РЕШЕНИЕ копия
Именем Российской Федерации
Дело №2а-2044/2018
г. Салават, 04 сентября 2018 года
Республика Башкортостан
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Салимова И.М.,
при секретаре Каптур В.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителей Администрации ГО г. Салават ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 Р к Администрации ГО г.Салават о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, признании незаконным бездействия по не рассмотрению жалобы, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации ГО г. Салават о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, признании незаконным бездействия по не рассмотрению жалобы, обязании устранить нарушения.
В обоснование иска указано, что 00.00.0000 он подал в Администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан заявление об утверждении «схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», расположенного по ориентиру: Республика (адрес) площадь образуемого земельного участка (данные изъяты) кв.м., с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код ... К данному заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Из письма отдела архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Салават РБ от 00.00.0000. ему стало известно, что 00.00.0000 года Комиссия по землепользованию и застройке городского округа город Салават Республики Башкортостан Отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан рассмотрела его обращение от 00.00.0000 года об утверждении «Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Согласно выписке из протокола Комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Салават Республики Башкортостан ... от 00.00.0000 было принято решение - ФИО1 отказать в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по ориентиру: (адрес) площадь образуемого земельного участка (данные изъяты) кв.м., с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код ...). Не согласившись с данным решением, 00.00.0000 им подана жалоба на имя Главы Администрации ГО г. Салават. До настоящего времени мотивированного ответа на его заявление, а также жалобу не поступило. Считает, что данным бездействием нарушены его права, свободы и законные интересы на получение в пользование участка земли на основании арендного соглашения. Просит признать незаконным отказ Комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Салават Республики Башкортостан Отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000 года на обращение ФИО1 Р от 00.00.0000 года об утверждении «Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», расположенного по ориентиру: (адрес), площадь образуемого земельного участка (данные изъяты) кв.м., с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код ...); признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан по не рассмотрению его жалобы от 00.00.0000.; обязать Администрацию городского округа г.Салават Республики Башкортостан устранить допущенное нарушено, согласовать предоставление земельного участка, и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ориентиру: (адрес) с кадастровым номером ...
На судебное заседание представители заинтересованных лиц Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Салавату, Территориального управления Росимущества в РБ не явились, на судебное заседание извещены.
На основании ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что ни одного законного основания для отказа в решении не приведено, прежде чем обратиться с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка он проверил все ограничения в отношении него, каких-либо запретов не имеется, кроме того, после утверждения схемы будут проводиться торги на право аренды данного земельного участка и нет гарантий, что именно ему будет предоставлен земельный участок. Хочет организовать кафе быстрого питания, инвестировать денежные средства в город, однако ему ставятся административные барьеры, что препятствуют привлечению инвесторов для развития города.
Представители Администрации ГО г. Салават ФИО2, ФИО3 административный иск не признали, просили отказать в удовлетворении. Указать на законные основания для отказа в утверждении схемы места расположения земельного участка затруднились, пояснили, что рядом с испрашиваемым земельным участком находится памятник истории, многолетние деревья. Пояснили, что в настоящее время определена организация, которая будет готовить план межевания квартала, однако, к какому времени будет утвержден проект межевания, затруднились ответить.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно ч.1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу требований статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.
Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется без взимания платы.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.14 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Частью 15 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
В части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ч.19 ст. 11.10 ЗК РФ не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, 00.00.0000 ФИО1 обратился в Администрацию ГО г. Салават с заявлением об утверждении «Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», расположенного по ориентиру: (адрес) площадь образуемого земельного участка (данные изъяты) кв.м., с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код ...) с приложением схемы.
00.00.0000 исх. ... письмом главного архитектора Отдела архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Салават ФИО1 сообщено, что утвержден проект постановления «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ориентиру: (адрес) западнее земельного участка с кадастровым номером ...» и направлен на согласование со структурными подразделениями Администрации ГО г. Салават.
00.00.0000 исх. ... письмом главного архитектора Отдела архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Салават ФИО1 сообщено, что Комиссией по землепользованию и застройке городского округа г. Салават было принято решение отказать в утверждении вышеуказанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что подтверждается также выпиской из протокола заседания Комиссии.
Разрешая административный спор, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного иска, поскольку в обжалуемом административным истцом решении не приведены, предусмотренные частью 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии со ст.11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Каких-либо доказательств, не соответствия земельного участка, об утверждении схемы которого заявлял административный истец, ограничениям, установленным в ст.11.9 ЗК РФ, не представлено.
Согласно ч.3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; 2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; 3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; 4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; 5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, ограничений, предусмотренных данной нормой, в отношении испрашиваемого административным истцом земельного участка, не имеется.
В соответствии со ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений. Согласование схемы в порядке, установленном настоящей статьей, не требуется в случаях образования земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены: 1) в границах населенного пункта; 2) в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком; 3) в границах территориальной зоны, сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки; 5) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Следовательно, согласование схемы расположения указанного земельного участка с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, не требуется.
Из ответа Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ от 00.00.0000. №... следует, что на запрашиваемой территории имеется выявленный объект культурного наследия «Памятный знак на пути следования отряда ФИО4 на соединение с войсками ФИО5». Указано, что перед началом проведения производственных работ разделы об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия подлежат согласованию в уполномоченном государственном органе.
Согласно выписки из градостроительного регламента ... от 00.00.0000 земельный участок, расположенный западнее кинокомплекса «(данные изъяты)» до тротуара, проходящего вдоль улицы Ленина, относится к территориальной зоне «ОД-1» - зоне для многофункциональной общественно-ледовой застройки городского значения, которая выделена для обеспечения правовых условий использования земельных участков и объектов капитального строительства деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования городского значения с возможностью сочетания с жилой постройкой. Одним из основных видов разрешенного использования для территориальной зоны «ОД-1» является общественное питание: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (...).
Довод ответчиков о том, что в настоящее время определена организация, которая будет проводить межевание квартала, а также готовится конкурсная документация в целях проведения конкурсных процедур на выполнение комплексных кадастровых работ, не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку ч.17 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
При таких обстоятельствах, учитывая не представление ответчиками доказательств, свидетельствующих о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, отсутствие законных оснований для отказа в утверждении схемы, отсутствие в настоящее время утвержденного проекта межевания, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска и признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В удовлетворении иска в части признания незаконным бездействия по не рассмотрению жалобы административного истца от 00.00.0000. следует отказать, поскольку жалоба рассмотрена и ФИО1 дан ответ 00.00.0000. ...
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 226-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск ФИО1 Р к Администрации ГО г.Салават о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, признании незаконным бездействия по не рассмотрению жалобы, обязании устранить нарушения удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации ГО Г. Салават в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по ориентиру: (адрес) площадь образуемого земельного участка (данные изъяты) кв.м с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код ...).
Обязать Администрацию городского округа город Салават утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по ориентиру: (адрес) западнее земельного участка с кадастровым номером ..., площадь образуемого земельного участка (данные изъяты) кв.м с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код ...
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Администрации ГО г. Салават по не рассмотрению жалобы ФИО1 от 00.00.0000 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Салаватский городской суд РБ.
Судья подпись Салимов И.М.
Верно. Судья Салимов И.М.
Решение не вступило в законную силу 10 сентября 2018 года
Секретарь
Решение вступило в законную силу
Судья
Секретарь
Подлинник решения подшит в административное дело №2а-2044/2018 Салаватского городского суда РБ