Дело №2а-2048/2021
(УИД 27RS0005-01-2021-002459-10)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«03» декабря 2021 года г. Хабаровск
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.В.,
при секретаре Варнавской Е.А.,
с участием:
представителя административного истца Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в лице помощника прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Кужубек А.С.,
представителя административного ответчика Администрации города Хабаровска, Управления дорог и внешнего благоустройства Администрации города Хабаровска Бреус М.А., действующего на основании доверенностей от 27.11.2020 и 28.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснофлотского районного суда г. Хабаровска административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации города Хабаровска, Управлению дорог и внешнего благоустройства Администрации города Хабаровска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска в ходе рассмотрения обращения выявлено нарушение законодательства в части содержания и ремонта автомобильной дороги. Так, в ходе осмотра автомобильной дороги по ул. Автомобилистов г. Хабаровска, проведенной прокуратурой района, установлено, что на всем протяжении улицы отсутствует освещение указанной дороги. Непринятие администрацией города Хабаровска, а также Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска в лице администрации городского поселения мер по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения влечет нарушение прав неограниченного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, тем самым влечет создание условий причинения вреда здоровью, повреждению личного имущества граждан, юридических лиц, муниципальной собственности.
На основании изложенного, а также положений ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТ Р 55706-2013, СНиП 23-05-95* Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска с учетом уточнений, изложенных в заявлении от 12.11.2021, окончательно просит суд признать бездействие Администрации города Хабаровска, Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска по непринятию мер по проведению надлежащего освещения сооружения дорожного транспорта «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская. Автомобильные дороги (проезды)», протяженностью 4 362 метра, кадастровый номер 27:23:0000000:30315, незаконным. Обязать Администрацию города Хабаровска, Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести освещение сооружения дорожного транспорта «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская. Автомобильные дороги (проезды)», протяженностью 4362 метра, кадастровый номер 27:23:0000000:30315, незаконным в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», Правил благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 17 октября 2017 года № 677.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту».
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Кужубек А.С. уточненные требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Администрации города Хабаровска, Управления дорог и внешнего благоустройства Администрации города Хабаровска Бреус М.А. иск не признал по доводам письменных отзыва и возражений на уточненное исковое заявление прокурора, которые сводятся к тому, что в соответствии с муниципальной программой «Развитие городской дорожной сети и благоустройства города Хабаровска на 2014-2020 годы» 25.12.2018 заключен муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская». В результате исполнения данного муниципального контракта МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» были построены объекты: «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская. Линия наружного освещения»; «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская. Автомобильные дороги (проезды)», стоимость работ и затрат по объекту капитального строительства «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская» составляет 57 489 074, 17 руб., в том числе на наружное освещение дороги - 13 572 407,84 руб. Таким образом, одновременно со строительством автомобильной дороги (проездов) был решен вопрос строительства наружного освещения автодороги. Справкой МУП города Хабаровска «Горсвет» от 10.09.2019 №1288 подтверждено, что технические условия №266 от 06.03.2018 на наружное освещение объекта: «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская», выполнены в полном объеме. После постановки указанной линии наружного освещения на государственный кадастровый учет, 20.02.2021 зарегистрировано право муниципальной собственности на данный объект, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.04.2020. После регистрации права собственности был подготовлен проект распоряжения департамента муниципальной собственности о включении объекта «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская. Линии наружного освещения» в казну городского округа «Город Хабаровск», реестр муниципального имущества и закреплении его на праве хозяйственного ведения за МУП г. Хабаровска «Горсвет». Однако, документ не был согласован МУП г. Хабаровска «Горсвет» в связи с выявленными недостатками передаваемого имущества. При согласовании указанного проекта распоряжения было проведено комиссионное обследование линии освещения, в ходе которого выявлены недостатки без устранения которых отсутствует безопасная и бесперебойная эксплуатация линии освещения (акт от 31.05.2021).
Так по состоянию на указанную дату отсутствовало 18 светильников, 1 кронштейн и прочее. По состоянию на 07.09.2021 выявлено уже отсутствие 25 шт. светодиодных светильников и другие недостатки. По факту хищения муниципального имущества в отдел полиции №8 УМВД России по г. Хабаровска направлено заявление о возбуждении уголовного дела. Уведомлением от 13.10.2021 №н018-14775УМВД России по г. Хабаровску сообщило о возбуждении уголовного дела №12101080029000 по признакам состава преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст. 158 УК РФ (кража, совершенная в крупном размере). Согласно п. 51 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021) при рассмотрении административного искового заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильной дороги местного значения подлежат установлению фактические обстоятельства, связанные с техническим состоянием дороги, выполнением собственником (владельцем) обязанности по ее ремонту и содержанию.
Учитывая принятые администрацией города меры по финансированию и строительству дороги (проездов) и линии освещения, административным ответчиком в пределах своих полномочий приняты меры по приведению автомобильной дороги в нормативное состояние. Само по себе несоответствие спорной автомобильной дороги предъявляемым требованиям о незаконном бездействии ответчика не свидетельствует. Заявленный прокурором срок - 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу является неразумным и неисполнимым. Организация работ по ремонту освещения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Учитывая регламентированный законом порядок размещения и исполнения муниципального заказа, конкретные сроки завершения работ по восстановлению наружного освещения объекта «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская» будут определены после проведения аукциона по выбору подрядной организации и заключению муниципального контракта на выполнение работ. С момента окончания работ по восстановлению наружного освещения объекта «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская» должен быть проведен ряд организационных и технических мероприятий, направленных на передачу эксплуатирующей организации линии освещения для содержания и технического обслуживания, получение от сетевой организации разрешения на технологическое присоединение энергопринимающих устройств сети освещения к источнику электроснабжения.
В соответствии с подпунктом б п. 16 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 4 месяца со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Таким образом, учитывая, что сеть наружного освещения будет введена в работу после приведения линии в исправное состояние, закрепления за эксплуатирующей организацией и решения вопроса электроснабжения сооружения, полагаем, что срок исполнения заявленных требований должен составлять не менее 1 года.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» в судебное заседание не явился, в поступившем отзыве подтвердили обстоятельства выполнения в полном объеме технических условий на наружное освещение по объекту «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская», а также заключение 05.02.2018 с АО «ДРСК» контракта на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям № 263/ХЭС, оконченного фактическим исполнением 13.11.2019. Таким образом, на момент передачи указанного объекта в муниципальную собственность объект соответствовал проектной и технической документации, техническим условиям, в полном объеме было выполнено технологическое подключение к энергопринимающим устройствам. Также просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, на основании ст., ст. 150, 226 КАС РФ с согласия участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав стороны административного спора, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 14 КАС РФ административное правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанности доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу с ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
По смыслу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются нормы, связанные с владением и использованием дорог.
Частью 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Как определено в ч.3 ст. 15 приведенного Федерального закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности
Согласно нормам, закрепленным в ст., ст. 3, 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», элементы обустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно переходному положению, предусмотренному в ч. 8 ст. 62 Закона № 257-ФЗ, до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных данным законом технических регламентов содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Закону.
Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать пешеходам безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия. Для обозначения зоны перехода применяют источники света с цветностью, контрастной по отношению к цветности источников света основного освещения улицы.
Постановлением Минстроя России от 2 августа 1995 г. № 18-78 в качестве строительных норм и правил Российской Федерации взамен СНиП II-4-79 введен в действие свод правил СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение» (далее по тексту - Свод правил), которым установлены требования к наружному освещению городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей, а также порядок контроля за их состоянием в процессе эксплуатации.
В разделе 7 Свода правил указано, что освещение проезжей части участков улиц, дорог и площадей городских поселений со стандартной геометрией с регулярным транспортным движением следует производить, исходя из норм средней яркости дорожных покрытий, слепящего действия и общей и продольной равномерности распределения яркости дорожного покрытия. Освещение проезжей части участков улиц, дорог и площадей городских поселений с нестандартной геометрией с регулярным транспортным движением следует проектировать исходя из норм средней горизонтальной освещенности дорожных покрытий, слепящего действия и равномерности распределения освещенности. Освещение проезжей части улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из норм средней горизонтальной освещенности, слепящего действия и равномерности распределения освещенности дорожного покрытия. Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений. Для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала на направление дороги.
В соответствии с пунктами 2.1.9.1., 2.1.9.2., 2.1.13.1, 2.1.14.1 Правил благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 17 октября 2017 года № 677 функциональное освещение осуществляется стационарными установками освещения дорожных покрытий и пространств в транспортных и пешеходных зонах. Установки функционального освещения подразделяют на обычные, высокомачтовые, парапетные, газонные и встроенные. В обычных установках, применяемых в транспортных и пешеходных зонах, светильники должны располагаться на опорах (венчающие, консольные), подвесах или фасадах (бра, плафоны). В установках функционального освещения транспортных и пешеходных зон применяются осветительные приборы направленного в нижнюю полусферу прямого, рассеянного или отраженного света.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска в ходе рассмотрения обращения на единый портал прокуратуры гражданина — собственника земельного участка в районе ул. Лазаревская, выявлено нарушение законодательства в части содержания и ремонта автомобильной дороги по ул. Автомобилистов г. Хабаровска.
В ходе судебного разбирательства установлено, что фактически такие нарушения выявлены на линии освещения по улице Автомобилистов в составе объекта: «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская», а именно, сооружении дорожного транспорта «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская. Автомобильные дороги (проезды)», протяженностью 4362 метра, кадастровый номер 27:23:0000000:30315, являющемся муниципальной собственностью, а также на все протяжении объекта.
Проведенной прокуратурой района проверкой, а также в ходе дополнительных осмотров установлено, что на всем протяжении указанной дорожной сети отсутствует освещение.
Вышеизложенное подтверждается актами осмотра от 03.08.2021, 30.08.2021, 08.11.2021, 09.11.2021, 17.11.2021, 19.11.2021, комиссионными актами от 31.05.2021, 07.09.2021 распоряжением ДМС администрации города Хабаровска от 06.05.2020 № 374 «О включении в казну городского округа «Город Хабаровск», в реестр муниципального имущества городского округа «Город Хабаровск» объекта недвижимого имущества — автомобильной дороги по улице Лазаревская», протяженностью 4 362 км., техническим паспортом от 25.07.2019 на указанный объект; письмом администрации города Хабаровска от 07.06.2021, письмом Управления дорог и внешнего благоустройства Администрации г. Хабаровска, фотоматериалами, выписками из ЕГРН от 23.04.2020, 20.02.2021.
Приведенными письменными доказательствами подтверждается, что автомобильная дорога по ул. Лазаревская создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке. Указанная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, проведена ее паспортизация, объект включен в перечень автомобильных дорог общего пользования муниципального значения.
Таким образом, судом приведенными письменными доказательствами установлено, что освещение на объекте недвижимого имущества — автомобильной дороги общего пользования по улице Лазаревская, протяженностью 4 362 км. отсутствует, что нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, создают опасность для пешеходов и автомобилистов, участвующих в дорожном движении, что является недопустимым.
Установленный правоохранительными органами при возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления факт кражи в особо крупном размере, на что ссылается ответная сторона, не является основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, так как требования к освещению сооружений дорожного транспорта предусмотрены ГОСТ, и должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасное движение, в соответствии с действующими в настоящее время нормами и правилами. В связи с чем, доводы представителя административного ответчика в указанной части не принимаются судом.
Отсутствие соответствующего бюджетного финансирования не освобождает Администрацию г. Хабаровска от выполнения принятых обязательств и несения ответственности за их невыполнение.
Так, статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. При этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
Установив, что на момент проведения проверки прокуратурой и на момент рассмотрения настощего административного спора администрацией города Хабаровска перечисленные в вышеприведённых положениях федерального законодательства обязанности по содержанию улично-дорожной сети не исполняются, чем нарушается право неопределённого круга лиц на безопасность, поскольку снижается степень их защищённости от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска прокурора к Администрации города Хабаровска о возложении обязанности провести работы привести освещение сооружения дорожного транспорта «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская. Автомобильные дороги (проезды)», протяженностью 4362 метра, кадастровый номер 27:23:0000000:30315, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», Правил благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 17 октября 2017 года № 677.
Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, в силу возложенных на орган местного самоуправления задач, имеют системный и постоянный характер, поэтому должны быть организованы администрацией города своевременно, направлены на упреждение неблагоприятных для жизни и здоровья участников дорожного движения последствий.
При таком положении требования административного истца к Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, указанному в качестве второго ответчика, удовлетворению не подлежит.
Кроме того, отсутствуют предусмотренные законом основания для признания незаконным бездействия ответчиков, поскольку наличие такого бездействия судом не установлено и опровергается представленными в материалы дела письменными доказательствами: копиями договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 263/ХЭС от 05.02.2018 вместе с техническими условиями; муниципального контракта № 0122300006118001350_78637 от 25.12.2018 и дополнительных соглашений к нему от 17.06.2019, 29.08.2019, 24.09.2019; локальных сметных расчтов, актов и ведомостей объемов работ, справки МУП г. Хабаровска «Горсвет2 от 10.09.2019 о выполнении в полном объеме технических условий на наружное освещение «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская», акта приема-передачи законченного строительством объекта от 30.09.2019; акта об осуществлении технологического присоединения от 13.11.2019, сообщением УМВД России по г. Хабаровску от 13.10.2021 о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ, замечаниями директора МУП г. Хабаровска «Горсвет» к проекту распоряжения о закреплении наружного освещения по ул. Лазаревская, заявлением ДМС администрации г. Хабаровска о возбуждении уголовного дела по факту хищения муниципального имущества
Отсутствие освещения сооружения дорожного транспорта «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская. Автомобильные дороги (проезды)», протяженностью 4362 метра, напрямую связано с неправомерными действиями третьих лиц, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность. Отсутствие вступившего в законную силу приговора суда, которым были бы установлены такие обстоятельства, на данный вывод суда не влияет.
Таким образом, с учетом выявленных нарушений, требования административного искового заявления подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Срок для исполнения обязанности по приведению освещения сооружения дорожного транспорта протяженностью 4362 метра в надлежащее состояние суд полагает разумным определить — не позднее 12 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, поскольку ответчику объективно необходимо достаточное время для формирования заказа и заключения контрактов на проведение работ и выполнение таких работ. Указанный срок для устранения в полном объеме выявленных нарушений суд считает разумным и реальным для исполнения.
Установление меньшего срока будет неразумным и необоснованным, а равно может повлечь для ответчика неблагоприятные последствия, связанные с неисполнением решения суда, что недопустимо. Кроме того, ответчик не лишен возможности в случае наличия к тому предусмотренных законом оснований воспользоваться правом, предусмотренным ст. 189 Кодекса административного судопроизводства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации города Хабаровска, Управлению дорог и внешнего благоустройства Администрации города Хабаровска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Хабаровска в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести освещение сооружения дорожного транспорта «Строительство объектов дорожной сети в районе ул. Лазаревская. Автомобильные дороги (проезды)», протяженностью 4362 метра, кадастровый номер 27:23:0000000:30315, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», Правил благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 17 октября 2017 года № 677.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15.12.2021 и будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей путем направления посредством почтовой связи.
Судья Л.В. Иванова