Дело № 2а-204/2022 <данные изъяты>
УИД 13RS0003-01-2022-000301-69
Решение
именем Российской Федерации
п. Чамзинка 12 мая 2022 года
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Овчинникова Бориса Борисовича,
при секретаре судебного заседания Трямкиной Е.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, о признании незаконными бездействия администрации по не разработке и не утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении льгот субъектам инвестиционной деятельности,
установил:
Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия Письмаркин Н.Ф., действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что проведенной прокуратурой Чамзинского района проверкой в деятельности администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района РМ выявлены нарушения федерального законодательства. 26 февраля 2021 года главе Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района было внесено представление, однако, в нарушение действующего законодательства Администрацией поселения не приняты до настоящего времени меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности. Соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования в сети «Интернет» на 31.03.2022 отсутствуют. Указанное препятствует эффективной реализации государственной политики в рассматриваемой сфере, а также нарушает права граждан и юридических лиц, желающих получить необходимые разъяснения. Просит признать незаконным бездействие администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района РМ по не разработке и не утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности. Обязать администрацию Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района РМ разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу.
Прокурором Чамзинского района Республики Мордовия Письмаркиным Н.Ф. заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, 05 мая 2022 года представителем административного ответчика – главой администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Красильниковой О.В. представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации, также заявлено ходатайство о признании исковых требований, последствия признания иска разъяснены и понятны.
В соответствии со статьями 291, 292 Кодекса административного судопроизводства суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного производства в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Поскольку явка указанных лиц является необязательной и не признана судом обязательной, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения устного разбирательства, без ведения аудио-протоколирования и протокола судебного заседания.
Исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно акту осмотра интернет-сайта от 31 марта 2022 года в рамках мониторинга соблюдения прав предпринимателей и в сфере налогового законодательства установлено, что на официальном сайте администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия отсутствует Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности
Согласно письменным объяснениям и.о. главы администрации Пичиурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Красильниковой О.В. следует, что в нарушение действующего законодательства не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности (л.д.11).
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и п. 2 ч. 1 ст. 14 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает: создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов.
Согласно п. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Пунктом 3 ст. 34.2 НК РФ установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Таким образом, финансовые органы муниципальных образований в соответствии с НК РФ обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующего разъяснения.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обязывает органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами (п. 1 ч. 1 ст. 6), являющимся нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2).
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Закон № 8-ФЗ) являются открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления
При этом в силу подпунктов "а" и "г" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона № 8-ФЗ информация о нормотворческой деятельности государственного органа, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; административные регламенты отнесены к информации о деятельности государственных органов, размещаемой указанными органами в сети "Интернет".
26 февраля 2021 года прокурором Чамзинского района Республики Мордовия в адрес главы Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района было внесено представление, об устранении нарушений, согласно указанного представления следует, что в нарушение действующего законодательства Администрацией не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности.
Учитывая установленные обстоятельства, нарушение Администрацией Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордови положений указанных выше федеральных законов, суд находит заявленные административные исковые требования о признании незаконными бездействие администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района РМ по не разработке и не утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности, возложении на администрацию Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района РМ обязанности разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, о признании незаконными бездействия администрации по не разработке и не утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении льгот субъектам инвестиционной деятельности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не разработке и не утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности.
Обязать администрацию Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в том числе при предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Чамзинского районного суда
Республики Мордовия Б.Б.Овчинников