ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2043/2022 от 26.04.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2022 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Митюковой А.В.,

с участием административного истца Беляевой В.В., представителя административного истца Беляева В.А., действующего на основании письменного ходатайства, представившего диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Просвирина Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» КГ от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2043/2022 по административному исковому заявлению Беляева В.В. к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

Беляева В.В. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором просит признать незаконным отказ министерства, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ; обязать министерство повторно рассмотреть её заявление (вх. министерства от ДД.ММ.ГГГГ).

Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков. К заявлению приложила схему расположения земельных участков, в соответствии с которой просила образовать земельный участок площадью 790 кв.м. из уже существующего земельного участка с кадастровым номером , имеющего площадь 400 кв.м. Письмом министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в заключении соглашения. Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства: к образуемому земельному участку отсутствуют подъездные пути либо иной доступ с территории общего пользования; расстояние от границ застройки до лесных насаждений составляет менее 30 м. Приведенные основания для отказа, по мнению административного истца, не соответствуют действительности и нормам права в силу следующего. Испрашиваемый земельный участок имеет подъездной путь с территории общего пользования – дороги по <адрес>, поскольку образован из земельного участка с кадастровым номером , примыкающего к указанной дороге. Такое основание, как отсутствие подъездных путей с территории общего пользования является несостоятельным. На испрашиваемом земельном участке отсутствуют какие-либо постройки. Поэтому граница застройки еще не существует, чтобы к ней применять требования к расстоянию до лесных насаждений 30 м. Перераспределяемую землю истец планировала использовать под выращивание сельскохозяйственных культур, что не противоречит такому виду разрешенного использования земельного участка, как для ведения личного подсобного хозяйства. Строительство жилого дома будет осуществлено на испрашиваемом земельном участке в соответствии с нормами и требованиями с учетом установленного расстояния до границ лесных насаждений, доказательств обратному министерством не приведено и не установлено. Применение требований к расстоянию от лесных насаждений до границ не существующей жилой постройки несостоятельно. Правовых оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков у министерства не имелось. Утверждает, что все предусмотренные для перераспределения земли документы истец приложила к заявлению о перераспределении земельных участков. Указывает также на то, что отказ министерства имущественных отношений Иркутской области, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, нарушает её право на предоставление в собственность земельного участка путем заключения соглашения о перераспределении земель.

Административный истец Беляева В.В., представитель административного истца Беляев В.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивали по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области Просвирина Н.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, поддержав доводы письменных возражений на административное исковое заявление.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что Беляева В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного адресу: <адрес>, площадью 400 (+/-7) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается представленной в материалы административного дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) в министерство имущественных отношений Иркутской области поступило заявление Беляева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельных участков, в котором заявитель просила перераспределить земли и (или) земельный участок, находящийся в государственной собственности, и земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в частной собственности, согласно приложенной схеме.

В письме министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес Беляева В.В., указано, что на её заявление от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, находящегося в частной собственности, министерство имущественных отношений Иркутской области (далее – перераспределение земельных участков, министерство) сообщает. Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений. В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 9 статьи 39.29, подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по следующему основанию: образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. К Вашему заявлению приложена схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предусматривается образование земельного участка площадью 790 кв.м. К образуемому земельному участку отсутствуют подъездные пути либо иной доступ с территории (земельных участков) общего пользования. Согласно публичной кадастровой карте расстояние от границ образуемого земельного участка до границ лесных насаждений составляет менее 30 м. Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований указанного Федерального закона. Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288 утвержден Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Согласно пункту 4.14 указанного свода правил противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не менее 30 м. Таким образом, приложенная к Вашему заявлению схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам. Образование земельного участка приведет к препятствующим рациональному использованию земель недостаткам, нарушит требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. Учитывая изложенное, министерство от имени Правительства Иркутской области отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Беляева В.В. вправе обжаловать решение Правительства Иркутской области в случае, если считает, что указанным решением нарушены её права и законные интересы. Дополнительно сообщено, что в отношении перераспределяемого земельного участка ведется работа по включению его в границы лесопаркового зеленого пояса города Иркутск.

Полагая, что отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является незаконным, нарушающим её права и интересы, административный истец обратилась в суд.

Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд учитывает следующее.

В пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (абзац второй пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ).

Как следует из пункта 3 статьи 11.7 ЗК РФ, перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрены в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ.

Так, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Данный перечень оснований и случаев перераспределения земельных участков является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из пояснений административного истца Беляева В.В., данных в ходе судебного разбирательства по делу, следует, что она обратилась в министерство с заявлением о перераспределении земельного участка в целях увеличения площади принадлежащего ей земельного участка для последующего использования под выращивание сельскохозяйственных культур, что соответствует требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, поскольку принадлежащий Беляева В.В. на праве собственности земельный участок имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, имеет площадь 400 кв.м., которая с учетом перераспределения земельных участков составит 790 кв.м., что не превышает площади предельных максимальных размеров земельных участков.

Доказательств обратному в материалы административного дела стороной административного ответчика не представлено.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

В заявлении о перераспределении земельных участков указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 9 статьи 39.29, подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте; схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Как следует из подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ).

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Минэкономразвития России № 762.

Как следует из названных Требований, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях (пункт 4). При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства) (пункт 7).

Доказательств того, что представленная административным истцом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена с нарушением требований, установленных ЗК РФ, другими федеральными законами, к образуемым земельным участкам суду стороной административного ответчика не представлено, а потому доводы ответчика в данной части суд находит необоснованными.

Вопреки доводам административного ответчика испрашиваемый Беляева В.В. земельный участок имеет подъездной путь с территории общего пользования – дороги по <адрес>, поскольку его образование предусматривается из земельного участка с кадастровым номером , примыкающего к указанной дороге.

При таких обстоятельствах довод административного ответчика о том, что к образуемому земельному участку отсутствуют подъездные пути либо иной доступ с территории (земельных участков) общего пользования, суд находит несостоятельным.

Отказывая Беляева В.В. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, министерство имущественных отношений Иркутской области руководствовалось сведениями, содержащимися в публичной кадастровой карте, а также информацией, представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации Иркутского районного муниципального образования в письме от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ), из которого следует, что по заявлению, поступившему в Правительство Иркутской области, об утверждении схемы расположения земельного участка, о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, о предоставлении информации на основании сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Иркутского районного муниципального образования, по объекту - земельный участок с кадастровым номером , расположенному: <адрес> (согласно прилагаемой к заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с координатами), в соответствии со схемой территориального планирования Иркутской области испрашиваемый земельный участок расположен в границах приаэродромных территорий; в соответствии со схемой территориального планирования Иркутского районного муниципального образования испрашиваемый земельный участок расположен в границах автомобильной дороги местного значения (сущ.); в соответствии с генеральным планом Марковского МО испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта – <адрес>, функциональная зона – зона застройки индивидуальными жилыми домами; в соответствии с правилами землепользования и застройки Марковского МО испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта – <адрес>, территориальная зона - зона застройки индивидуальными жилыми домами; материалы по утверждению проекта планировки и проекта межевания на данную территорию отсутствуют; материалы топографической изученности данной территории отсутствуют; сведения о планируемом размещении объектов регионального и местного значения отсутствуют; по данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области испрашиваемый земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории: в границах приаэродромной территории <адрес> (реестровый номер – ), в границах <адрес> (реестровый номер – ), в границах <адрес> (реестровый номер – ). Дополнительно сообщается, что в настоящее время проводятся споры по включению данного земельного участка в границы лесопаркового зеленого пояса <адрес>. За уточнением информации рекомендовано обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Не состоятельным и не основанным на законе находит суд довод административного ответчика о том, что согласно публичной кадастровой карте расстояние от границ образуемого земельного участка до границ лесных насаждений составляет менее 30 м.

Так, установлено и не оспаривается сторонами, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют какие-либо постройки. Поэтому граница застройки на момент обращения Беляева В.В. с заявлением в министерство не существовала, а потому применение к ней требований о расстоянии до лесных насаждений 30 м., в данном случае недопустимо.

Кроме того, как установлено судом и не оспаривается ответчиком, представитель министерства испрашиваемый истцом земельный участок не осматривал, каких-либо замеров инструментальным способом не производил, в связи с чем, довод о том, что расстояние от границ образуемого земельного участка до границ лесных насаждений составляет менее 30 м., является голословным.

Не подлежали в данном случае применению положения Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», определяющего основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающего общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, поскольку, как следует из части 2 статьи 1 названного Федерального закона, положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты.

Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденный Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, устанавливает требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.

Таким образом, министерство, отказывая в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, сослалось на нормы закона, не регулирующие вопросы земельных правоотношений.

Не основан на нормах закона и не подтвержден соответствующими письменными доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости и достоверности, довод административного ответчика о том, что образование земельного участка приведет к препятствующим рациональному использованию земель недостаткам, нарушит требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

Между тем, в силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность по доказыванию наличия оснований для принятия оспариваемого решения и его законности возлагается на орган, организацию, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемое решение.

При таких обстоятельствах у министерства имущественных отношений Иркутской области отсутствовали правовые основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении испрашиваемого Беляева В.В. земельного участка по мотивам, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу требований статьи 227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Решение министерства об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах суд полагает требование административного истца о признании незаконным отказа министерства имущественных отношений Иркутской области, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащим удовлетворению.

Признание решения государственного органа незаконным является самостоятельным способом защиты права и влечет прекращение действия данного решения.

Между тем, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, руководствуясь требованиями пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, а также учитывая, что только вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения государственным органом, суд полагает правомерным возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Беляева В.В. о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) в порядке и сроки, установленные законом, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что Беляева В.В. оспаривает решение министерства имущественных отношений Иркутской области, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в суд с настоящим административным исковым заявлением истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ посредством его направления почтовой связью, что подтверждается штемпелем почтового отделения на конверте, срок обращения в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, Беляева В.В. не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Беляева В.В. к министерству имущественных отношений Иркутской области – удовлетворить.

Признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Иркутской области в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявление Беляева В.В. о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Сучилина

Решение в окончательной форме принято 06.05.2022.