ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-204/2016 от 09.02.2016 Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 2а-204/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новокузнецк 09 февраля 2016 года

Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области

Татарникова В.В.,

при секретаре Кириенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соломатина В.Г. к Управлению социальной защиты населения <****> Комитета социальной защиты Администрации г<****> об оспаривании отказа в передаче документов для присвоения звания «Ветеран труда» и признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

Соломатин В.Г. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения <****> Комитета социальной защиты Администрации <****>, в котором просит признать незаконным отказ административного ответчика от --.--.----. в передаче документов для присвоения ему звания «Ветеран труда»; признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда с даты подачи заявления о присвоение звания «Ветеран труда» в Управление социальной защиты населения <****> Комитета социальной защиты Администрации <****>, а именно с --.--.----..

Свои требования административный истец мотивирует тем, что он --.--.----. обратился в УСЗН <****> с Заявлением по вопросу присвоения ему звания «Ветеран труда» в связи с наградой его нагрудным знаком «Отличник Советской Армии», полученным в период службы в рядах Советской Армии в период с 1984 по 1986 г. г.

Заявление принято --.--.----., о чем сделана отметка .

Сообщением от --.--.----. Управление социальной защиты населения <****> Комитета социальной защиты Администрации <****> отказало ему в принятии документов для присвоения звания «Ветеран груда». Свой отказ ответчик мотивирует тем, что указанный нагрудный знак «Отличник СА» не дает права на присвоение звания «Ветеран труда».

С отказом не согласен, считает его незаконным. Полагает, что он имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда».

В 1985 года в период прохождения службы в рядах Советской Армии на основании приказа командира в/ч пп от --.--.----. он был награжден нагрудным знаком «Отличник СА».

В соответствии с пп. 1.3 п. 1 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утв. Постановлением Коллегии <****> от --.--.----., звание «Ветеран труда» присваивается, в том числе, лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

К ведомственным знакам отличия в труде относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты и иные виды наград, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, советов министров СССР и РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

Звание «Отличник Советской Армии» было учреждён приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 г. № 67, безусловно являющимся руководителем соответствующего ведомства. В соответствии с пунктом 5 Положения «О нагрудных знаках «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского флота», «Отличник Военно-Воздушных сил», утвержденных вышеназванным приказом МО СССР, право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы. Так как вышеупомянутые нагрудные знаки учреждены военным ведомством, коим является Министерство обороны, к тому же учреждены на основании постановления, то есть все основания считать их ведомственной наградой вне зависимости от того, что непосредственное вручение их осуществлялось командирами частей.

Недопустима ссылка ответчика на то, что в соответствии с пп. 1.3 п. 1 вышеуказанного Постановления почетные звания, знаки, значки, грамоты, дипломы и другие награды, учрежденные и выданные предприятиями (учреждениями, организациями), войсковыми частями, общественными организациями не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда». Ведь при этом не вызывает никаких сомнений, что знак отличия «Отличник Советской Армии» утвержден не войсковыми частями, а Министерством обороны. Значит, по закону является министерским знаком отличия.

Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах) устанавливает, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На момент вступления в силу Закона о ветеранах он уже имел право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку Закон в ветеранах в ранней редакции относил к ветеранам труда всех лиц, награжденных знаками отличия в труде (при наличии определенного стажа).

Отказ в передаче документов для дальнейшего рассмотрения и присвоения ему звания «Ветеран труда» ставит его в неравное положение с другими гражданами, получившими аналогичные знаки отличия в труде, т.е. соответствующие нагрудные знаки и которым впоследствии было присвоено звание «Ветеран труда», до внесения изменений в Закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.2005 года Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

В соответствии с Положением о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утв. Постановлением Коллегии <****> от --.--.----., после принятия заявления и принятия (поступления) всех необходимых документов уполномоченный орган местного самоуправления не позднее 10 рабочих дней с даты обращения гражданина направляет в департамент список граждан и личные дела граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», для дальнейшего рассмотрения.

В вышестоящий в порядке подчиненности орган жалоба на отказ Управления социальной защиты населения <****> Комитета социальной защиты Администрации <****> в передаче документов для присвоения звания «Ветеран труда» не подавалась.

Административный истец Соломатин В.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении настаивал.

Представитель административного истца Поздняков А.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности <****>4 от --.--.----., выданной сроком на три года, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил признать незаконным отказ административного ответчика от --.--.----. в передаче документов для присвоения Соломатину В.Г. звания «Ветеран труда», признать за административным истцом право на присвоение данного звания с --.--.----.. Пояснил суду о том, что в 1985 года в период прохождения службы в рядах Советской Армии на основании приказа командира в/ч пп 19120 от --.--.----. истец был награжден нагрудным знаком «Отличник СА». Считает, что данный знак относится к ведомственным знакам отличия, поскольку был учреждён приказом Министра обороны СССР от --.--.----., несмотря на то, что непосредственное вручение данного знака осуществлялось командиром части. Считает отказ в приеме документов для присвоении Соломатину В.Г. звания «Ветеран труда» не законным и ущемляющим законные права и интересы последнего.

Представитель административного ответчика Управления социальной защиты населения <****> Комитета социальной защиты Администрации <****> Кашперская Ю.В., действующая на основании доверенности от --.--.----. сроком до --.--.----., в судебном заседании исковые требования Соломатина В.Г. не признала. Представила отзыв, согласно которого, Федеральным законом от --.--.----. № 122-ФЗ с --.--.----. разграничена финансовая ответственность федеральных и региональных уровней государственной власти, в том числе по вопросам предоставления мер социальной поддержки населению. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на --.--.----., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в т.ч. порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда». Постановлением Коллегии <****> от 06.09.2006г. звание «Ветеран труда» устанавливается в соответствии с положением о порядке присвоения звания «Ветеран труда». Согласно пп. 1.3 п.1 вышеуказанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается: а) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

К ведомственным знакам отличия в труде относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты и иные виды наград, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, советов министров СССР и РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Также к ведомственным знакам отличия в труде относятся ведомственные знаки отличия в труде Министерства обороны СССР, Министерства обороны Российской Федерации, удостоверения к которым подписаны руководством этих министерств, а также командованием родов войск, военных округов и флотов Вооруженных Сил СССР или Российской Федерации. В соответствии с Положением о нагрудных знаках Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 07.08.1996 №280, нагрудные знаки, награждение которыми в соответствии с положением о них производится приказами Министра обороны Российской Федерации, являются ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации. Установление ведомственных знаков отличия производится, кроме того, по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по государственным наградам и Государственной герольдией при Президенте Российской Федерации.

В соответствие с приказом МО СССР от 17.04.1957г. № 67 нагрудный знак «Отличник Советской Армии» не является ведомственным знаком отличия в труде, вручался в соответствии с приказом командира войсковой части. Соломатиным В.Г. представлена копия военного билета с записью о награждении нагрудным знаком «Отличник С А» согласно приказа командира войсковой части. В соответствии с пп. 1.3 п. 1 вышеуказанного Постановления почетные звания, знаки, значки, грамоты, дипломы и другие награды, учрежденные и выданные предприятиями (учреждениями, организациями), войсковыми частями… не относятся к ведомственным знакам отличия в труде. Просила заявленные требования Соломатина В.Г. оставить без удовлетворения.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Соломатин В.Г., не согласившись с отказом Управления социальной защиты населения <****> Комитета социальной защиты Администрации <****> от --.--.----. в передаче документов для присвоения ему звания «Ветеран труда», считая свои права нарушенными, обратился в суд с административным иском о признании данного отказа незаконными.

Доводы административного истца суд признает несостоятельными по следующим основаниям:

Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» определены категории ветеранов, которым присваивается звание федерального значения с учетом имеющихся у них заслуг. Данной нормой звание ветерана труда определено, в том числе и с учетом продолжительного добросовестного труда.

В соответствии со статьей 7 указанного Закона, ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Коллегии <****> от --.--.----. звание «Ветеран труда» устанавливается в соответствии с положением о порядке присвоения звания «Ветеран труда».

Согласно пп. 1.3 п.1 вышеуказанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается: а) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

К ведомственным знакам отличия в труде относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты и иные виды наград, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, советов министров СССР и РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Также к ведомственным знакам отличия в труде относятся ведомственные знаки отличия в труде Министерства обороны СССР, Министерства обороны Российской Федерации, удостоверения к которым подписаны руководством этих министерств, а также командованием родов войск, военных округов и флотов Вооруженных Сил СССР или Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Соломатин В.Г. в период с 1984 по 1986 годы проходил службу в рядах Советской Армии (л.д. 7).

Приказом начальника воинской части пп от --.--.----. Соломатин В.Г. награжден значком «Отличник СА», что подтверждается записью в военном билете (л.д. 7).

--.--.----. Соломатин В.Г. обратился в УСЗН <****> с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» (л.д. 12).

Сообщением от --.--.----. Управление социальной защиты населения <****> Комитета социальной защиты Администрации <****> отказало ему в принятии документов для присвоения звания «Ветеран груда» по причине отсутствия основания на присвоение звания «Ветеран труда» (л.д. 8).

Установленные судом обстоятельства подтверждены в ходе рассмотрения дела пояснениями сторон.

В соответствии с Положением о нагрудных знаках Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 07.08.1996 №280, нагрудные знаки, награждение которыми в соответствии с положением о них производится приказами Министра обороны Российской Федерации, являются ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации. Установление ведомственных знаков отличия производится, кроме того, по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по государственным наградам и Государственной герольдией при Президенте Российской Федерации.

В соответствие с приказом МО СССР от 17.04.1957г. № 67 нагрудный знак «Отличник Советской Армии» не является ведомственным знаком отличия в труде, вручался Соломатину В.Г. в соответствии с приказом командира войсковой части (л.д. 7).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что правовым основанием для присвоения звания «Ветеран труда» является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственной власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, а нагрудный знак «Отличник Советской Армии» к таковым не относится, так как является лишь видом поощрения заявителя в период прохождения им срочной воинской службы в рядах Советской Армии.

Нагрудный знак «Отличник Советской Армии» учрежден для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 года N 67 «Об учреждении нагрудных знаков «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», «Отличник Военно-Воздушных Сил».

В соответствии с пунктом 2 Положения о нагрудных знаках «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», «Отличник Военно-Воздушных Сил», утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 года N 67, нагрудными знаками награждаются:

- солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества;

- сержанты и старшины, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, умеющие хорошо организовать и методически правильно проводить обучение подчиненных, добившиеся высоких показателей в боевой и политической подготовке и укреплении воинской дисциплины своих подразделений и обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию оружия, боевой техники и имущества, закрепленного за подчиненными им подразделениями.

Право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы (пункт 5 Положения от 17 апреля 1957 года N 67).

Согласно Положению о ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ, утвержденному Приказом Министра обороны РФ от 22 января 2008 года N 30, ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны Российской Федерации и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

В силу пункта 4 названного Положения награждение ведомственными знаками отличия производится Приказами Министра обороны Российской Федерации, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия.

Исходя из вышеназванных положений, нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» награждались солдаты, сержанты, старшины, отличившиеся безупречной воинской дисциплиной, за образцовое несение службы в рядах Вооруженных Сил СССР.

Однако определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» в соответствии с приведенными правовыми нормами, регулирующими порядок и условия присвоения данного звания, имеет критерий продолжительного добросовестного труда.

Поскольку нагрудный знак «Отличник Советской Армии», которым был награжден Соломатин В.Г. в период прохождения военной службы по призыву, являлся видом поощрения за образцовое несение службы в рядах Вооруженных Сил СССР, что нельзя расценивать как поощрение за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, то данная награда не может быть отнесена к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» на основании статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

В этой связи, несмотря на то, что приказом, регламентирующим статус указанного знака отличия, право награждения им и было делегировано командирам воинских частей, само по себе это обстоятельство не позволяет отнести его к ведомственным знакам отличия в труде, награждение которыми дает основания для присвоения звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах доводы административного истца и его представителя о том, что нагрудный знак «Отличник Советской Армии» относится к ведомственным знакам, суд признает несостоятельными, как основанными на ошибочном толковании норм права.

Таким образом, исходя из исследованных доказательств отсутствуют основания для признания незаконным отказа Управления социальной защиты населения <****> Комитета социальной защиты Администрации <****> от --.--.----. в передаче документов для присвоения Соломатину В.Г. звания «Ветеран труда» и признания за ним права на присвоение такого звания с --.--.----..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Соломатину В.Г. в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения <****> Комитета социальной защиты Администрации <****> о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения <****> Комитета социальной защиты Администрации <****> от --.--.----. в передаче документов для присвоения Соломатину В.Г. звания «Ветеран труда», о признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда с даты подачи заявления о присвоение звания «Ветеран труда» в Управление социальной защиты населения <****> Комитета социальной защиты Администрации <****>, а именно с --.--.----. – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Кузнецкий районный суд <****> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14.02.2016.

Судья В.В. Татарникова