ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-204/17 от 03.11.2017 Алексеевского районного суда (Волгоградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Алексеевская 03 ноября 2017 г.

Алексеевский районный суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Иголкина А.А.,

с участием помощника прокурора Алексеевского района Волгоградской области ФИО3,

представителя административного истца ФИО4ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ зарег. в реестре за ),

представителя административного ответчика администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области - ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГг.),

представителя заинтересованного лица ООО «Станица» - ФИО7 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

при секретаре Лукьяновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, о признании недействующим в части постановления администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 22 декабря 2016г. № 129 «Об установлении постоянного публичного сервитута на части земельных участков»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 в лице представителя ФИО5 обратился в суд с административным иском к администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, о признании недействительным постановления администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области об установлении постоянного публичного сервитута на части земельных участков, указывая на то, что ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (ресторанов, кафе, столовые, закусочные, бары), на котором находится нежилое здание – кафе общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Постановлением администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 22 декабря 2016 г. № 129, на часть его земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , не занятого вышеуказанным зданием кафе, был установлен публичный сервитут с целью остановки пассажирского транспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения.

По мнению административного истца, установление публичного сервитута не соответствует требованиям ст. 23 Земельного кодекса РФ и нарушает его права собственника земельного участка.

Так, законом предусмотрено, что установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов общественных слушаний. Обязательность проведения общественных (публичных) слушаний означает, что организатор слушаний обязан информировать население и других заинтересованных лиц через средства массовой информации о планируемом установлении сервитута.

Однако, по утверждению стороны истца, ФИО4 не был уведомлён о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута в отношении части своего земельного участка. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределённого круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом. При этом, здание остановки для посадки и высадки пассажиров находится на другом земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., и который определён органом местного самоуправления Алексеевского сельского поселения, как место остановки пассажирского транспорта, и к которому обеспечен беспрепятственный проезд и доступ без необходимости установления публичного сервитута на его земельный участок. Также органом местного самоуправления в нарушение порядка и требований правил дорожного движения неправомерно определено место для организации общественной остановки на части его земельного участка. Действующее законодательство РФ не предоставляет органу местного самоуправления возможности устанавливать публичный сервитут для остановки пассажирского транспорта, исходя из удобств пассажирских перевозчиков.

В связи с этим, ФИО4 в лице представителя ФИО5 обратился с указанным административным иском в суд и просил признать недействительным постановление администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района от 22 декабря 2016г. № 129 «Об установлении постоянного публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области», в части установления постоянного публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО4

Впоследствии представитель административного истца ФИО5 изменил заявленные исковые требования и просил признать недействующим постановление администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района от 22 декабря 2016г. № 129 «Об установлении постоянного публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области», в части установления постоянного публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО4

Административный истец ФИО4, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 подтвердил обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, а также пояснил, что порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Алексеевское сельское поселение» определён решением думы Алексеевского сельского поселения от 15.06.2016 г. «Об утверждении Положения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории Алексеевского сельского поселения. Указанным положением определены случаи установления публичных сервитутов. В указанном перечне отсутствует основание установления сервитута для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения. Пунктом 1.1 данного Положения определено, что установление публичных сервитутов осуществляется с учётом результатов общественных слушаний. В пункте 2.7 Положения указанно, что установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов общественных слушаний, проводимых в соответствии с Положением об организации и проведении публичных слушаний в Алексеевском сельском поселении. В соответствии с решением Думы Алексеевского сельского поселения от 30 ноября 2010 г. «О Положении об организации и проведении публичных слушаний в Алексеевском сельском поселении» публичные слушания - форма непосредственного осуществления жителями Алексеевского сельского поселения местного самоуправления посредством участия в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Согласно данного Положения, инициатива Думы Алексеевского сельского поселения о проведении публичных слушаний осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом Думы Алексеевского сельского поселения. Однако, ответчиком не представлено доказательств заявленной инициативы жителей или Думы Алексеевского сельского поселения о проведении слушаний, также как и соблюдения порядка выдвижения такой инициативы, предусмотренным Регламентом Думы Алексеевского сельского поселения. Таким образом, в целом отсутствуют доказательства обоснованности и необходимости принятия Думой Алексеевского сельского поселения решения об установлении публичного сервитута. В соответствии с Положением о слушаниях, проведение публичных слушаний сопровождается ведением протокола. Однако, в нарушение требований, в протоколе проведения публичных слушаний по установлению публичного сервитута от 01 августа 2016 г. отсутствуют сведения: о наименовании проекта правового акта, по которому проводились публичные слушания; инициатор проведения публичных слушаний; дата, номер и наименование документа, на основании которого назначены публичные слушания; дата, источник опубликования постановления о назначении публичных слушаний; дата, время и место проведения открытого заседания; количество предложений об изменении проекта правового акта, включённых в перечень предложений об изменении проекта правовых актов, вынесенных на публичные слушания. Таким образом, вышеуказанный протокол публичных слушаний не является доказательством проведения публичных слушаний по установлению публичного сервитута, так как не соответствует обязательным требованиям. С учётом изложенного, действия административного ответчика не соответствуют принятому им нормативному правовому акту, в том числе, выразившиеся в нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также норм действующего законодательства. Административный ответчик не привёл ни одного доказательства невозможности определения места для остановки пассажирского транспорта и посадки, высадки пассажиров в ином месте на территории Алексеевского сельского поселения. При этом, административным ответчиком ранее был определён земельный участок с кадастровым номером , на котором установлена остановка для пассажиров, при этом подъезд к указанной остановке не осуществляется через земельный участок истца. Сервитут подлежит установлению в той ситуации, когда собственник лишён иной объективной возможности обеспечить проход (проезд) к своему зданию иным способом без установления сервитута. Ответчиком не представлено доказательств невозможности подъезда к остановке пассажирского транспорта. То обстоятельство, что ответчику удобнее организовать остановку для пассажирского транспорта, в том числе в целях посадки, высадки пассажиров со стороны земельного участка истца, не является основанием для установления сервитута. Фактически, определяя земельный участок истца для остановки пассажирского транспорта и осуществления посадки, высадки пассажиров, ответчик лишает права истца на использование земельного участка по назначению с разрешенным использованием. На указанном земельного участке находится нежилое здание - кафе общей площадью <данные изъяты> кв.м. Земельный участок, на который установлен сервитут, предназначался для осуществления стоянки транспорта посетителей кафе. Кроме того, организация остановки пассажирского транспорта в непосредственной близости от входа в здание кафе не является безопасным для посетителей кафе и пассажиров. Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2012 г. № 48 разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Таким образом, оспариваемое постановление противоречит закону, и подлежит отмене.

Представитель административного ответчика администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области – ФИО6 возражает в удовлетворении административного иска, по следующим основаниям. По инициативе государства, муниципальных образований может возникать такое обременение права на недвижимость, как публичный сервитут (ст. 23 ЗК РФ). Могут устанавливаться публичные сервитуты, в том числе для прохода или проезда через земельный участок. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. 06 июля 2016 г. Думой Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области принято Решение № 25/85 «О назначении публичных слушаний по установлению публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области». В соответствии с Решением Думы Алексеевского сельского поселения от 15 июня 2016 г. «Об утверждении положения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории Алексеевского сельского поселения» принято решение провести 01 августа 2016 г. в 11часов в здании администрации Алексеевского сельского поселения публичные слушания по установлению публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, для остановки пассажирского автотранспорта и безопасной высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области. Решение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете «Прихоперье» и размещено на официальном сайте администрации Алексеевского сельского поселения 14 июля 2016 года. В состоявшихся 01 августа 2016 г. публичных слушаниях по вопросу об установлении публичного сервитута приняли участие 14 граждан, таким образом, решение было принято с учётом мнения местного населения. По результатам публичных слушаний 22 декабря 2016 г. администрацией принято постановление № 129, в соответствии с которым установлен публичный сервитут на части вышеуказанных земельных участков. Данный публичный сервитут в отношении земельных участков зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 23 марта 2017 г. без ограничения срока действия. Остановочный павильон, принадлежащий администрации Алексеевского сельского поселения, на земельном участке ФИО4 не находится, а установлен на соседнем земельном участке с кадастровым номером , находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании администрации Алексеевского сельского поселения. Таким образом, установление сервитута соответствует требованиям ст. 23 3К РФ, не возлагает на собственников каких-либо обязанностей, не создаёт препятствий для осуществления какой - либо экономической деятельности. Кроме того, часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, обременённая сервитутом, фактически является продолжением пешеходно-тротуарной сети по <адрес>, расположенной с западной стороны улицы, и данная территория фактически является территорией (частью улицы) общего пользования, обеспечивающей безопасность дорожного движения. Таким образом, обжалуемое постановление соответствует статье 23 ЗК РФ, части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Установление публичного сервитута для безопасной посадки и высадки пассажиров в ином месте ст. Алексеевской, например, напротив здания почтового отделения, невозможно, поскольку там находится территория парковки, и, кроме того, при развороте в данном месте автобусы выезжают на проезжую часть, за что администрация Алексеевского сельского поселения неоднократно получала устные замечания и предупреждения от сотрудников ГИБДД. Заявленные требования не признаёт и просит в их удовлетворении отказать.

Представитель заинтересованного лица ООО «Станица» - ФИО7 полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным стороной административного истца. Также пояснила, что на земельном участке ФИО4 находится здание кафе, которое арендует ООО «Станица» в лице директора ФИО1 В связи с декретным отпуском ФИО1 указанное кафе не работало примерно полтора года до 2016 г., т.е. до установления постоянного публичного сервитута, а также не работает в настоящий момент. Однако, в ближайшее время планируется вновь открыть кафе, в связи с чем установление сервитута делает небезопасным нахождение клиентов у здания кафе, перед которым теперь производится посадка и высадка пассажиров. Кроме того, в связи с установлением публичного сервитута перед зданием кафе станет затруднительно подвозить и выгружать товары, продукты питания, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, Кроме того, имеются намерения получить лицензию на продажу в кафе ликеро-водочных изделий, однако в связи с наличием в непосредственной близости от кафе автобусной остановки это не представляется возможным. Таким образом, установление публичного сервитута ущемляет права ООО «Станица» по осуществлению предпринимательской деятельности.

Помощник прокурора Алексеевского района Волгоградской области ФИО3 полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку установление публичного сервитута не нарушает прав административного истца, как собственника земельного участка, не возлагает на него несение каких-либо обязанностей, не лишает права владения и пользования земельным участком.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит административный иск ФИО4 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании ч.ч. 1, 6 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Частью 9 данной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РФ, сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Могут устанавливаться публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На основании п.п. 1, 2 ст. 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Согласно положений ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

На основании ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», по результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Волгоградской области от 27 апреля 2002 г. № 696-ОД «Об установлении публичных сервитутов земельных участков на территории Волгоградской области» (действовавшим на момент принятия оспариваемого постановления), публичный сервитут на территории Волгоградской области устанавливается постановлением Администрации Волгоградской области или нормативным правовым актом органа местного самоуправления Волгоградской области.

Привлечённый к участию в деле в качестве специалиста ФИО2 пояснил, что он работает в должности <данные изъяты> отдела по строительству, архитектуре и ЖКХ – <данные изъяты> Алексеевского муниципального района Волгоградской области. Изучив схемы земельных участков, материалы административного дела, полагает, что без установления публичного сервитута, в том числе на часть земельного участка ФИО4, невозможно безопасная остановка пассажирского транспорта <данные изъяты> для высадки и посадки пассажиров. Также невозможен подъезд автобусов из - за их размера к остановочному павильону без использования части земельного участка, принадлежащего ФИО4 В ином месте <данные изъяты> возможности оборудовать место для высадки и посадки пассажиров общественного транспорта не имеется. Кроме того, на части земельного участка ФИО4 проходит пешеходная дорожка, которая также необходима для безопасного прохода людей.

Привлечённый к участию в деле в качестве специалиста ФИО8 пояснил, что он работает в должности государственного инспектора безопасности дорожного движения ГИБДД ОМВД России по Алексеевскому району. Полагает, что без установления публичного сервитута, в том числе на часть земельного участка ФИО4, невозможна безопасная остановка пассажирского транспорта <данные изъяты> для высадки и посадки пассажиров. Установление публичного сервитута для безопасной посадки и высадки пассажиров в ином месте <данные изъяты> невозможно, поскольку при развороте автобусы выезжают на проезжую часть. Также, на части земельного участка ФИО4 проходит пешеходная дорожка, которая необходима для безопасного прохода людей.

В соответствии с заверенной копией кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, для размещения зданий, строений, сооружений, правообладатель: Волгоградская область; номер и дата регистрации права собственности: от ДД.ММ.ГГГГ Сведения об обременениях: публичный сервитут на основании постановления № 129 от 22.12.2016 г. на часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.

По выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, договора аренды нежилого помещения, находящегося в собственности арендодателя от ДД.ММ.ГГГГ, заверенной копии кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, для размещения объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары), правообладатель: ФИО4; номер и дата регистрации права собственности: от ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора купли-продажи объектов недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу ООО «Станица» (ОГРН ) на основании договора аренды нежилого помещения, находящегося в собственности арендодателя от ДД.ММ.ГГГГ, а также публичный сервитут на часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. из земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ г. на неопределенный срок в пользу Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области на основании постановления администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области № 129 от 22.12.2016 г., номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании договора купли - продажи объектов недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель: земли населенных пунктов – для размещения зданий, строений, сооружений, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, запись регистрации .

Согласно полученных судом с официального сайта ФНС России сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Станица» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН , генеральный директор ФИО9 Принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от 01 сентября 2017 г. , опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из постановления администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 11 апреля 2016 г. № 56 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование», администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования по классификатору: размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров.

По свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании постановления Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области № 56 от 11 апреля 2016 г., установлено, что администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для размещения зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, расположенный по адресу: <адрес>, запись регистрации .

В соответствии с заверенной копией кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, для размещения зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, правообладатель: администрация Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области; вид права – постоянное (бессрочное) пользование; номер и дата регистрации: от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, остановочный комплекс, инвентарный , по адресу: <адрес>, является собственностью Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области.

Как следует из Устава Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, принятого Решением Думы Алексеевского сельского поселения от 17 октября 2014 г. № 2/8, публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения Думы Алексеевского сельского поселения, главой поселения с участием жителей поселения (п. 1 ст. 11). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами Думы Алексеевского сельского поселения и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (п. 2 ст. 11). Дума Алексеевского сельского поселения является представительным органом Алексеевского сельского поселения (п. 1 ст. 17). К компетенции Думы Алексеевского сельского поселения относится, в том числе, установление порядка организации и проведения публичных слушаний (п.п. 16 п. 1 ст. 19). Дума Алексеевского сельского поселения по вопросам, отнесенным к её компетенции, принимает соответствующие решения (п. 2 ст. 19). Решения Думы Алексеевского сельского поселения подписывает глава Алексеевского сельского поселения (п. 4 ст. 19).

В соответствии с Новой редакцией положений Устава Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, принятого Решением Думы Алексеевского сельского поселения от 21 сентября 2015г. № 14/52, к закрепленным за Алексеевским сельским поселением вопросам местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Алексеевского сельского поселения (п. 4 ст. 4.1.); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Алексеевского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) (п. 1 ст. 4.2.).

Согласно решения Думы Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 15 июня 2016 г. № 24/84, утверждено Положение об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области.

Как следует из Положения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, утвержденного Решением Думы Алексеевского сельского поселения от 15 июня 2016 г. № 24/84, публичный сервитут на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области - право ограниченного пользования одним или несколькими земельными участками, устанавливаемое в случаях и в порядке, определенных настоящим Положением, в целях обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 1.1.). Обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 1.2.). Публичный сервитут на территории Алексеевского сельского поселения может быть срочным или постоянным (п. 1.7.). Публичные сервитуты на территории Алексеевского сельского поселения могут устанавливаться, в том числе, для прохода или проезда через земельный участок (п. 1.8.). Публичный сервитут на территории Алексеевского сельского поселения подлежит государственной регистрации и вступает в силу после его государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1.10). Публичный сервитут нa территории Алексеевского сельского поселения устанавливается постановлением администрации Алексеевского сельского поселения с учетом результатов общественных слушаний. Соответствующее постановление администрации подлежит опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов (п. 2.1.). С инициативой об установлении публичного сервитута могут выступить: дума Алексеевского сельского поселения, администрация Алексеевского сельского поселения, юридические лица, достигшие 18 лет дееспособные граждане Алексеевского сельского поселения (п. 2.2.); установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний, проводимых в соответствии с Положением об организации и проведении публичных слушаний в Алексеевском сельском поселении. Вопрос о необходимости проведения общественных слушаний включается в повестку дня думы Алексеевского сельского поселения но инициативе администрации Алексеевского сельского поселения. Информация о проведении общественных слушаний опубликовывается (обнародуется) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов. Публичные слушания проводятся не ранее чем через 15 дней после официального опубликования (обнародования) указанного решения (п. 2.7.). Администрация Алексеевского сельского поселения в течение 5 рабочих дней с момента проведения общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута готовит план земельного участка с указанием зоны действия публичного сервитута, оформленный в соответствии с нормативными правовыми актами по землеустройству (п. 2.8.). Публичный сервитут вступает в силу с момента его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 2.10).

Из решения Думы Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 06 июля 2016 г. № 25/85 следует, что в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 23 Земельного кодекса РФ, Уставом Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, в целях установления публичного сервитута на части земельных участков для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, Дума Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области решила назначить публичные слушания по установлению публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области. Также решено провести публичные слушания 01.08.2016 г. в 11.00 часов по адресу: <адрес> (здание администрации Алексеевского сельского поселения), и установлено, что письменные предложения заинтересованных лиц направляются в комиссию по проведению публичных слушаний по вышеуказанному адресу в период со дня опубликования (обнародования) настоящего решения до 29.07.2016 г.

Данное решение Думы было опубликовано в Общественно-политической газете Алексеевского муниципального района «Прихоперье» 14 июля 2016 г. за № 84 (11649), что подтверждается исследованной в судебном заседании газетой, а также на официальном сайте администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, о чём свидетельствует заверенная копия скриншота экрана компьютера.

14 июля 2016 г. администрацией Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области было направлено ФИО4 извещение о том, что 01 августа 2016 г. на 11.00 часов назначены публичные слушания по установлению публичного сервитута на часть земельного участка, являющегося собственностью Волгоградской области, с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области. Публичные слушания проводятся по адресу: <адрес> (здание администрации Алексеевского сельского поселения). Письменные предложения предложено направить в комиссию по проведению публичных слушаний по вышеуказанному адресу в период со дня получения извещения о проведении публичных слушаний до 29.07.2016 г. Решение о проведении публичных слушаний опубликовано 14.07.2016 г. в газете «Прихоперье» и размещено на официальном сайте администрации Алексеевского сельского поселения.

01 августа 2016 г. в администрацию Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области поступило письменное возражение от ФИО4, согласно которого тот возражает против установления сервитута на часть земельного участка с кадастровым , поскольку он является собственником объекта недвижимости, находящегося по адресу: <адрес>, при этом администрацией Алексеевского сельского поселения не указано, какой объект недвижимости, находящийся на земельном участке с данным кадастровым номером, находится у администрации на праве собственности, в связи с чем, неясны основания установления сервитута.

Указанные возражения поданы ФИО4 в администрацию Алексеевского сельского поселения за пределами установленного срока.

Согласно заверенной копии протокола, 01 августа 2016 г. администрацией Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области были проведены публичные слушания с повесткой дня: об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области. Данные публичные слушания проводились под председательством главы Алексеевского сельского поселения, в присутствии председателей ТОС, жителей Алексеевского сельского поселения, всего 14 человек, а также приглашенных депутатов Думы Алексеевского сельского поселения. По результатам проведения слушаний было принято решение рекомендовать к принятию проект постановления администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района «Об установлении постоянного публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области».

В соответствии с заключением о результатах публичных слушаний по установлению публичного сервитута, подготовленного комиссией по проведению публичных слушаний, инициатором которых являлась Дума Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района, по результатам публичных слушаний, проведённых 01 августа 2016 г. в здании администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, рекомендовано принять проект постановления администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района «Об установлении постоянного публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области». В период работы комиссии по проведению публичных слушаний поступило письменное согласие Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ на установление публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров (земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., находится в собственности Волгоградской области). По окончании установленного для направления в комиссию по проведению публичных слушаний письменных предложений заинтересованных лиц поступило письменное возражение ФИО4 от 01.08.2016 г. в 08 часов 30 минут (в публичных слушаниях участия не принимал) на установление публичного сервитута, при этом достаточных оснований для возражения ФИО4 не указано.

Распоряжением администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 12 августа 2016 г. № 11р/1 был утверждён отчёт комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний по установлению публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области.

Согласно постановления администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 22 декабря 2016 г. № 129, в целях обеспечения беспрепятственной и безопасной остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров, в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Волгоградской области от 27 апреля 2002 г. № 696-ОД «Об установлении публичных сервитутов земельных участков на территории Волгоградской области», решениями Думы Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района от 15 июня 2016 г. № 24/84 «Об утверждении положения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории Алексеевского сельского поселения», от 30 ноября 2010 г. № 17/64 «О положении об организации и проведении публичных слушаний в Алексеевском сельском поселении», с учётом заключения о результатах публичных слушаний об установлении публичного сервитута, обнародованного в установленных для официального опубликования местах, в соответствии со статьями 23, 42 Земельного кодекса РФ, Уставом Алексеевского сельского поселения администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района, установлен для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области постоянный публичный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> и часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.

Вышеуказанное постановление было опубликовано 27 декабря 2016 г. в спецвыпуске официального издания «Алексеевский вестник» с приложением схемы публичного сервитута на части земельных участков по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>.

Согласно письменного извещения от 11 апреля 2017 г., администрация Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области уведомляла ФИО4 об установлении постоянного публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, находящегося в его собственности, на основании постановления администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района от 22 декабря 2016 г. № 129, в целях обеспечения беспрепятственной и безопасной остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров с учётом заключения публичных слушаний. Дата государственной регистрации ограничения прав и обременения недвижимости - ДД.ММ.ГГГГ., срок не определен, номер государственной регистрации .

Данное письменное извещение об установлении публичного сервитута вручено лично ФИО4 12 апреля 2017 г., что подтверждается почтовым уведомлением.

С учётом изложенного, в судебном заседании установлено, что публичный сервитут на часть земельного участка, принадлежащего ФИО4, установлен в целях обеспечения беспрепятственной и безопасной остановки пассажирского автотранспорта, высадки пассажиров, в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Волгоградской области от 27 апреля 2002 г. № 696-ОД «Об установлении публичных сервитутов земельных участков на территории Волгоградской области» (действовавшим на момент принятия оспариваемого постановления), решением Думы Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района от 15 июня 2016 г. № 24/84 «Об утверждении положения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории Алексеевского сельского поселения», с учётом заключения о результатах публичных слушаний об установлении публичного сервитута, обнародованных в установленном законом порядке, в соответствии со статьями 23, 42 Земельного кодекса РФ, Уставом Алексеевского сельского поселения администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района.

Оспариваемое постановление издано в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, процедура установления постоянного публичного сервитута соблюдена.

Доводы представителя истца о том, что решением думы Алексеевского сельского поселения от 15.06.2016 г. «Об утверждении Положения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории Алексеевское сельское поселение», определены случаи установления публичных сервитутов, при этом в перечне отсутствует основание - установление сервитута для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения, суд находит несостоятельными, поскольку данным Положением предусмотрено основание для установления публичного сервитута - для прохода или проезда через земельный участок, при этом настоящий публичный сервитут установлен с целью обеспечения беспрепятственной и безопасной остановки пассажирского автотранспорта, высадки пассажиров, т.е. для прохода пассажиров через земельный участок.

Также, нахожу несостоятельными доводы стороны административного истца о том, что административным ответчиком не представлено доказательств заявленной инициативы жителей или Думы Алексеевского сельского поселения о проведении слушаний, в связи с чем, в целом отсутствуют доказательства обоснованности и необходимости принятия Думой Алексеевского сельского поселения решения об установлении публичного сервитута, поскольку данное утверждение опровергается непосредственно решением Думы Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 06 июля 2016 г. № 25/85, заключением о результатах публичных слушаний.

Доводы представителя административного истца о том, что протокол публичных слушаний не является доказательством проведения публичных слушаний по установлению публичного сервитута, так как не содержит обязательных сведений, подтверждающих проведение таких слушаний, суд признаёт необоснованными, поскольку, данный протокол в соответствии с ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» содержит обобщенную информацию о ходе публичных слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренной большинством участников слушаний рекомендации.

Из исследованных в судебном заседании письменных доказательств, пояснений специалистов установлено, что установление постоянного публичного сервитута на часть земельного участка, принадлежащего административному истцу ФИО4, является единственным возможным способом для обеспечения беспрепятственной и безопасной остановки пассажирского автотранспорта, высадки пассажиров.

Остановочный комплекс на земельном участке административного истца ФИО4 не находится, а расположен на ином земельном участке по адресу: <адрес>, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области.

Доказательства того, что оспариваемое постановление нарушает права административного истца, поскольку фактически лишает собственника земельного участка возможности его использования по назначению, отсутствуют.

Доводы представителя заинтересованного лица ООО «Станица» о нарушении прав арендатора ООО «Станица» по осуществлению предпринимательской деятельности, в связи с установлением постоянного публичного сервитута, суд находит несостоятельными, поскольку данные доводы ничем не подтверждаются, кроме как из пояснений представителя заинтересованного лица.

С учётом вышеизложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска ФИО4 к администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области о признании недействующим постановления администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района от 22 декабря 2016 г. № 129 «Об установлении постоянного публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области», в части установления постоянного публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО4, отказать.

Руководствуясь ст.ст. 177, 213, 215, 217, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО4 к администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, о признании недействующим постановления администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района от 22 декабря 2016 г. № 129 «Об установлении постоянного публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области», в части установления постоянного публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО4 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд, через Алексеевский районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Иголкин

Мотивированное решение принято в окончательной форме 08 ноября 2017 г.

Судья А.А. Иголкин