Дело № 2а-204/2023
Строка 3.207
УИД 75RS0009-01-2023-000340-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Газимурский Завод 20 октября 2023 года
Газимуро - Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Ефимикова Р.И.
при секретаре Патриной А.И.
с участием административного истца –заместителя прокурора Газимуро-Заводского района Балданова Р.Д., представителей административных ответчиков - администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Лукьяновой Н.А., МОУ Ушмунская СОШ Поповой А.Ю., МОУ Тайнинская ООШ Гурбатовой В.М., МОУ Трубачевская ООШ Весниной Н.А., МОУ Буруканская ООШ Астафьевой Л.И., МДОУ Широкинский детский сад Мунгаловой С.Б., заинтересованного лица – комитета образования администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Кочневой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», МОУ Ушмунская СОШ, МОУ Тайнинская ООШ, МОУ Трубачевская ООШ, МОУ Буруканская ООШ, МДОУ Широкинский детский сад о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об образовании, по результатам которой установлено, что на территории района имеется 5 образовательных учреждений, состояние зданий и сооружений в которых требует капитального ремонта. В частности, МОУ Ушмунская СОШ требуется капитальный ремонт полов, системы электроснабжения; МОУ Тайнинская СОШ требуется капитальный ремонт кровли, системы электроснабжения; МОУ Трубачевская ООШ требуется капитальный ремонт полов, кровли, утепление стен; МОУ Буруканская ООШ требуется капитальный ремонт отмостки, системы вентиляции; МДОУ Широкинский детский сад требуется капитальный ремонт систем водоснабжения, канализации, отопления. Администрация муниципального района достаточных мер к организации и проведению требуемого капитального ремонта в вышеуказанных учреждениях не принимает, что нарушает права несовершеннолетних на образование, безопасность, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью учащихся и работников учреждений.
В связи с чем, административный истец просит суд, признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» по непринятию мер по организации проведения капитального ремонта в МОУ Ушмунская СОШ, МОУ Тайнинская ООШ, МОУ Трубачевская ООШ, МОУ Буруканская ООШ, МДОУ Широкинский детский сад. Обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по капитальному ремонту в МОУ Ушмунская СОШ полов и системы электроснабжения; в МОУ Тайнинская ООШ кровли и системы электроснабжения; в МОУ Трубачевская ООШ полов, кровли и работ по утеплению стен; в МОУ Буруканская ООШ отмостки и системы вентиляции; в МДОУ Широкинский детский сад системы водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения. Обязать МОУ Ушмунская СОШ провести капитальный ремонт полов и системы электроснабжения; МОУ Тайнинская ООШ провести капитальный ремонт кровли и системы электроснабжения; МОУ Трубачевская ООШ провести капитальный ремонт полов, кровли и работ по утеплению стен; МОУ Буруканская ООШ провести капитальный ремонт отмостки и системы вентиляции; МДОУ Широкинский детский сад провести капитальный ремонт системы водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец –заместитель прокурора Газимуро-Заводского района Балданов Р.Д., административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, при этом дополнил, что с учетом размера необходимого финансирования и объема выполнения работ возможно установления срока исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Лукьянова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в образовательных учреждениях действительно требуется капитальный ремонт, в связи с чем, администрацией района в октябре 2023 года выделены денежные средства на составление проектно-сметной документации, в последующем планируется проведение капитального ремонта. Выполнить мероприятия указанные в исковом заявлении в сроки, установленные административным истцом, не представится возможным, так как требуется большой объем финансирования и выполнения работ.
В судебном заседании представители административных ответчиков - МОУ Ушмунская СОШ Попова А.Ю., МОУ Тайнинская ООШ Гурбатова В.М., МОУ Трубачевская ООШ Веснина Н.А., МОУ Буруканская ООШ Астафьева Л.И., МДОУ Широкинский детский сад Мунгалова С.Б., а также представитель заинтересованного лица – комитета образования администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Кочнева И.В. исковые требования признали частично, пояснили, что в образовательных учреждениях необходимо выполнить капитальный ремонт, однако в указанные в исковом заявлении сроки, данные мероприятия выполнить не представится возможным, с учетом большого объема финансирования и выполнения работ.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 14 КАС РФ административное правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. ст. 3, 9, 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, является приоритет жизни и здоровья человека.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, относится, в том числе и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в силу пункта 2 части 3 статьи 6 которого устанавливаются минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В судебном заседании установлено, что в феврале-марте 2022 года специализированной организацией ООО «Электротехническая компания» с целью оценки состояния строительных конструкций существующих зданий проведено обследование зданий общеобразовательных учреждений МОУ Ушмунская СОШ, МОУ Тайнинская ООШ, МОУ Трубачевская ООШ, МОУ Буруканская ООШ и дошкольного образовательного учреждения МДОУ Широкинский детский сад.
По результатам обследования специализированной организацией составлены технические отчеты, из которых следует, что в вышеуказанных учреждениях требуется капитальный ремонт, в частности в МОУ Ушмунская СОШ полов и системы электроснабжения; в МОУ Тайнинская ООШ кровли и системы электроснабжения; в МОУ Трубачевская ООШ полов, кровли и работ по утеплению стен; в МОУ Буруканская ООШ отмостки и системы вентиляции; в МДОУ Широкинский детский сад системы водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения.
Необходимость в проведении капитального ремонта зданий вышеуказанных учреждений также подтверждается ответом администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» от 08.08.2023 года.
С учетом неисполнения требований действующего законодательства администрацией муниципального района «Газимуро-Заводский район» в части организации и проведении требуемого капитального ремонта в вышеуказанных учреждениях, прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства от 08.08.2023 года.
Из ответа администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» от 15.09.2023 года следует, что денежных средств на разработку проектно-сметной документации необходимой для проведения капитального ремонта образовательных учреждений в бюджете не имеется.
В октябре 2023 года образовательными учреждениями МОУ Ушмунская СОШ, МОУ Тайнинская ООШ, МОУ Трубачевская ООШ, МОУ Буруканская ООШ, МДОУ Широкинский детский сад заключены договора на оказание услуг по составлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, деформации недопустимой величины строительных конструкций, повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что содержание зданий образовательных учреждений осуществляется ненадлежащим образом, поскольку требуется капитальный ремонт в МОУ Ушмунская СОШ полов и системы электроснабжения; в МОУ Тайнинская ООШ кровли и системы электроснабжения; в МОУ Трубачевская ООШ полов, кровли и работ по утеплению стен; в МОУ Буруканская ООШ отмостки и системы вентиляции; в МДОУ Широкинский детский сад системы водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, что влечет нарушение прав и законных интересов детей, педагогического и технического персонала образовательных учреждений, а также иных лиц, посещающих учреждения, в части обеспечения их безопасности жизни и здоровья.
Доводы представителей ответчиков о том, что в настоящее время здания образовательных учреждений не находятся в аварийном состоянии и не несут угрозы жизни и здоровью лиц, посещающих учреждения, являются несостоятельными, поскольку как установлено судом, здания образовательных учреждений требуют капитального ремонта, и в случае непринятия мер по проведению ремонта, в процессе эксплуатации зданий может возникнуть угроза причинения вреда жизни или здоровью людей.
В силу приведенных положений закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
МОУ Ушмунская СОШ, МОУ Тайнинская ООШ, МОУ Трубачевская ООШ, МОУ Буруканская ООШ и МДОУ Широкинский детский сад являются муниципальными бюджетными образовательными учреждениями, поэтому на администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», как органе местного самоуправления, лежит обязанность по финансированию необходимых мероприятий по проведению капитального ремонта данных образовательных учреждений.
В силу ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отсутствие в бюджете администрации денежных средств для выполнения вышеуказанных работ не освобождает собственника от соблюдения требований закона и принятия необходимых мер по проведению ремонта и приведению зданий общеобразовательных учреждений в соответствие с техническими нормами.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные прокурором требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» о проведении в настоящее время необходимых организационных работ для последующего проведения капитального ремонта зданий учреждения, проведения мероприятий по включению образовательных учреждений в федеральные программы с целью финансирования мероприятий по капитальному ремонту зданий, не опровергают выводы суда о законности требований прокурора.
Из технических отчетов о состоянии зданий учреждений подтверждается, что потребность в капитальном ремонте в вышеуказанных учреждениях, была установлена еще в феврале-марте 2022 года, однако до настоящего времени капитальный ремонт не произведен, что свидетельствует о бездействии администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» по непринятию мер по организации проведения капитального ремонта.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Исходя из положений ст. 178 КАС РФ, а также принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые необходимо осуществить в рамках капитального ремонта, наличие временных затрат, объема финансирования мероприятий, с целью соблюдения баланса интересов участников процесса, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда для администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для МОУ Ушмунская СОШ, МОУ Тайнинская ООШ, МОУ Трубачевская ООШ, МОУ Буруканская ООШ и МДОУ Широкинский детский сад в течение 12 месяцев со дня получения денежных средств на проведения мероприятий по капитальному ремонту зданий.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» по непринятию мер по организации проведения капитального ремонта в МОУ Ушмунская СОШ, МОУ Тайнинская ООШ, МОУ Трубачевская ООШ, МОУ Буруканская ООШ, МДОУ Широкинский детский сад.
Обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по капитальному ремонту в МОУ Ушмунская СОШ (полов и системы электроснабжения);
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Ушмунская средняя общеобразовательная школа» провести капитальный ремонт полов и системы электроснабжения в течение 12 месяцев со дня получения денежных средств на указанные мероприятия.
Обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по капитальному ремонту в МОУ Тайнинская ООШ (кровли и системы электроснабжения);
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Тайнинская основная общеобразовательная школа» провести капитальный ремонт полов и системы электроснабжения в течение 12 месяцев со дня получения денежных средств на указанные мероприятия.
Обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по капитальному ремонту в МОУ Трубачевская ООШ (полов, кровли и работ по утеплению стен);
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Трубачевская основная общеобразовательная школа» провести капитальный ремонт полов, кровли и работ по утеплению стен в течение 12 месяцев со дня получения денежных средств на указанные мероприятия.
Обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по капитальному ремонту в МОУ Буруканская ООШ (ремонт отмостки и системы вентиляции);
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Буруканская основная общеобразовательная школа» провести капитальный ремонт отмостки и системы вентиляции в течение 12 месяцев со дня получения денежных средств на указанные мероприятия.
Обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по капитальному ремонту в МДОУ Широкинский детский сад (системы водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения);
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Широкинский детский сад» провести капитальный ремонт системы водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения в течение 12 месяцев со дня получения денежных средств на указанные мероприятия.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Газимуро-Заводский районный суд.
Председательствующий Ефимиков Р.И.
Решение изготовлено в окончательной форме 25 октября 2023 года.