ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2046/19 от 28.01.2020 Озерского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-258/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2020 года город Озёрск

Озёрский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Медведевой И.С.

при секретаре Яременко Н.Е.

с участием административного истца ФИО1, ее представителя адвоката Ермилова О.А., представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2, представителя заинтересованного лица СНТ «Уютный» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда с использованием средств аудиофиксации административное дело по административному иску ФИО1к администрации Озёрского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Озёрского городского округа Челябинской области, просит признать незаконным отказ администрации города, выраженный в письме от 02 декабря 2019 года «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предоставлении в аренду земельных участков», возложить обязанность вынести решение об утверждении схемы расположения земельных участков и на кадастровом плане территории СНТ «Уютный» с присвоением кадастровых номеров (л.д.10-13).

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Уютный», расположенного <адрес>, пользуется и владеет земельными участками , общей площадью <> кв.м. 25 октября 2019 года административный истец обратилась в администрацию Озёрского городского округа Челябинской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории товарищества, предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды. Однако ответом от 02 декабря 2019 года ей неправомерно было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении его в аренду. Данный отказ нарушает права истца, как добросовестного владельца участков, в частности, она лишена возможности совершать в отношении этого земельного участка какие-либо гражданско-правовые сделки.

В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца адвокат Ермилов О.А. (полномочия – л.д.56) на удовлетворении иска настаивали. Административный истец просит признать незаконным отказ администрации Озёрского городского округа, выраженный в письме от 02 декабря 2019 года в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой плане территории СНТ «Уютный», возложить на администрацию обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельных участков и на кадастровом плане территории СНТ «Уютный».

Представитель административного ответчика - администрации Озёрского городского округа и заинтересованного лица Управления имущественных отношений администрации Озёрского городского округа ФИО2 (полномочия – л.д. 66, л.д.72, л.д.81) в судебном заседании административные исковые требования не признала, приобщив письменные отзывы (л.д.82-87). Указывает, что, поскольку спорные участки не образованы, границы не установлены, они не могут быть объектом земельных правоотношений. В соответствии с п.2 ч.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Данная норма права имеет императивный характер и не допускает отступления от ее требований. Полагает необходимым учесть положения ч.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает запрет на образование земельных участков в нарушение требований, установленных земельным кодексом.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Уютный» председатель ФИО3 (выписка из ЕГРЮЛ – л.д.22) в судебном заседании административные исковые требования поддержал.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что на основании постановления главы администрации г.Челябинска - 65 от 11 марта 1993 года №433 Уралсаду №11 был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок общей площадью 15,67 га для организации коллективного сада, о чем выдано свидетельство №126 на право бессрочного (постоянного) пользования землей (л.д.46-47).

Постановлением №1894 от 07 декабря 1994 года зарегистрировано садово-огородническое товарищество «Уютный», образованное в результате выделения садоводческого участка №11 из состава садоводческого товарищества «Уралсад» (л.д.75).

Постановлением главы города Озёрска Челябинской области от 02 апреля 2001 года №164-/ж садово-огородническое товарищество «Уютный» перерегистрировано в СНТ «Уютный» (л.д.76).

Административный истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является членом СНТ «Уютный», ей для ведения садоводства выделены два земельных участка и общей площадью <> кв.м. (копия членской книжки - л.д.16-19, реестр садоводов – л.д. 15, справка товарищества – л.д.14).

Земельные участки и общей площадью <> кв.м. на кадастровом учете не состоят, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 15 января 2020 года (л.д.59).

В связи с образованием земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером по заказу ФИО1 кадастровым инженером ФИО8 был подготовлен межевой план от 22 октября 2019 года (л.д. 29-38). Акт согласования местоположения границ земельного участка подписан всеми смежными землепользователями и председателем СНТ «Уютный» (л.д.38).

25 октября 2019 года ФИО1 обратилась в администрацию Озёрского городского округа Челябинской области с заявлением об утверждении прилагаемой схемы расположения земельных участков и на кадастровом плане территории СНТ «Уютный», и предоставлении земельных участков на условиях аренды, приложив к заявлению справку СНТ от 28 августа 2019 года, реестр садоводов, межевой план, свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39).

Письмом от 02 декабря 2019 года ФИО1 в удовлетворении заявления отказано: по вопросу утверждения схемы на основании ст. 11.3, пункта 6 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, по вопросу предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка на основании подпункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ (л.д.41-43).

В указанном письме разъяснено, что границы земельных участков, образованных на основании представленной схемы, не установлены в соответствии с требованиями федерального законодательства, сведения об участках отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. В связи с этим такие земельные участки не могут рассматриваться как объекты арендных отношений, что в соответствии с подпунктом 24 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых участков. Учитывая, что проект межевания не внесен в ЕГРН, а также не представлялся в орган местного самоуправления, образовать земельный участок на основании предоставленной схемы невозможно. Ссылаясь на положения ст.ст. 11.3, 11.10, подпункта 24 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, администрация отказала в удовлетворении заявления.

Из смысла статей 218, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (пункт 8 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).

В силу пунктов 1, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

Предметом спора является отказ администрации Озёрского городского округа от 02 декабря 2019 года в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, а не отказ в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов.

В оспариваемом отказе администрация отказала ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на положения статьи 11.3, подпункта 6 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (л.д.42).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

К ним относятся: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Данный перечень является исчерпывающим.

В силу пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса ­Российской Федерации», в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении участка, до 31 декабря 2020 года, члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

При этом, согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в той же редакции, до 31 декабря 2020 года предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости.

Из смысла вышеприведенных норм права следует, что при отсутствии описания местоположения границ испрашиваемого земельного участка в государственном кадастре недвижимости, отсутствии утвержденного проекта межевания территории, проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, образование земельного участка путем раздела земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан для ведения садоводства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной гражданином и утвержденной уполномоченным органом.

Поскольку СНТ «Уютный» земельный участок выделен до ведения в действие Земельного кодекса РФ, а именно, в 1993 году, земельные участки и распределены истцу, как члену указанного товарищества, не являются изъятым из оборота, в отношении них не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, в силу приведенных правовых норм, отсутствие проекта межевания территории СНТ «Уютный» не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка.

Суд приходит к выводу, что законных оснований для отказа в удовлетворении заявления ФИО1 в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям положений статьи 11.3, подп. 6 статьи 11.9 и подп. 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ у административного ответчика не имелось, в связи с чем, оспариваемым отказом нарушены права истца как землепользователя.

Доводы представителя административного ответчика о том, что образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, данного хозяйства, в условиях особого статуса земель на территории ЗАТО г.Озёрск Челябинской области, происходит исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, по существу сводятся к неправильному толкованию норм права.

Пунктом 4 ст. 93 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства и огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно подпункту 6 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах ЗАТО.

Положения Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» регламентируют, что в случае, если указанные земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд, либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов.

Доказательств того, что в случае утверждения схемы расположения земельного участка, образование такого земельного участка приведет к нарушению указанной нормы права либо к отсутствию на территории сада участков общего пользования, необходимых для общих нужд, административным ответчиком не представлено. Не добыты такие доказательства и в ходе судебного разбирательства.

При этом суд обращает внимание, что предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальном собственности, без проведения торгов осуществляется с соблюдением процедуры, установленной статьей 39.14 Земельного кодекса РФ, согласно которой подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, является первоначальным этапом.

В силу части 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. При этом, выбор способа восстановления нарушенных прав административного истца является правом суда.

В данном случае возложение обязанности на администрацию Озёрского городского округа вынести решение об утверждении схемы расположения земельного участка суд считает преждевременным и выходящим за пределы компетенции суда, поскольку по действующему законодательству утверждение схемы расположения земельного участка относится к полномочиям администрации. В связи с чем, суд считает правильным возложить на администрацию Озёрского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 25 октября 2019 года, в установленный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО1к администрации Озёрского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным отказ ФИО1администрацией Озёрского городского округа Челябинской области, выраженный в письме от 02 декабря 2019 года в утверждении схемы расположения земельных участков и на кадастровом плате территории СНТ «Уютный».

Обязать администрацию Озёрского городского округа Челябинской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 25 октября 2019 года, в установленный законом срок.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Озёрский городской суд Челябинской области.

Председательствующий И.С. Медведева

Мотивированное решение по делу изготовлено 03 февраля 2020 года.