Дело №2а-2042/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 06 декабря 2021 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Кострюкова П.А.,
при секретаре Миловановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Тамбова о признании незаконным бездействия и об обязании разработать лесохозяйственный регламент,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Тамбова, в порядке ст.39 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации г.Тамбова о признании незаконным бездействия по не разработке лесохозяйственного регламента и об обязании разработать лесохозяйственный регламент. В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г.Тамбова проверки исполнения требований законодательства в сфере лесопользования было установлено, что в границах городского округа – город Тамбов находится 206,3 га земель городских лесов, однако администрацией г. Тамбова не осуществлены действия по разработке лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на территории города Тамбова, что является нарушением требований названного законодательства РФ. Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа - город Тамбов, утвержденными постановлением администрации Тамбовской области от 28.09.2017г. № 943, установлено зонирование - деление территории в границах городской черты на зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих зон. Для лесов, находящихся на территории городского округа выделена зона Р-3. Собственность на лесные участки, расположенные в зоне Р-3 не разграничена. В силу п.10 ст.3 Федерального Закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п.13.1 ст.36 Устава города Тамбова, утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 04.05.2005г. № 704 к полномочиям администрации г.Тамбова относится распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа, в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством. Таким образом, администрация г.Тамбова наделена полномочиями по проведению кадастровых работ и регистрации права собственности на земельные участки, расположенные в границах городского округа, занятые городскими лесами. В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Освоение городских лесов должно осуществляться строго по целевому назначению в соответствии с мероприятиями, предусмотренными лесохозяйственным регламентом. В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. По результатам проведенной проверки, 04.03.2019г. прокуратурой Ленинского района г. Тамбова в адрес главы администрации г. Тамбова вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования, однако до настоящего времени лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных на территории города Тамбова, не разработан, что свидетельствует о бездействии со стороны администрации г. Тамбова.
Определением Ленинского районного суда г. Тамбова от 25.10.2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МБУ «Дирекция благоустройства и озеленения».
В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г.Тамбова ФИО1 заявленные административные требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в административном иске. Также, в случае удовлетворения административных требований прокурора, просил установить срок администрации г. Тамбова для разработки лесохозяйственного регламента в шесть месяцев, исходя из видов работ, выполнение которых необходимо для разработки такого регламента.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных требований, пояснив, что с момента внесения представления прокурором Ленинского района г.Тамбова, в администрации г.Тамбова с 2019г. до 2021г. мероприятия по разработке лесохозяйственного регламента не проводились по причине отсутствия данного вида деятельности в Уставе МБУ «Дирекция благоустройства и озеленения». Самостоятельно администрацией г.Тамбова данные действия не проводились из-за отсутствия финансирования. Постановлением администрации г.Тамбова от 31.05.2021г. №2520 были внесены изменения в Устав МБУ «Дирекция благоустройства и озеленения» в части установления видов деятельности по осуществлению охраны, защиты, воспроизводству и использованию лесов. Внесение данных изменений в Устав МБУ «Дирекция благоустройства и озеленения» позволило учреждению осуществлять мероприятия, связанные с лесоустройством. Также пояснила, что основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования, и для оформления и получения которых потребуется значительный временной срок.
Представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО3 в судебном заседании разрешение заявленных административных требований оставила на усмотрение суда. Пояснила, что в мае 2021г. в Устав МБУ «Дирекция благоустройства и озеленения» был внесен дополнительный вид деятельности – организация мероприятий по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, в связи с чем, уже в сентябре 2021г. учреждение начало работу по постановке на кадастровый учет двух земельных участков, занятыми городскими лесами, и в отношении которых на настоящее время утверждены схемы расположения на кадастровом плане территории города Тамбова. Перечень работ, необходимый для разработки лесохозяйственного регламента в настоящее время прописан в Уставе учреждения. К таким работам, в частности, относятся организация работ по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет лесных участков, занятых под городскими лесами, организация разработки порядка и методик лесоустройства на территории городских лесов, выполнение которых осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ. Таким образом, работы по разработке лесохозяйственного регламента требуют длительного времени ввиду необходимости соблюдения ряда процедур, установленных действующим законодательством.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положениям ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктами 25, 38 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; осуществление муниципального лесного контроля.
В соответствии с п.13.1 ст.36 Устава города Тамбова, утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 04.05.2005г. № 704 к полномочиям администрации г.Тамбова относится распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа, в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством.
Согласно ст.7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса (ч.1 ст.67 Лесного кодекса РФ).
Согласно ч.2 ст.23 Лесного кодекса РФ лесничества создаются на землях, в том числе, населенных пунктов, на которых расположены леса.
В соответствии со ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.
Согласно ч.1 ст.87 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (ч.3 ст.87 Лесного кодекса РФ).
Судом установлено и следует из материалов административного дела, а также не оспаривалось сторонами по делу, что до настоящего времени и при наличии вынесенного прокурором Ленинского района г. Тамбова 04.03.2019г. представления, администрацией г. Тамбова не разработан лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных на территории города Тамбова, в границах которого находится 206,3 га земель городских лесов, что было выявлено в ходе прокурорской проверки.
Указанное нарушение свидетельствует о бездействии муниципального образования городского округа – город Тамбов в лице администрации г.Тамбова в принятии мер, направленных на разработку лесохозяйственного регламента и, тем самым о ненадлежащем исполнении обязанности по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на территории города Тамбова.
При установленных обстоятельств, исходя из названных положений законодательства, администрация г. Тамбова в силу своих полномочий обязана обеспечить разработку лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на территории г. Тамбова.
На основании изложенного, суд находит административные исковые требования прокурора Ленинского района г. Тамбова обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Ленинского района г. Тамбова удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Тамбова по не разработке лесохозяйственного регламента
Обязать администрацию г. Тамбова в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить разработку лесохозяйственного регламента.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кострюков П.А.
Решение суда в окончательной форме составлено 23.12.2021г.
Судья Кострюков П.А.