Дело №2а-2044/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2017 года г. Волгоград
Кировский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Сорокиной Л.В.,
при секретаре Хачоян Р.Х.,
С участием представителя административного истца Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Харахоркина М.А., представителя административного ответчика ТСЖ «Микрорайон 503» Бычкина В.С., административного ответчика Куликова А.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к ТСЖ «Микрорайон 503», Куликову А.Н., Карага В.Е., Вдовиной Л.Н., Дроновой Н.А. о ликвидации юридического лица – некоммерческой организации,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к ТСЖ «Микрорайон 503» с требованием о ликвидации ТСЖ «Микрорайон 503». Свои требования мотивирует тем, что инспекцией, на основании приказа от <ДАТА> проведена плановая проверка соблюдения ТСЖ "Микрорайон 503" обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами, в ходе которой установлено следующее. В п. 11.6 Устава предусмотрено, что в течение одного месяца со дня подачи заявления, правление товарищества выносит свое решение о приеме или отказе в членстве, оформленное протоколом заседания правления. Данное положение противоречит требованиям ст. 143 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. В п. 15.2 Устава предусмотрено, что внеочередное общее собрание членов товарищества может быть созвано по инициативе правления, членов товарищества, обладающих тридцатью процентами и более голосов от общего числа голосов в товариществе, а также по требованию ревизионной комиссии, что не соответствует требованиям ст. 45, 146 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым, внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе любого из собственников. В целях устранения нарушений, ТСЖ "Микрорайон 503" выдано предписание об устранении нарушений № сроком исполнения до <ДАТА>. На основании приказа № в отношении ТСЖ "Микрорайон 503" проведена внеплановая проверка исполнения предписания № по устранению несоответствия устава товарищества, по результатам которой установлено, что предписание не исполнено, изменения в устав не внесены. Положения, ограничивающие права собственников помещений и членов выступить инициатором общего собрания, а также обусловливающие необходимость выступить инициаторами членов товарищества обладающих тридцатью процентами и более голосов от общего числа голосов в товариществе, фактически лишают собственников прав, предоставленных им Жилищном кодексом РФ. Указывают, что решения о внесении изменений в устав товарищества принимаются общим собранием его членов, следовательно, не проведение таких собраний в течение длительного времени и, как результат, не исполнение предписания Инспекции, свидетельствуют о не эффективности высшего органа управления товарищества общего собрания его членов, и, следовательно, самого товарищества. В ходе плановой проверки на основании приказа от <ДАТА> также было установлено, что ТСЖ "Микрорайон 503" не соответствует требованиям п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ, согласно которым Товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами, имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Документы подтверждающие, что дома, входящие в состав товарищества, расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах, отсутствуют. Решения о реорганизации ТСЖ " Микрорайон 503", либо выборе иного способа управления в вышеуказанных домах, входящих в состав товарищества не принимались. В целях устранения нарушений ТСЖ "Микрорайон 503" было выдано предписание №. по организации и проведению общего собрания в многоквартирных домах входящих в состав товарищества для принятия решения о реорганизации ТСЖ "Микрорайон 503". Однако, по результатам проверки было установлено, что никаких мер по устранению нарушений товариществом не предпринималось, предписание исполнено не было, что подтверждается актом проверки от <ДАТА>. Исходя из вышеуказанного, считают, что имеющие место нарушения носят неустранимый характер и являются безусловным основанием для ликвидации ТСЖ "Микрорайон 503" как несоответствующего требованиям ст. 136 ЖК РФ.
Определением Кировского районного суда г. Волгограда к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены Куликов А.Н., Карага В.Е., Вдовина Л.Н., Дронова Н.А.
Представитель административного истца инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Харахоркин М.А. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ТСЖ «Микрорайон 503» Бычкин В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просит отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Административный ответчик Куликов А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Административные ответчики Карага В.Е., Вдовина Л.Н., Дронова Н.А. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с заявлением об отложении слушания дела не обращались.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъясняет, что нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами (далее - объединение граждан), Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов,… может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации,.. в порядке административного судопроизводства (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс), пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При рассмотрении названных выше категорий дел осуществляется судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации уполномоченными органами или должностными лицами отдельных властных требований к объединениям граждан (пункт 1 части 3 статьи 1 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 25.08.2014 № 478-П, указано, что инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Пунктом 2 части 6 статьи 20 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.
На основании ч. 2 ст. 141 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирных домах входящих в состав товарищества.
Как установлено ч. 1 ст. 141 Жилищного кодекса РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В судебном заседании установлено, что с <ДАТА> по <ДАТА> на основании приказа № Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области проведена плановая проверка соблюдения ТСЖ «Микрорайон 503» обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе проверки установлено, что в п. 11.6 Устава ТСЖ «Микрорайон 503» предусмотрено, что в течение одного месяца со дня подачи заявления, правление товарищества выносит свое решение о приеме или отказе в членстве, оформленное протоколом заседания правления. Данное положение противоречит требованиям ст. 143 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.
Согласно представленных реестров членов товарищества за <ДАТА>, членами товарищества являются более 50 % собственников помещений в каждом многоквартирном доме, входящим в состав товарищества. Однако, не представлено ни одного заявления собственника о вступлении в члены ТСЖ «Микрорайон 503».
Согласно ч.1 ст.143 ЖК РФ, членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в ТСЖ. Отсутствие заявлений собственников свидетельствует, что с заявлением о вступлении в члены товарищества собственники не обращались, следовательно, членов в ТСЖ «Микрорайон 503» не имеется.
ТСЖ "Микрорайон 503" не соответствует требованиям п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ, согласно которым Товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами, имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.
Решения о реорганизации ТСЖ "Микрорайон 503", либо выборе иного способа управления в вышеуказанных домах, входящих в состав товарищества не принимались.
Таким образом, ТСЖ "Микрорайон 503" нарушены требования, установленные Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ, в результате ТСЖ "Микрорайон 503" не вправе осуществлять деятельность по управлению домами.
В соответствии с предписанием №670-2 от 04.08.2016 года, ТСЖ «Микрорайон 503» не соответствует требованиям п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ, во исполнение ст.4 ФЗ от 21.07.2014 года № 255-ФЗ, ТСЖ «Микрорайон 503» не реорганизовано до <ДАТА>. Предписано председателю ТСЖ «Микрорайон 503» организовать и провести общее собрание собственников помещений многоквартирных домов № (членов товарищества) для принятия решения о реорганизации ТСЖ «Микрорайон 503» до <ДАТА>
В соответствии с предписанием № выявлено несоответствие устава ТСЖ «Микрорайон 503» требованиям статьи 143, 146 ЖК РФ. Устранить выявленные несоответствия устава ТСЖ «Микрорайон 503» обязательным требованиям законодательства РФ до <ДАТА>
В соответствии с решением от <ДАТА>, изменено предписание от <ДАТА> об устранении выявленных нарушений обязательных требований ЖК РФ.
1.1. Раздел «Выявленные нарушения требований ЖК РФ» изложить в новой редакции ««ТСЖ «Микрорайон 503» не соответствует требованиям п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ, во исполнение ст.4 ФЗ от 21.07.2014 года № 255-ФЗ, ТСЖ «Микрорайон 503» не реорганизовано до 01.07.2016 года.
1.2. Раздел «Предписываемые меры по проведению мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований» изложить в новой редакции: «председателю правления ТСЖ «Микрорайон 503» организовать и провести общее собрание собственников помещений многоквартирных домов <адрес> (членов товарищества) для принятия решения о реорганизации ТСЖ «Микрорайон 503».
2. Раздел «Срок выполнения» изложить в новой редакции «до <ДАТА>
В соответствии с приказом №, Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области с <ДАТА> по <ДАТА> проведена внеплановая проверка выполнения ТСЖ «Микрорайон 503» предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с актом проверки №, выявлены факты невыполнения предписаний от <ДАТА>
Согласно письму ТСЖ «Микрорайон 503» №, предписание от <ДАТА> не исполнено ввиду того, что лицо, которое обязано его исполнить, не является председателем правления ТСЖ «Микрорайон 503».
В соответствии с приказом №, Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области с <ДАТА> по <ДАТА> проведена внеплановая проверка выполнения ТСЖ «Микрорайон 503» предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с актом проверки №, выявлены факты невыполнения предписаний от <ДАТА>
Согласно сведениям, представленным <данные изъяты> последние изменения в устав ТСЖ «Микрорайон 503» вносились на основании протокола заседания членов правления товарищества от <ДАТА>. Устав ТСЖ «Микрорайон 503» утвержден протоколами от <ДАТА> общих собраний собственников помещений многоквартирных домов.
ТСЖ «Микрорайон 503» документы, подтверждающие исполнение предписания № в адрес Инспекции не представило.
Судом установлено, что товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг.
В п. 15.2 Устава ТСЖ «Микрорайон 503» предусмотрено, что внеочередное общее собрание членов товарищества может быть созвано по инициативе правления, членов товарищества, обладающих тридцатью процентами и более голосов от общего числа голосов в товариществе, а также по требованию ревизионной комиссии, что не соответствует требованиям ст. 45, 146 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым, внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе любого из собственников.
Согласно ч.1 ст.145 Жилищного кодекса РФ, общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
Реализация собственниками прав на участие в управлении многоквартирным домом осуществляется путем членства в товариществе и, соответственно, принятия участия в деятельности высшего органа управления - общего собрания членов товарищества, в том числе, посредством инициирования такого собрания и определения вопросов повестки дня для рассмотрения.
Указанные положения устава существенно ограничивают права собственников помещений на реализацию своих прав по участию в принятии решений, связанных с управлением домом, в связи с обусловливанием приобретения членства в товариществе решением правления и неосновательном наделении правления правом на отказ собственнику помещения в предоставлении членства.
Положения, ограничивающие права собственников помещений и членов выступить инициатором общего собрания, а также обусловливающие необходимость выступить инициаторами членов товарищества обладающих тридцатью процентами и более голосов от общего числа голосов в товариществе, фактически лишают собственников прав, предоставленных им Жилищном кодексом РФ.
Решения о внесении изменений в устав товарищества принимаются общим собранием его членов, следовательно, не проведение таких собраний в течение длительного времени и в результате не исполнение предписания Инспекции свидетельствуют о не эффективной деятельности высшего органа управления товарищества общего собрания его членов, и, как результат, самого товарищества.
В ходе плановой проверки на основании приказа от 24.07.2016 № 670 также было установлено, что ТСЖ "Микрорайон 503" не соответствует требованиям п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ, согласно которым Товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами, имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе, собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
Согласно разделу 1(1) постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" в перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, принявшими решение о создании товарищества собственников жилья в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, может включаться общее имущество, в отношении которого принято решение, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
В перечень указанного имущества постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 включено: а) общее имущество, указанное в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 настоящих Правил; б) общее имущество, если такое имущество отвечает какому-либо из следующих требований: совместное использование общего имущества допускается проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких домов, или технической документацией на эти дома; обеспечение работоспособности общего имущества в одном многоквартирном доме из числа таких домов достигается при условии подключения (технологического присоединения) к общему имуществу в другом многоквартирном доме из числа указанных домов - для инженерных систем, оборудования, устройств.
Однако, решение в отношении общего имущества, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ отсутствует, как и само такое имущество.
Документы, подтверждающие, что дома, входящие в состав товарищества, расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах также отсутствуют.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами. Таким образом, факт несоответствия ТСЖ "Микрорайон 503" требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ подтверждается материалами в полном объеме.
Решения о реорганизации ТСЖ " Микрорайон 503", либо выборе иного способа управления в вышеуказанных домах, входящих в состав товарищества не принимались.
Таким образом, ТСЖ "Микрорайон 503" нарушены требования, установленные Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ, в результате ТСЖ "Микрорайон 503" не вправе осуществлять деятельность по управлению домами и подлежит ликвидации.
В целях устранения нарушений ТСЖ "Микрорайон 503" было выдано предписание № по организации и проведению общего собрания в многоквартирных домах входящих в состав товарищества для принятия решения о реорганизации ТСЖ "Микрорайон 503".
Однако по результатам проверки было установлено, что никаких мер по устранению нарушений товариществом не предпринималось, предписание исполнено не было, что подтверждается актом проверки от <ДАТА>, актом проверки органом государственного надзора юридического лица №., предписанием от <ДАТА> предписанием от <ДАТА>
Таким образом, меры, направленные на устранение нарушений Жилищного законодательства РФ, товариществом не принимаются.
В установленный предписаниями Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области срок указанные выше нарушения ТСЖ "Микрорайон 503" не устранены и соответствующие изменения в Устав не были внесены, ТСЖ длительное время осуществляло деятельность на основании названных положений Устава, противоречащих действующему законодательству, несмотря на указанные предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, не принимая мер к их устранению. ТСЖ не представлено доказательств принятия своевременных мер для устранения выявленных нарушений в деятельности ТСЖ и исключения в дальнейшем выявленных нарушений закона при осуществлении деятельности.
Исходя из вышеуказанного, суд приходит к выводу о том, что деятельность ТСЖ "Микрорайон 503" нарушает императивные требования закона, чем создается угроза нарушения прав граждан. Имеющие место нарушения носят неустранимый характер и являются безусловным основанием для ликвидации ТСЖ "Микрорайон 503", как несоответствующего требованиям ст. 136 ЖК РФ. Доказательств обратного суду не представлено.
Представленные стороной административного ответчика фотографии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещении в форме совместного присутствия собственников, копии протоколов общего собрания собственников помещении в многоквартирных домах <адрес> от <ДАТА>., от <ДАТА>., протокол заседания правления ТСЖ "Микрорайон 503" не являются доказательствами принятия административными ответчиками мер, направленных на устранение указанных выше нарушений действующего законодательства, поскольку в повестке дня общих собраний отсутствует вопрос о внесении изменений в Устав ТСЖ "Микрорайон 503", относимые, допустимые доказательства извещения собственников многоквартирных домов о проведении общих собраний отсутствуют, поскольку из представленных фотографий не представляется возможным установить в какое время были размещены данные уведомления. Предписание Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области не исполняется ТСЖ "Микрорайон 503" более 1 года.
С учетом изложенных обстоятельств, длительности и характера допущенных ТСЖ нарушений закона в деятельности ТСЖ, связанных с не соответствием положений Устава ТСЖ требованиям жилищного законодательства, и поскольку данные нарушения требования Жилищного кодекса Российской Федерации не устранены до настоящего времени, суд полагает, что допущенные ТСЖ нарушения закона являются длящимися, грубыми и являются основанием для ликвидации ТСЖ. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о неустранимом характере нарушений действующего законодательства со стороны ТСЖ "Микрорайон 503".
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требования инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к ТСЖ «Микрорайон 503» о ликвидации юридического лица – некоммерческой организации подлежат удовлетворению.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от <ДАТА>., председателем правления ТСЖ «Микрорайон 503» является Куликов А.Н., учредителями – Карага В.Е., Вдовина Л.Н., Дронова Н.А.
Согласно ч.5 ст. 61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).
Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 10.11.2016 N 2371-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ерашовой Татьяны Анатольевны, Маркеловой Елены Вадимовны и Орехова Валерия Ивановича на нарушение их конституционных прав пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации", гражданский кодекс Российской Федерации, определяя, что потребительские кооперативы, к числу которых относятся кредитные кооперативы (пункт 3 статьи 50), являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (пункт 1 статьи 65.1), устанавливает правило, согласно которому в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (пункт 2 статьи 65.1 Одной из обязанностей членов кредитного потребительского кооператива, в том числе участвовавших в его создании, является обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица, установленная оспариваемой нормой. Такое правовое регулирование, возлагающее на участников (членов) корпоративного юридического лица обязанности осуществить его ликвидацию, а также солидарно нести расходы, связанные с ликвидацией юридического лица в случае недостаточности для этих целей имущества самого юридического лица, служит достижению основной цели ликвидации любого юридического лица - завершению его деятельности и удовлетворению требований кредиторов - и направлено на защиту прав и интересов всех участников гражданского оборота.
После выхода из состава членов кредитного потребительского кооператива вышедший участник, в том числе выступавший его учредителем, разрывает корпоративную связь с юридическим лицом и не может обременяться несением дополнительных обязанностей, связанных с его дальнейшей деятельностью, в частности обязанностей по осуществлению ликвидации организации и возмещению соответствующих расходов. Обратное означало бы умаление права на добровольный выход из объединения, несовместимое с положениями статьи 30 Конституции Российской Федерации.
В этой связи сам по себе пункт 5 статьи 61 ГК Российской Федерации, будучи общей нормой, применимой как к унитарным, так и к корпоративным юридическим лицам и, соответственно, - к учредителям унитарных и участникам (членам) корпоративных организаций, в системе действующего правового регулирования не предполагает возложения обязанности по осуществлению ликвидации корпоративного юридического лица на его учредителей, которые не являются его членами, и не препятствует осуществлению права на выход из кооператива, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителей, в частности право на объединение и право на судебную защиту, в указанном ими в жалобе аспекте.
Поскольку материалы настоящего гражданского дела не содержат сведений о том, что учредители ТСЖ «Микрорайон 503» Карага В.Е., Вдовина Л.Н., Дронова Н.А. являются членами данного ТСЖ, суд считает необходимым назначить ликвидатором ТСЖ «Микрорайон 503» председателя правления ТСЖ «Микрорайон 503» Куликова А.Н. Также суд полагает необходимым установить срок проведения и завершения процедуры ликвидации – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и справедливым для проведения указанных выше действий. Доказательств обратного суду не предоставлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 227-228 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к ТСЖ «Микрорайон 503», Куликову А.Н., Карага В.Е., Вдовиной Л.Н., Дроновой Н.А. о ликвидации юридического лица – некоммерческой организации - удовлетворить.
Ликвидировать ТСЖ «Микрорайон 503» ОГРН № ИНН №
Назначить ликвидатором ТСЖ «Микрорайон 503» председателя правления ТСЖ «Микрорайон 503» Куликова А.Н..
Установить срок проведения и завершения процедуры ликвидации – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г.Волгограда.
Решение суда изготовлено в окончательной форме <ДАТА>
Судья -