа от МУ «Администрация г.Тулуна» на ее обращение Тулунской межрайонной прокуратурой проведена работа. В ходе проверки установлен факт отключения здания от тепло и водоснабжения, а также факт нерассмотрения обращения ФИО2 и ненаправления ей ответа. Было установлено осуществление деятельности АНО ПО УМЦ «Перспектива» в здание по адресу: ****, по предоставлению услуг дневного присмотру за детьми. Оспариваемое представление вынесено в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным должностным лицом, не нарушает прав МУ «Администрация г.Тулуна».

Представитель административного ответчика прокуратуры Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, каких-либо заявлений, ходатайств, в том числе об отложении судебного разбирательства, о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, доказательств уважительности неявки в суд, как и возражений относительно требований административного иска не представили.

Представитель заинтересованного лица АНО ПО УМЦ «Перспектива» ФИО2 в судебном заседании сообщила, что их организация с 2015г. имеет право на оказание услуг по уходу за детьми, чем и занимаются в здании, арендованном у МУ «Администрация г.Тулуна» по договорам аренды от 2009-2010 годов по адресу: ****. Договоры заключают с законными представителями детей, начиная с 1 августа. Заключили 36 договоров, дети находятся у них в учреждении в указанном здании с 08 часов 00 минут и до 18 часов 00 минут, дети занимаются дополнительным образованием, развитием моторики, художественной графикой, сопровождают их в художественную и музыкальную школы. Здание по адресу: ****, отключили от тепло и водоснабжения 09.08.2021 якобы за задолженность по коммунальным услугам, но задолженности и них нет. Они вносили платежи. Сейчас их отказываются принимать, так как они не являются собственником здания. Ранее принятые денежные средства в счет оплаты за коммунальные услуги им не вернули, по данному факту проводится проверка. Собственнику здания она сообщала о произведенных платежах. Оплату принимали по март 2020г., после отказались принимать оплату. Они просили заключить с ними договоры для оплаты коммунальных услуг, но получили отказ. Считает отключение от тепло и водоснабжения нарушающим права находящихся в здании несовершеннолетних детей.

Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив административное исковое заявление, возражения административного ответчика, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 (части 1 и 2) Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 ст.226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В Определении от 27.03.2018 №613-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующая производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, определяет процедуры судебной защиты прав и свобод граждан по соответствующей категории дел. В частности, п.1 ч.9 ее статьи 226 устанавливает обязанность суда выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).

Как установлено судом в судебном заседании Тулунским межрайонным прокурором вынесено в адрес и.о. главы муниципального образования – «город Тулун» представление от 06.10.2021 №7-17/2021 об устранении нарушений федерального закона. В оспариваемом представлении прокурор указал, что в рамках осуществления надзора за исполнением законов установлено, что в здании по адресу: ****, несовершеннолетним детям в возрасте от 7 до 10 лет предоставляются услуги «Дневное пребывание детей» АНО ПО УМЦ «Перспектива», арендующей помещение в соответствии с договорами аренды *** от ......, *** от ......, *** от ....... Услуги предоставляются в 2 смены в количестве 36 человек, период занятий с 08 часов 00 минут до 18 часов 00 минут. Отпуск тепловой энергии и водоснабжения в здание по указанному адресу прекращен работниками ООО «Коммунальные системы г.Тулуна» в присутствии представителей администрации г.Тулуна 08.09.2021 на основании уведомления от 07.09.2021. В представлении прокурор указал, что действия МУ «Администрация г.Тулуна» в отношении АНО ПО УМЦ «Перспектива» по направлению уведомления о прекращении отпуска тепловой энергии и водоснабжения не только негативно влияют на способность организации обеспечивать общественно полезные услуги, но и подвергают угрозе жизни и здоровью детей, пребывающих в помещении. Прокурором установлено, что АНО ПО УМЦ «Перспектива» обращалось в адрес администрации г.Тулуна 31.03.2021 входящий №2693 с заявлением по поводу оплаты коммунальных платежей, однако в нарушении требований п.4 ч.1 ст.10, ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменный ответ мэром г.Тулуна не направлялся. В связи с выявленными нарушениями, прокурор в представлении требовал незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры. Учитывая отсутствие отопления в помещениях здания, в котором пребывают несовершеннолетние дети, требует устранить выявленные нарушения требования закона путем возобновления тепловой энергии и водоснабжения. О принятых мерах сообщить в срок не позднее 12.10.2021, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Разъяснена административная ответственность по ст.17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований прокурора, выраженных в непринятие мер к устранению нарушений закона, а также не предоставление в установленный срок ответа на представление.

12.11.2021 мэр городского округа муниципального образования – «город Тулун», рассмотрев представление прокурора от 06.10.2021, направил свое несогласие с ним, поскольку считает, что нарушений закона при прекращении отпуска тепловой энергии и водоснабжения здания по адресу: ****, не допущено, поскольку арендатор по прекращения действий договора аренды не возвратил МУ «Администрация г.Тулуна» помещения в указанном здании, не заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг, а также допустил образование задолженности, которая решением Арбитражного суда взыскана с них, как собственника здания, задолженность не оплатил. Вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника администрации г.Тулуна в связи с отсутствием ответа на обращение директора АНО ПО УМЦ «Перспектива» от 31.03.2021 рассмотрен. Заявление находилось на рассмотрении начальника КИМИ, которая была уволена по собственному желанию. Привлечение иных сотрудников к ответственности не усматривается. МУ «Администрация г.Тулуна» дан ответ на указанное заявление 12.11.2021.

Разрешая требования административного иска и проверяя законность и обоснованность оспариваемого представления прокурора от 06.10.2021 №7-17/2021 по правилам главы 22 КАС РФ, суд исходит из следующего.В соответствии с договором аренды от 08.09.2009 №200-09 нежилые помещения № 12, 13.14. 15, 16 общей площадью 55.9 кв. м., находящиеся в здании, расположенном по адресу: ****, переданы МУ «Администрация г.Тулуна» в аренду АНО ПО УМЦ «Перспектива» срок аренды на 49 лет.

По договору аренды от 14.12.2009 №284-09 нежилые помещения № 1, 2, 3 общей площадью 28.22 кв. м., находящиеся в здании, расположенном по адресу: ****, переданы МУ «Администрация г.Тулуна» в аренду АНО ПО УМЦ «Перспектива» срок аренды по .......

В соответствии с договором аренды от 06.08.2010 №99-10 нежилые помещения № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 общей площадью 99,38 кв. м., находящиеся в здании, расположенном по адресу: ****, переданы МУ «Администрация г.Тулуна» в аренду АНО ПО УМЦ «Перспектива» до ....... Договор прекратил свое действие 02.07.2015. Как указано в п.5.2 договора продление (пролонгация) срока действия договора не допускается.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 23.08.2021 МУ «Администрация г.Тулуна» направила в адрес АНО ПО УМЦ «Перспектива» требование (претензию) об уплате задолженности по внесению платы за коммунальные услуги, в котором указало, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.07.2020 по делу №А19-5904/2020 исковые требования ООО «Западный филиал» к МУ «Администрация г.Тулуна» о взыскании задолженности по коммунальным услугам, оказанным в здании ****, в период с 02.10.2015 по 31.10.2019 на общую сумму 441278,43 рублей удовлетворены в полном объеме. Указанное решение МУ «Администрация ****» исполнено, задолженность оплачена. В соответствии с техническим паспортом и договорами аренды задолженность АНО ПО УМЦ «Перспектива» перед МУ «Администрация г.Тулуна» за коммунальные услуги в арендованном здании составляет 312522,55 рублей, которую требуют в течение 10 дней с момента получения претензии. В случае неудовлетворения требований претензии взыскание задолженности будет осуществлено в судебном порядке. Кроме того будет произведено отключение здания по адресу: ****, от теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

06.09.2021 МУ «Администрация г.Тулуна» направила в адрес АНО ПО УМЦ «Перспектива» уведомление о необходимости в течение 10 календарных дней с момента его получения оплатить задолженность за коммунальные услуги в размере *** рублей. В случае неудовлетворения требований претензии взыскание задолженности будет осуществлено в судебном порядке. Кроме того будет произведено отключение здания по адресу: ****, от теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, директор АНО ПО УМЦ «Перспектива» 07.09.2021 направила письменное обращение, адресовав его прокурору Иркутской области, Тулунскому межрайонному прокурору, генеральному директору ООО «Коммунальные системы города Тулуна», мэру городского округа МО – «город Тулун» о недопустимости приостановки подачи коммунальных услуг, необходимости заключения договоров на поставку коммунальных ресурсов. В письменном обращении директор АНО ПО УМЦ «Перспектива» указала, что ресурсоснабжающаая организация в заключении договора на поставку коммунальных ресурсов отказывает. Указала, что на 2021-2022 учебный год АНО ПО УМЦ «Перспектива» набрала группу «Дневного ухода за детьми» (продленка), которая востребована у жителей г.Тулуна. Отключение от водоснабжения и теплоснабжения повлечет за собой нарушение прав обучающихся детей и их родителей.

Факт отключение здания по адресу: ****, от теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по инициативе собственника помещения МУ «Администрация г.Тулуна» нашел свое подтверждения в ходе судебного разбирательства и подтвержден сторонами в судебном заседании.

Как установлено судом и подтверждено участниками судебного разбирательства 07.09.2021 мэр городского округа муниципального образования – «город Тулун» обратился к генеральному директору ООО «Коммунальные системы города Тулуна» с просьбой прекратить отпуск тепловой энергии и водоснабжения в здании по адресу: ****, с 08.09.2021. Что и было осуществлено по акту от 08.09.2021.

Судом в судебном заседании установлено и следует из выписки из ЕГРЮЛ, что АНО ПО УМЦ «Перспектива» осуществляет свою деятельность по адресу: ****, с указание кода и наименования вида деятельности: в том числе 85.41 Образование дополнительное детей и взрослых, 85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки, 88.91 Предоставление услуг по дневному уходу за детьми.

Факт осуществления АНО ПО УМЦ «Перспектива» деятельности платной услуги по адресу: ****, по присмотру и уходу за ребенком (детьми) нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, о чем суду предоставлены договоры, заключенные родителям и несовершеннолетних детей с АНО ПО УМЦ «Перспектива», актом осмотра помещений от 05.10.2021, составленным заместителем Тулунского межрайонного прокурора.

Согласно информации от 06.10.2021 на требование прокурора ООО «Центральное управление сбыта» сообщило, что являлось агентом с ресурсоснабжающей организацией ООО «Западный филиал» поставляющей коммунальные услуги: тепловая энергия, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение. ООО «Центральное управление сбыта» в 2015г. направлен, а АНО ПО УМЦ «Перспектива» получен проект договора (оферта) *** на оказание услуг на отпуск и потребление тепловой энергии, горячей, холодной воды и водоотведение, который был АНО ПО УМЦ «Перспектива» оставлен без согласования. В связи с фактическим потреблением коммунальных услуг ООО «Центральное управление сбыта» производило начисление платы за оказанные ООО «Западный филиал» коммунальные услуги, а АНО ПО УМЦ «Перспектива» осуществляло оплату за потребленные услуги с нарушением сроков и не в полном объеме, в связи с чем обратились в Арбитражный суд Иркутской области за взысканием задолженности. Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении требований иска о взыскании задолженности за коммунальные услуги с АНО ПО УМЦ «Перспектива» отказано, договор *** на отпуск и потребление тепловой энергии, горячей, холодной воды и водоотведение от 04.04.2016 между ООО «Центральное управление сбыта», ООО «Западный филиал» и АНО ПО УМЦ «Перспектива» признан незаключенным. В связи с данными обстоятельствами ООО «Центральное управление сбыта» прекратило выставление счетов-фактур и прием оплаты от АНО ПО УМЦ «Перспектива» в связи отсутствием договорных отношений. После чего исковое заявление о взыскании задолженности за коммунальные услуги было подано к собственнику имущества МУ «Администрация г.Тулуна», решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.06.2020 исковые требования удовлетворены, с МУ «Администрация г.Тулуна» в пользу ООО «Западный филиал» было взыскано 441278,43 рублей. Договор на отпуск и потребление тепловой энергии, горячей, холодной воды должен заключаться с собственником, а именно с МУ «Администрация г.Тулуна». ООО «Центральное управление сбыта» ежегодно в адрес МУ «Администрация г.Тулуна» направляются проекты муниципальных контрактов на объект по адресу: ****. Подписанные проекты ни в адрес ООО «Центральное управление сбыта, ни в адрес ООО «Западный филиал» не возвращались. Оплата произведена 11.12.2020.

Из письменных объяснений, отобранных заместителем Тулунского межрайонного прокурора 06.10.2021 у ФИО4, работающего главным инженером ООО «Коммунальные системы г.Тулуна» с 10.08.2021, усматривается, что АНО ПО УМЦ «Перспектива» занимает помещение по адресу: ****. Отпуск тепловой энергии и водоснабжения по указанному адресу прекращен ООО «Коммунальные системы г.Тулуна» на основании уведомления администрации г.Тулуна от 07.09.2021 №13677 с 08.09.2021. Действия выполнены в присутствии представителей администрации г.Тулуна, являющейся собственником данного здания. АНО ПО УМЦ «Перспектива» ООО «Коммунальные системы г.Тулуна» об ограничении тепловой энергии и услуг водоснабжения не уведомляло, поскольку отсутствуют правовые основания – отсутствуют договорные отношения между организациями. АНО ПО УМЦ «Перспектива» производило оплату за потребленные коммунальные услуги (тепловая энергия, холодное и горячее водоснабжение) ООО «Западный филиал» через ООО «Центральное управление сбыта». Всего за период с 02.10.2015 по 31.12.2019 АНО ПО УМЦ «Перспектива» произведена оплата на общую сумму 341532,19 рублей. Администрацией г.Тулуна оплата за коммунальные услуги в размере 441278,43 рублей произведена во исполнение решение Арбитражного суда Иркутской области.

Кроме того, судом в судебном заседании установлено, что Тулунской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г.Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности АНО ПО УМЦ «Перспектива» по адресу: ****, по оказанию услуг дополнительного образования несовершеннолетним, в том числе и связанные с отсутствием в здании централизованного холодного и горячего водоснабжения (нарушение п.2.6.3. СП 2.4.3648-20), в связи с чем в отношении директора АНО ПО УМЦ «Перспектива» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, о чем представлено суду постановление от 18.11.2021. Постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г.Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах №ДЛ/К-*** от ...... директор АНО ПО УМЦ «Перспектива» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АНО ПО УМЦ «Перспектива» ФИО2 подтвердила факт привлечения ее к административной ответственности по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, а также сообщила, что назначенное ей наказание исполнено, штраф оплачен.

Представителем АНО ПО УМЦ «Перспектива» суду предоставлены светокопии реестров платежей за коммунальные услуги с 02.10.2015 оп 28.02.2020, акты сверки между АНО ПО УМЦ «Перспектива» и ООО «Центральное управление сбыта», вместе с тем, данные документы судом признаются неотносимыми при рассмотрении спорного правоотношения, поскольку направлены на разрешение иных спорных между сторонами отношений по оплате за коммунальные услуги.

Вместе с тем, сторонами судебного разбирательства не оспорено и подтверждено в ходе судебного заседания, что между МУ «Администрация г.Тулуна» и АНО ПО УМЦ «Перспектива» существуют судебные споры по занимаемому зданию АНО ПО УМЦ «Перспектива» по адресу: ****, а также о расходах по коммунальным услугам, предоставленным по указанному адресу, как рассмотренные арбитражным судом, так и находящиеся на рассмотрении арбитражного суда.

Согласно статье 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

В силу п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу п.1 ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, пункт 2.

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, пункт 3.

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, пункт 4.

Согласно п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В силу п.2 ст.10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

В силу п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Таким образом, судом в судебном заседании с достоверностью установлено что административный истец, будучи собственником здания по адресу: ****, предоставил его по договору аренды этого помещения АНО ПО УМЦ «Перспектива». МУ «Администрация г.Тулуна», установив наличие задолженности за потребленные коммунальные услуги, предоставляемые в арендованное здание АНО ПО УМЦ «Перспектива», оплатив их на основании взыскания по решению Арбитражного суда и не получив оплаты их от АНО ПО УМЦ «Перспектива» по своему письменному требованию, проявило свою волю собственника, направив уведомление в ресурсоснабжающую организацию о прекращении предоставления услуг, и 08.09.2021 ООО «Коммунальные системы г.Тулуна» на основании уведомления администрации г.Тулуна от 07.09.2021 №13677 в присутствии представителей администрации г.Тулуна, осуществило отключение тепловой энергии и водоснабжения указанного здания. На момент отключения от тепло и водоснабжения МУ «Администрация г.Тулуна» была осведомлена об осуществлении АНО ПО УМЦ «Перспектива» деятельности по оказанию услуг дополнительного образования несовершеннолетним. Установленное поведение МУ «Администрация г.Тулуна» признается судом недобросовестным, влекущим нарушение или ставящие под угрозу такого нарушения прав несовершеннолетних детей, в то числе на санитарные эпидемиологические требования при их пребывании в здании и обучении.

Кроме того, судом в судебном заседании установлено, что директор АНО ПО УМЦ «Перспектива» обратилась 31.03.2021 в МУ «Администрация г.Тулуна» по вопросу оплаты коммунальных платежей. Однако, как указано в оспариваемом представлении прокурора от 06.10.2021 ответ на заявление АНО ПО УМЦ «Перспектива» не дан на дату вынесения указанного представления.

В силу п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Как установлено судом ответ на заявление АНО ПО УМЦ «Перспектива» от 31.03.2021 дан МУ «Администрация г.Тулуна» 12.11.2021, что нашло свое подтверждение в пояснениях представителей сторон в судебном заседании, а также отражено в предоставленном ответе от 12.11.2021,, а также сообщении МУ «Администрация г.Тулуна от 12.11.2021 о рассмотрении представления прокурора и несогласии с ним.

В пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» регламентировано, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из приведенных правовых норм следует, что во исполнение представления прокурора должны быть предприняты конкретные меры по устранению не только допущенных нарушений закона, но и причин, условий, им способствующих.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 24.12.2005 №84-О, в соответствии с которой само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур – вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Суд, с учетом установленных обстоятельств по делу, приходит к выводу о наличии у Тулунского межрайонного прокурора законных и обоснованных оснований для вынесения в адрес главы администрации муниципального образования – «город Тулун» оспариваемого представления от 06.10.2021 №7-17/2021. Оспариваемое представление вынесено уполномоченным лицом, как и адресовано уполномоченному лицу на устранение установленных нарушений законодательства, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

С учетом исследованных судом в судебном заседании доказательств по делу, предоставленными сторонами, оценив каждое в отдельности, в совокупности и во взаимосвязи друг с другом, принимая во внимание характер спорного правоотношения, положения действующего законодательства, судом не установлено нарушение прав административного истца МУ «Администрация г.Тулуна» оспариваемым представлением прокурора, а также не установлено незаконности действий Тулунского межрайонного прокурора Бузиковой Т.В. при вынесении указанного представления, в связи с чем административные исковые требования МУ «Администрация г.Тулуна» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований МУ «Администрация города Тулуна» к Тулунскому межрайонному прокурору Бузиковой Т.В., прокуратуре Иркутской области о признании незаконным представления Тулунского межрайонного прокурора от 06.10.2021 №7-17/2021 «Об устранении нарушений федерального закона» – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.О. Мицкевич

Мотивированно решение составлено 16.03.2022

Судья А.О. Мицкевич