Дело № 2а-204/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гудермес, ЧР 02 марта 2018 года
Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Тамакова Р.А.,
с участием помощника прокурора Гудермесского района ЧР Шуаиповой Л.Х.,
при секретаре Супьяновой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Гудермесского муниципального района ЧР в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации Ойсхарского сельского поселения, ЧР незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес>, ЧР обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации Ойсхарского сельского поселения, ЧР незаконным, мотивируя тем, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры республики проведена проверка исполнения на поднадзорной территории законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой в деятельности администрации Ойсхарского сельского поселения Гудермесского муниципального района (далее - Администрация) выявлены нарушения законов, требующие принятия действенных мер, направленных на их устранение.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В ст. 6 названного Федерального закона определено, что доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается, в том числе путем размещения соответствующей информации в сети «Интернет».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют уставы муниципальных образований.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями в части принятия устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Статья 43 Федерального закона № 131-ФЗ определяет, что устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
В 2016-2017 гг. по инициативе прокуратуры района, по результатам внесенных актов прокурорского реагирования, а также внесенных в порядке ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предложений, органами местного самоуправления обеспечено внесение изменений в уставы муниципальных образований в связи с внесением изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ.
Согласно подпункту «а» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством в Российской Федерации.
Изучением официального сайта администрации Ойсхарского сельского поселения <адрес> (далее - Администрация) - oyskhar.ru установлено, что в нарушение данных требований Федерального закона № 8-ФЗ на указанном сайте в сети «Интернет» информация о принятых нормативных правовых актах не актуализируется длительное время.
Так, Устав администрации района опубликован в последней редакции от ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменениями, внесенными решением Совета депутатов <адрес> в 2016 году. Вместе с тем не обеспечено размещение на сайте поселения в сети «Интернет» в рубрике «устав» сведений о внесенных изменениях и дополнениях в устав в 2017 году, в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Следует отметить, что названные нарушения прокуратурой района расцениваются как ненадлежащее исполнение антикоррупционного законодательства, поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы Администрации административного дела по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ (не размещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом).
В судебном заседании помощник прокурора Гудермесского муниципального района, ЧР заявление поддержал, и просил удовлетворить по изложенным в нем доводам и основаниям.
Представитель ответчика глава администрации Ойсхарского сельского поселения <адрес>ФИО4, надлежаще извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства по делу в судебное заседание не явился. Представил суду заявление с просьбой рассмотреть настоящее дело без его участия, где указал, что иск прокурора признает полностью и не возражает против его удовлетворения.
Заслушав помощника прокурора, поддержавшей иск, исследовав материалы административного дела, дав им надлежащую правовую оценку, суд находит административный иск прокурора законным, обоснованным, подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В связи с изложенным, административный иск прокурора является приемлемым для рассмотрения и разрешения судом по существу заявленных требований.
Доводы прокурора о том, что указанное бездействие со стороны Администрации в неисполнении требований по установлению порядка о размещении и обеспечении на официальном сайте в сети «Интернет» информации в сфере нормотворчества не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи, с чем нарушаются права неопределенного круга лиц, противоречит федеральному законодательству и подлежит устранению, суд считает обоснованными и законными, нашедшим свое полное подтверждение в судебном заседании.
Этот факт подтверждается справкой старшего помощника прокурора <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ о результатах проведенной проверки деятельности указанной администрации выразившегося в не размещении на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» информации в сфере нормотворчества, объяснением главы администрации Ойсхарского сельского поселения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, данной им старшему помощнику прокурора <адрес>ФИО2, его заявлением в суд, где он признает иск прокурора, обязуется устранить допущенные нарушения законодательства, и не возражает против удовлетворения данного искового заявления.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что указанные нарушения норм действующего законодательства России присутствуют в работе администрации Ойсхарского сельского поселения и административное исковое заявление прокурора к администрации Ойсхарского сельского поселения, ЧР о признании бездействия незаконным является законным и обоснованным, и подлежит полному удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.157 КАС РФ заявление административного ответчика о признании административного иска заносится в протокол судебного заседания.
В силу ч.3 ст. 157 КАС РФ суд принимает признание иска административным ответчиком административного искового требования прокурора, поскольку такое признание не противоречит их интересам и интересам иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1. Административное исковое заявление прокурора Гудермесского муниципального района, ЧР в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации Ойсхарского сельского поселения ЧР, незаконным удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие администрации Ойсхарского сельского поселения <адрес> Чеченской Республики, выразившееся в не актуализации на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» информации о принятых нормативных правовых актах длительное время.
3. Обязать администрацию Ойсхарского сельского поселения <адрес> Чеченской Республики актуализировать на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» информацию о принятых нормативных правовых актах, опубликовать устав муниципального образования в последней редакции, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом всех изменений, внесенными в 2017г. решениями Совета депутатов Ойсхарского сельского поселения <адрес>.
4. Обязать администрацию Ойсхарского сельского поселения <адрес> Чеченской Республики в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить об исполнении данного решения, по настоящему делу в суд и административному истцу – прокурору <адрес> ЧР.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через Гудермесский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Гудермесского
городского суда, ЧР Р.А.Тамаков