ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2045/18 от 23.10.2018 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-2045/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 октября 2018 г. Хостинский районный суд г. Сочи

Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Н.А. Волковой

при секретаре С.А.Воробьевой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хостинского района города Сочи к Администрации города Сочи об оспаривании действий (бездействия)

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хостинского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просит, уточнив требования, признать незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в непринятии мер по передаче линии 10 кВт фидера Ал-424 подстанции 110/10/6кВт «Альпийская» Хостинского района г.Сочи эксплуатирующей организации, а также непринятии мер по включению в состав имущества казны города Сочи сетей водоснабжения и энергоснабжения, трансформаторных подстанций № 560п и №573п, расположенных на территории садового некоммерческого товарищества «Оазис» Хостинского района, г. Сочи.

Обязать администрацию города Сочи передать линии 10 кВт фидера Ал-424 подстанции 110/10/6кВт «Альпийская» Хостинского района г.Сочи эксплуатирующей организации в установленном законом порядке.

Обязать администрацию города Сочи в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в Управление Росреестра о принятии сетей водоснабжения и энергоснабжения, а также трансформаторных подстанций № 560п и №573п, расположенных на территории садового некоммерческого товарищества «Оазис» Хостинского района г. Сочи на учет как бесхозяйного имущества, по истечении года, принять меры к включению данного имущества в состав имущества казны города Сочи, с последующей передачей эксплуатирующим организациям в установленном законом порядке.

Обязать администрацию города Сочи определить организацию в целях эксплуатации сетей водоснабжения и энергоснабжения, а также трансформаторных подстанций № 560п и №573п, расположенных на территории садового некоммерческого товарищества «Оазис» Хостинского района г. Сочи до принятия их во владение, пользование и распоряжение в соответствии с гражданским законодательством.

Административные исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере по вопросу эксплуатации и постановки на учет бесхозяйных сетей водоснабжения и энергоснабжения. Установлено, что в настоящее время электроснабжение садового некоммерческого товарищества «Оазис» и иных абонентов осуществляется от потребительской трансформаторной подстанции № 438п, подключенной к кабельно-воздушной линии 10 кВт фидера Ал-424 подстанции 110/10/6кВт «Альпийская». В соответствии с информацией ПАО «Кубаньэнерго», на указанной линии периодически происходят аварийные отключения электроэнергии. В связи с тем, что вышеуказанные линии на балансе и в эксплуатации ПАО «Кубаньэнерго» не состоят, ликвидация технологических нарушений осуществлялась силами ПАО «Кубаньэнерго» и собственников рядом расположенных участков. Вышеуказанное свидетельствует о том, что в связи с неисполнением администрацией города Сочи обязанности по передаче линии электропередач эксплуатирующей организации, не осуществляются своевременные плановые и аварийные ремонтные работы, что приводит к оставлению без энергоснабжения значительного количества граждан. Вышеуказанное бездействие администрации влечет нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которым предоставление коммунальных услуг потребителям должно осуществляться круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг. Кроме того, установлено, что на территории СНТ «Оазис» расположены сети водоснабжения и энергоснабжения, трансформаторные подстанции № 560п и №573п, обеспечивающие коммунальными ресурсами жителей указанного садового товарищества. Данные сети по причине отсутствия собственника и эксплуатирующей организации находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, что приводит к регулярным авариям. Согласно п. 4 ч.1 ст. 16 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно информации МУП г. Сочи «Водоканал», у указанного предприятия отсутствует информация о собственнике указанных сетей, а также документы, связанные с их прокладкой и строительством. Согласно информации ПАО «Кубанэнерго», на сегодняшний день на балансе СНТ «Оазис» состоят две трансформаторные подстанции № 560п и №573п, в настоящий момент энергопринимающие устройства СНТ Оазис» не имеют непосредственного или опосредованного технологического присоединения к сетям сетевой организации и не имеют согласованной максимальной мощности. Согласно информации Хостинского отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, информация о собственниках сетей энергоснабжения и водоотведения, расположенных на территории СНТ «Оазис», согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости отсутствует. Таким образом, правообладатель вышеуказанных сетей в установленном законом порядке не определен, что подтверждено сведениями из Единого государственного реестра недвижимости. Отсутствие собственника сетей влечет невозможность надлежащего контроля за ее эксплуатацией и техническим обслуживанием, что приводит к возникновению аварийных ситуаций и, как следствие, причинению вреда жителям Хостинского района г. Сочи. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор, в силу действующего процессуального законодательства РФ, полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Указанные обстоятельства предоставляют право прокурору в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с заявлением для защиты вышеуказанных интересов неопределенного круга лиц.

Административный ответчик администрация города Сочи иск не признала, указывая на отсутствие оснований для возложения на администрацию указанных в административном иске обязанностей.

Представитель ПАО «Кубаньэнерго» решение по административному иску оставил на усмотрение суда.

Представитель МУП г.Сочи «Водоканал» возражает против удовлетворения заявленного административного иска, указывая, что административным истцом не определены технические характеристики сетей водоснабжения, которые необходимо принять на учет в качестве бесхозяйных.

Представитель Департамента имущественных отношений администрации города Сочи просит в административном иске отказать, поддерживая доводы администрации города Сочи.

Представители СНТ «ОАЗИС» и Департамента городского хозяйства администрации города Сочи в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежаще, в силу чего суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заявленные требования признает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой Хостинского района г.Сочи проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере по вопросу эксплуатации и постановки на учет бесхозяйных сетей водоснабжения и энергоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципального образования.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Хостинского района г.Сочи было установлено, что электроснабжение садового некоммерческого товарищества «Оазис» и иных абонентов осуществляется от потребительской трансформаторной подстанции № 438п, подключенной к кабельно-воздушной линии 10 кВт фидера Ал-424 подстанции 110/10/6кВт «Альпийская».

Судом установлено, что на основании распоряжения администрации города Сочи от 12.08.2014 №331-р указанная линия электропередачи внесена в реестр муниципальной собственности.

Согласно п. 2 данного распоряжения департаменту имущественных отношений администрации города Сочи предписано данную линию передать в аренду эксплуатирующей организации в установленном законом порядке, что до настоящего времени не исполнено.

В соответствии с информацией ПАО «Кубаньэнерго» на указанной линии периодически происходят аварийные отключения электроэнергии.

Так, с 29.06.2018 по 30.06.2018 произошло отключение в связи с обрывом шлейфа на опоре № 1, обрыва проводов в пролете опор № 26-28, с падением опоры №26, повреждением на участке КРН-31-ТП-658п.

В связи с тем, что указанные линии на балансе и в эксплуатации ПАО «Кубаньэнерго» не состоят, ликвидация технологических нарушений осуществлялась силами ПАО «Кубаньэнерго» и собственников рядом расположенных участков.

Установленное позволяет прийти к выводу, что в связи с неисполнением администрацией города Сочи обязанности по передаче линии электропередач эксплуатирующей организации, не осуществляются своевременные плановые и аварийные ремонтные работы, что приводит к оставлению без энергоснабжения значительного количества граждан.

Указанное бездействие администрации влечет нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которым предоставление коммунальных услуг потребителям должно осуществляться круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Кроме того, установлено, что на территории СНТ «Оазис» расположены сети водоснабжения и энергоснабжения, трансформаторные подстанции № 560п и №573п, обеспечивающие коммунальными ресурсами жителей указанного садового товарищества.

Данные сети по причине отсутствия собственника и эксплуатирующей организации находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, что приводит к регулярным авариям.

Из объяснения председателя СНТ «Оазис» Савчишкина А.И. следует, что после вступления в должность председателя им проводилась работа по выявлению имущества садового товарищества с целю учета и инвентаризации, в том числе сетей водоснабжения и энергоснабжения. Как ему стало известно, сети водоснабжения и энергоснабжения были построены силами ООО «Транстоннель» и жителями домов, расположенных на территории СНТ «Оазис» в 2002-2010 г.г. хозяйственным способом, какая-либо исходно-разрешительная, проектная и иная документация отсутствует, на балансе какой-либо организации сети не находятся. Фактическую деятельность СНТ «Оазис» не осуществляет, избранные в установленном законом порядке органы управления кроме председателя отсутствуют. На балансе садового товарищества имущества не имеется, вышеуказанные сети не значатся и не значились, прав собственности на какие-либо объекты у садового товарищества не имеется.

Согласно п. 4 ч.1 ст. 16 Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно информации МУП г. Сочи «Водоканал», у указанного предприятия отсутствует информация о собственнике указанных сетей, а также документы, связанные с их прокладкой и строительством.

Согласно информации ПАО «Кубанэнерго» на балансе СНТ «Оазис» состоят две трансформаторные подстанции № 560п и №573п, в настоящий момент энергопринимающие устройства СНТ «Оазис» не имеют непосредственного или опосредованного технологического присоединения к сетям сетевой организации и не имеют согласованной максимальной мощности.

Согласно информации Хостинского отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, информация о собственниках сетей энергоснабжения и водоотведения, расположенных на территории СНТ «Оазис», согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости отсутствует.

Таким образом, правообладатель вышеуказанных сетей в установленном законом порядке не определен, что подтверждено сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.

В силу положений пунктов 1-3 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившем ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

По смыслу указанной правовой нормы иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Более того, согласно постановлению Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.12.2014 № 1564, Устава г. Сочи, инвентаризация бесхозяйных объектов, в том числе, систем энергоснабжения и водоотведения, входит в компетенцию администрации муниципального образования г. Сочи.

Отсутствие собственника сетей влечет невозможность надлежащего контроля за ее эксплуатацией и техническим обслуживанием, что приводит к возникновению аварийных ситуаций и, как следствие, причинению вреда неопределенному кругу лиц.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно решению Городского Собрания Сочи от 26.05.2011 № 69 «Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации г. Сочи», организация в границах муниципального образования г. Сочи электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, относится к функциям и задачам департамента городского хозяйства администрации г. Сочи.

Кроме того, контроль за выполнением нормативно-технических требований по жилищно-коммунальному обслуживанию населения и содержанию инженерной инфраструктуры муниципального образования г.Сочи, заключение договоров и соглашений в данной сфере, согласно указанного решения, также относится к компетенции департамента городского хозяйства администрации г. Сочи.

Согласно Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.12.2014 № 1564 «Об утверждении комплекса мер («Дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края», а также приказа Министерства промышленности и энергетики Краснодарского края от 02.02.2015 № 6 «Об утверждении Плана реализации комплекса мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, в части компетенции министерства промышленности и энергетики Краснодарского каря», работа по выявлению и передаче в муниципальную собственность бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры отнесена к компетенции органов местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, на территории которых такие объекты расположены.

Кроме того, решением Городского Собрания Сочи от 25.02.1997 № 131 «Об утверждении положения «О порядке управления государственным имуществом на территории г. Сочи» утвержден порядок передачи электрических сетей в муниципальную собственность г. Сочи.

Положением № 69 установлено, что контроль за выполнением нормативно – технических требований по жилищно-коммунальному обслуживанию населения и содержанию инженерной инфраструктуры муниципального образования г. Сочи, заключение договоров и соглашений в данной сфере, относится к компетенции структурного подразделения администрации г. Сочи - департамента городского хозяйства администрации г. Сочи.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Статьей 11 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что защита жилищных прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

В ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено суду доказательств соответствия имеющегося бездействия с их стороны нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд считает так же, что административным истцом сроки обращения в суд соблюдены, проверка проведена прокуратурой Хостинского района города Сочи в июле-августе 2018 г., административный иск в суд подан 28.08.2018.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в непринятии мер по передаче линии 10 кВт фидера Ал-424 подстанции 110/10/6кВт «Альпийская» Хостинского района г.Сочи эксплуатирующей организации, а также непринятии мер по включению в состав имущества казны города Сочи сетей водоснабжения и энергоснабжения, трансформаторных подстанций № 560п и №573п, расположенных на территории садового некоммерческого товарищества «Оазис» Хостинского района, г. Сочи.

Обязать администрацию города Сочи передать линии 10 кВт фидера Ал-424 подстанции 110/10/6кВт «Альпийская» Хостинского района г.Сочи эксплуатирующей организации в установленном законом порядке.

Обязать администрацию города Сочи в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в Управление Росреестра о принятии сетей водоснабжения и энергоснабжения, а также трансформаторных подстанций № 560п и №573п, расположенных на территории садового некоммерческого товарищества «Оазис» Хостинского района г. Сочи на учет как бесхозяйного имущества, по истечении года, принять меры к включению данного имущества в состав имущества казны города Сочи, с последующей передачей эксплуатирующим организациям в установленном законом порядке.

Обязать администрацию города Сочи определить организацию в целях эксплуатации сетей водоснабжения и энергоснабжения, а также трансформаторных подстанций № 560п и №573п, расположенных на территории садового некоммерческого товарищества «Оазис» Хостинского района г. Сочи до принятия их во владение, пользование и распоряжение в соответствии с гражданским законодательством.

Сообщить об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня изготовления 26.10.2018 мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Хостинский районный суд г.Сочи.

Председательствующий: Н.А. Волкова

На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО: СУДЬЯ Н.А. ВОЛКОВА