К делу № 2а-2050/2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2018 года город Крымск
Судья Крымского районного суда Лях Д.Г.
рассмотрев дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации Муниципального образования Крымский район о признании незаконным бездействия администрации по исполнению требований ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в связи с непринятием муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок,
У С Т А Н О В И Л:
Крымский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации Муниципального образования Крымский район о признании незаконным бездействия администрации по исполнению требований ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в связи с непринятием муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок.
Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой в соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе администрацией муниципального образования Крымский район, которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ) органом местного самоуправления не разработан и не принят муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий прохождение муниципальной службы (Положение).
Данный факт был основанием для внесения межрайонным прокурором представления от 25.08.2017 в адрес главы муниципального образования Крымский район. 28.09.2017, по результатам рассмотрения представления дан ответ, из которого следует, что органом местного самоуправления готовится проект указанного прокурором нормативного правового акта, о его принятии будет сообщено дополнительно.
По состоянию на июнь 2018 года проект НПА в межрайонную прокуратуру для правового анализа не поступил, в связи с чем, 27.06.2018 прокуратурой истребованы сведения об исполнении представления прокурора от 25.08.2017г.
Из поступившей информации от 28.06.2018 следует, что должностными лицами органа местного самоуправления не принято мер к устранению нарушений законодательства, нормативный правовой акт, устранивший порядок прохождения муниципальной службы, не принят.
Исходя из ст. 23 Федерального закона № 25-ФЗ гарантии муниципальных служащих являются одним из важных элементов правового статуса муниципального служащего, поскольку от того, каковы гарантии и как они исполняются, во многом зависит не только деятельность муниципального служащего, но и деятельность органа местного самоуправления. Целями предоставления гарантий муниципальным служащим являются содействие эффективному исполнению ими своих должностных обязанностей, обеспечение правовой и социальной защищенности муниципальных служащих и членов их семей, противодействие коррупции, а также компенсация запретов, связанных с муниципальной службой.
В связи с изложенным отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего порядок прохождения муниципального образования Крымский район, которое затрагивает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования, что в соответствии со ст. 39, 218 КАК РФ дает прокурору право обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края по исполнению требований ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с непринятием муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок прохождения муниципальной службы.
Возложить на администрацию муниципального образования Крымский район Краснодарского края в месячный срок с момента вступления решения в силу подготовить проект нормативного правового акта, устанавливающего порядок прохождения муниципальной службы, организовать проведение антикоррупционной экспертизы и направить проект для принятия в представительный орган местного самоуправления – Совет муниципального образования Крымский район.
От представителя административного истца Крымского межрайонного прокурора поступило заявление с просьбой удовлетворить исковые требования и рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства. На удовлетворении заявленных требований настаивает.
От представителя административного ответчика муниципального образования Крымский район Краснодарского края поступило заявление с просьбой рассмотреть административное исковое заявление в ее отсутствие, исковые требования не признает в полном объеме, не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В письменном отзыве на административное исковое заявление Крымского межрайонного прокурора администрация муниципального образования Крымский район Краснодарского края не поддерживает доводы изложенные Крымским межрайонным прокурором в административном исковом заявлении в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Конституция не содержит статей, непосредственно касающихся муниципальной службы, однако в ней содержатся принципы, которые должна быть положены в основу организации и функционирования муниципальной службы.
Федеральный закон «О муниципальной службе» является базовым законодательным актом для всей муниципальной службы. Предметом его регулирования являются регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, порядок поступления на муниципальную службу, условия и порядок прохождения муниципальной службы, а также условия прекращения служебных отношений.
Субъекты самостоятельно регулируют достаточно большой спектр вопросов, связанных с муниципальной службой:
-реестры муниципальных должностей;
- денежное содержание муниципальных служащих;
- порядок поступления и прохождения муниципальной службы;
- квалификационные требования к замещению должностей и целый ряд других вопросов.
В Краснодарском крае принят Закон 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае».
Положениями Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» разграничена компетенция федеральных и региональных органов государственной власти, а также органом местного самоуправления в вопросах правового регулирования муниципальной службы.
В администрации муниципального образования Крымский район сформирован комплекс муниципальных правовых актов, регулирующих все аспекты организации муниципальной службы, которые базируются на нормах федерального и регионального законодательства.
В уставе муниципального образования Крымский район, вопросы организации муниципальной службы, содержат нормы, связанные с определением:
- структуры формирования органов местного самоуправления;
- порядка формирования органов местного самоуправления;
- наименования и полномочия должностных лиц местного самоуправления;
- видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;
- оснований наступления ответственности для органов и должностных лиц местного самоуправления;
- порядка решения вопросов, связанных с ответственностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Представительный орган муниципального образования Крымский район, по вопросам, отнесенным федеральным и региональным законодательством, уставом муниципального образования к его компетенции, принимает решения, устанавливающие общеобязательные правила по регулированию всех вопросов, в том числе о муниципальной службе, обеспечивающие функционирование муниципального образования.
Таким образом, положениями Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» разграничена компетенция федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в вопросах правового регулирования муниципальной службы, комплекс муниципальных правовых актов, регулирующих все аспекты организации муниципальной службы, базируются на нормах федерального и регионального законодательства.
В федеральном законодательстве не установлена необходимость урегулирования вышеназванных вопросов в одном муниципальном нормативном правовом акте, так как спорный нормативный правовой акт лишь дублирует федеральные и региональные законы.
На основании изложенного просит в удовлетворении административных исковых требований истцу отказать в полном объеме.
Изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 и пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено, что Крымской межрайонной прокуратурой в соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе администрацией муниципального образования Крымский район, которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ) органом местного самоуправления не разработан и не принят муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий прохождение муниципальной службы (Положение).
Данный факт был основанием для внесения межрайонным прокурором представления от 25.08.2017 в адрес главы муниципального образования Крымский район. 28.09.2017, по результатам рассмотрения представления дан ответ, из которого следует, что органом местного самоуправления готовится проект указанного прокурором нормативного правового акта, о его принятии будет сообщено дополнительно (л.д. 4-5).
По состоянию на июнь 2018 года проект НПА в межрайонную прокуратуру для правового анализа не поступил, в связи с чем, 27.06.2018 прокуратурой истребованы сведения об исполнении представления прокурора от 25.08.2017г.
Из поступившей информации от 28.06.2018 следует, что должностными лицами органа местного самоуправления не принято мер к устранению нарушений законодательства. В настоящий момент с целью определения правового статуса муниципального служащего, урегулирования вопросов порядка прохождения муниципальной службы, поощрения и ответственности муниципальных служащих разрабатывается проект решения Совета муниципального образования Крымский район «О муниципальной службе в муниципальном образовании Крымский район». При подготовке настоящего проекта будут учтены изменения федерального и регионального законодательства. После проведения антикоррупционной экспертизы вышеуказанный правовой акт будет принять, о чем Крымскому межрайонного прокурору будет сообщено дополнительно (л.д.6-7).
Таким образом, нормативный правовой акт, устранивший порядок прохождения муниципальной службы, на момент обращения административного истца с исковыми требованиями в суд, не принят.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона № 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации (помимо Закона) составляют Конституция Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Данное положение отражено также в ст. 42 Закона № 131-ФЗ, согласно которому правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Аналогичные требования установлены в ч.3 ст. 51 Устава муниципального образования Крымский район, утвержденного решением Совета № 175 от 26.04.2017.
Индивидуальный правовой статус муниципального служащего связан с обладанием правами и обязанностями по конкретной должности, занимаемой персонально служащим. Под специальным правовым статусом муниципального служащего понимается его правовой положение в том или ином органе местного самоуправления, выраженное в совокупности его полномочий, т.е. профессиональных прав и обязанностей закрепленных в нормативно правовых актах.
Основными элементами статуса муниципального служащего являются права, обязанности, ограничения и запреты, гарантии реализации прав, ответственность.
Федеральное законодательство устанавливает лишь общие нормы о муниципальной службе и муниципальных должностях. Порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой, требования к муниципальным должностям муниципальной службы, размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. Помимо норм, определяющих общее правовое положение муниципального служащего, нормативными актами органов местного самоуправления регулируются полномочия должностных лиц в системе местного самоуправления.
Во исполнение приведенных выше норм законодательных актов на муниципальном уровне подлежит принятию положение о муниципальной службе, в котором надлежит определить правовой статус муниципального служащего, установить систему должностей муниципальной службы, урегулировать вопросы порядка прохождения муниципальной службы, поощрения и ответственности муниципальных служащих.
Правовые акты органов местного самоуправления позволяют уяснить то единение частного и публичного права, которое проявляется лишь в условиях местного самоуправления. С одной стороны, правовой акт органа местного самоуправления опосредованная форма реализации права граждан на местное самоуправление, с другой стороны, он остается актом управления.
Наличие юридической силы также означает, что нормативный правовой акт должен применяться на практике и исполняться всеми, кому он адресован. Так в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования.
Муниципальная служба – это вид публичной службы. Норма ст. 2 Закона № 23-ФЗ о том, что нанимателем муниципального служащего выступает публично-правовое лицо – муниципальное образование, подтверждает это положение. Основными элементами правового статуса муниципального служащего являются права, обязанности, ограничения и запреты, гарантии реализации прав, ответственность.
Исходя из ст. 23 Федерального закона № 25-ФЗ гарантии муниципальных служащих являются одним из важных элементов правового статуса муниципального служащего, поскольку от того, каковы гарантии и как они исполняются, во многом зависит не только деятельность муниципального служащего, но и деятельность органа местного самоуправления. Целями предоставления гарантий муниципальным служащим являются содействие эффективному исполнению ими своих должностных обязанностей, обеспечение правовой и социальной защищенности муниципальных служащих и членов их семей, противодействие коррупции, а также компенсация запретов, связанных с муниципальной службой.
В связи с изложенным отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего порядок прохождения муниципального образования Крымский район, которое затрагивает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования, что в соответствии со ст. 39, 218 КАК РФ дает прокурору право обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением.
В силу ч.1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, ст. 16 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Крымского межрайонного прокурора, заявленные в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края по исполнению требований ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с непринятием муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок прохождения муниципальной службы.
Возложить на администрацию муниципального образования Крымский район Краснодарского края в месячный срок с момента вступления решения в силу подготовить проект нормативного правового акта, устанавливающего порядок прохождения муниципальной службы, организовать проведение антикоррупционной экспертизы и направить проект для принятия в представительный орган местного самоуправления – Совет муниципального образования Крымский район.
Сообщить суду и Крымскому межрайонному прокурору об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: подпись