ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-20494/2022 от 01.02.2023 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-4412/2023

УИД 23RS0041-01-2022-022156-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2023 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Бровцевой И.И.,

при секретаре Безрукавой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шакирова Сергея Евгеньевича к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Шакиров С.Е. обратился в суд с административным иском к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконным бездействия, выразившееся в неосуществление подготовки проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения предмета данного договора и его арендной платы, в его не подписании и не направлении для подписания Шакирову С.Е.

В обосновании иска указано, что Шакиров С.Е. на основании договора о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, стал являться арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Данный договор был заключен Шакировым С.Е. с предыдущим арендатором земельного участка - ООО «УК Академический», которое в свою очередь на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и договора о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Собственником данного земельного участка являлась Российская Федерация в лице уполномоченного органа МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>. Вступившим в законную силу решением Прикубанского районного суда г. Краснодар от 14.01.2020 из ЕГРН исключены сведения о земельном участке с кадастровым номером , прекратив право собственности Российской Федерации, погасив запись о государственной регистрации права собственности. Земельный участок с кадастровым номером , адрес местоположения: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером , адрес местоположения: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Академика Лукьяненко П.П., 6/4, которые были образованы из вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером , признать собственностью Российской Федерации. Кроме того, данным решением суда за ООО «УК «Академический» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и признано право аренды сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и договора о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд указал, что решение является основанием для внесения изменений в договор от ДД.ММ.ГГГГ либо основанием для перезаключения указанного договора без проведения торгов с ООО «УК «Академический». В установленном законом порядке на основании решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 14.01.2020 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами и . В отношении указанных земельных участков в пользу ООО «УК «Академический» также зарегистрирована аренда сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах возникла необходимость в подписании между МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, осуществляющем полномочия Российской Федерации и ООО «УК «Академический» дополнительного соглашения об изменении предмета договора от ДД.ММ.ГГГГ и арендной платы. ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Академический» передало в адрес МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея заявление от 22.06.2020 в котором просило осуществить подготовку и подписание проекта дополнительного соглашения к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения предмета договора и арендной платы и выдать данный проект дополнительного соглашения в четырех экземплярах для подписания ООО «УК «Академический». В письме от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении данного обращения МТУ Росимущества указало, что в целях заключения дополнительного соглашения к договору аренды во исполнение решения суда, оно в настоящее время обеспечивает проведение оценочных работ по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков. В письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что до настоящего времени отчет об оценке рыночной стоимости права аренды указанных земельных участков не поступил и оно вернется к подготовке проекта дополнительного соглашения после получения отчета об оценке. ООО «УК «Академический» направило в адрес МТУ Росимущества повторное заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщило, что по договору от ДД.ММ.ГГГГ передало ООО «Центр Кабель» права и обязанности арендатора в отношении земельного участка с кадастровым номером . Поэтому подготовку и подписание проекта дополнительного соглашения к договору аренды необходимо осуществить только в отношении земельного участка с кадастровым номером , что повторно и просило сделать. В письмах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в целях необоснованного затягивания предоставления дополнительного соглашения по надуманным причинам, МТУ Росимущества указывало на необходимость обратиться в орган регистрации прав для актуализации сведений по договору аренды и представить информацию в отношении подписанта заявления от ДД.ММ.ГГГГ. В письме от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что на ДД.ММ.ГГГГ запланировано мероприятие по проведению осмотра земельного участка, на который сотрудник МТУ Росимущества не явился. В ответ в заявлениях от 24.11.2021, от 01.03.2022 ООО «УК «Академический» сообщало, что согласно представленной выписке сведения Единого государственного реестра недвижимости являются актуальными и соответствуют фактическим обстоятельствам о нахождении земельного участка у него в аренде. Заявление, согласно представленным документам, было подписано директором, данные сведения являются общедоступными, имелась возможность получить их самостоятельно на сайте федеральной налоговой службы. Каких-либо препятствий предоставления испрашиваемого проекта дополнительного соглашения не имеется. 23.08.2022 ООО «УК «Академический» обратилось в прокуратуру Краснодарского края с жалобой на незаконное бездействие МТУ Росимущества. 31.10.2022 Шакиров С.Е. уведомил МТУ Росимущества о том, что он стал новым арендатором по договору аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером и что проект дополнительного соглашения в ответ на заявление ООО «УК «Академический», включая ответ на жалобу на незаконное бездействие, необходимо направлять в его адрес. Вместе с уведомлением был представлен договор о передаче прав и обязанностей и выписка из Единого государственного реестра недвижимости. До настоящего времени МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея проект дополнительного соглашения Шакирову С.Е. не предоставило.

Административный истец в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, изучив исковое заявление, проверив письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Судом установлено, что Шакиров С.Е. на основании договора о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, стал являться арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Данный договор был заключен Шакировым С.Е. с ООО «УК Академический, которое на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и договора о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Собственником данного земельного участка являлась Российская Федерация в лице уполномоченного органа МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Академический» направило в адрес МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея заявление от 22.06.2020, в котором просило осуществить подготовку и подписание проекта дополнительного соглашения к договору аренды от 26.10.2007 , в части изменения предмета договора и арендной платы и выдать данный проект дополнительного соглашения в четырех экземплярах для подписания ООО «УК «Академический».

В письме от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении данного обращения МТУ Росимущества указало, что в целях заключения дополнительного соглашения к договору аренды во исполнение решения суда, оно в настоящее время обеспечивает проведение оценочных работ по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков. В письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что до настоящего времени отчет об оценке рыночной стоимости права аренды указанных земельных участков не поступил и оно вернется к подготовке проекта дополнительного соглашения после получения отчета об оценке.

ООО «УК «Академический» направило в адрес МТУ Росимущества повторное заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщило, что по договору от ДД.ММ.ГГГГ передало ООО «Центр Кабель» права и обязанности арендатора в отношении земельного участка с кадастровым номером . Поэтому подготовку и подписание проекта дополнительного соглашения к договору аренды необходимо осуществить только в отношении земельного участка с кадастровым номером , что повторно и просило сделать.

ДД.ММ.ГГГГ Шакиров С.Е. уведомил МТУ Росимущества о том, что он стал новым арендатором по договору аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером и что проект дополнительного соглашения в ответ на заявление ООО «УК «Академический», включая ответ на жалобу на незаконное бездействие, необходимо направлять в его адрес. Вместе с уведомлением был представлен договор о передаче прав и обязанностей и выписка из Единого государственного реестра недвижимости.

Мотивируя свои требования, административный истец указывает на то, что до настоящего времени МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея проект дополнительного соглашения не предоставило.

На момент обращения ООО «УК «Академический» с заявлением об осуществлении подготовки и подписания проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, то есть по состоянию на 23.06.2020, порядок предоставления территориальным органом Росимущества государственной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, был урегулирован административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2017 г. № 166.

Пункт 2.7 регламента предусматривал, что при предоставлении земельного участка без проведения торгов путем заключения договора аренды земельного участка срок предоставления государственной услуги не должен превышать шестидесяти дней со дня поступления заявления в Росимущество или в территориальный орган Росимущества.

Кроме того, в ч. 2 ст. 13 ГПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея является полномочным органом по подготовке и направлению арендатору проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 14.01.2020 за ООО «УК «Академический» в отношении земельного участка с кадастровым номером признано право аренды, которая зарегистрирована в установленном законом порядке.

Судебным решением также предусмотрено, что оно является основанием для внесения изменений в договор аренды земельного участка.

На основании обращения арендатора, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея во исполнение решения суда, приступило к проведению оценочных работ по определению рыночной стоимости права аренды земельного участка и указало, что вернется к подготовке проекта дополнительного соглашения после поступления отчета об оценке рыночной стоимости права аренды земельного участка, что свидетельствует о предоставлении ООО «УК «Академический» надлежащим образом составленного заявления и предоставления всех необходимых документов.

При этом по смыслу ст. 384 ГК РФ, с учетом п. 2.1 договора о передаче прав и обязанностей от 03.10.2022, Шакирову С.Е. переданы права арендатора ООО «УК «Академический» в полном объеме (произведена перемена лиц в обязательстве сохранением в полном объеме прав предыдущего арендатора), то есть он является правопреемником тех действий, которые осуществлял предыдущий арендатор и праве продолжать настаивать на подписании с ним дополнительного соглашения и признать незаконным бездействие МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.

С учетом того, что МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея без законных к тому оснований, в нарушении приведенных норм и положений своевременно не представляет арендатору земельного участка с кадастровым номером испрашиваемый им проект дополнительного соглашения к договору аренды, чем нарушает его права на оформление земельно-правовых отношений, то следует признать, что МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея допускает незаконное бездействие.

Также следует отметить, что не предоставление дополнительного соглашения к договору аренды, с указанной в нем суммой арендной платы определяемой МТУ Росимущества посредством отчета об оценке рыночной стоимости права аренды земельного участка, препятствует Шакирову С.Е. исполнять обязанность по оплате арендной платы.

В ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что если по результатам рассмотрения административного дела суд признает оспариваемое бездействие не соответствующим нормативному правовому акту и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, им принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого бездействия незаконным и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В случае удовлетворения административного иска об оспаривании бездействия и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, суд в резолютивной части решения указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений (ч. 3 ст. 227 КАС РФ).

Поскольку МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в своих ответах указывало, сто во исполнение решения суда приступило к проведению работ по определению рыночной стоимости права аренды земельного участка в целях подготовки проекта дополнительного соглашения к договору аренды и не приводило арендатору обоснованных доводов о наличии препятствий для предоставления испрашиваемого проекта соглашения, то надлежащим действием по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Шакирова С.Е., является подготовка в трех экземплярах проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения предмета данного договора и его арендной платы, их подписание и направление проекта дополнительного соглашения для подписания Шакирову С.Е.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, урегулировано ст. 39.17 ЗК РФ, согласно подп. 1 п. 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю.

Таким образом, срок устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Шакирова С.Е. необходимо установить в течение тридцати дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Шакирова Сергея Евгеньевича к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании бездействия незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выразившееся в неосуществление подготовки проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения предмета данного договора и его арендной платы, в его не подписании и не направлении для подписания Шакирову Сергею Евгеньевичу.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в течение тридцати дней со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения предмета данного договора и его арендной платы и их подписание, а также направить указанный проект дополнительного соглашения для подписания Шакирову Сергею Евгеньевичу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение 1 месяца с момента вынесения.

Судья: