Дело № 2а-2052/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А. с участием представителя истца Обищенко О.В., ответчика Червякова А.В., заинтересованных лиц Белавиной Ю.В. и представителя прокуратуры Костромской области Арсенина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по г. Костроме к ТСН «Комфортное» и Червякову А.В. о ликвидации некоммерческой организации и обязании проведения ликвидационных мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Костроме обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований указала, что <дата> в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации создания ТСН «Комфортное» и присвоен ОГРН №. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, председателем правления ТСН по состоянию на <дата> является Червяков А.В. <дата> г.р. ТСН «Комфортное» является действующей организацией. Налогоплательщиком подано заявление на упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет - срок представления отчетности <дата>. В регистрирующий орган <дата> представлено заявление по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании ТСН «Комфортное», устав юридического лица, протокол о создании, сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений, а также документ об уплате государственной пошлины. В инспекцию на государственную регистрацию ТСН «Комфортное» представлен полный комплект документов, установленный законодательством о государственной регистрации. ИФНС России по г. Костроме после государственной регистрации ТСН установлен факт принятия протокола общего собрания собственников жилых помещений от <дата>№ о создании ТСН «Комфортное» с нарушением условий, предусмотренных п. 2 ст. 136 ЖК РФ, согласно которому товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в ЕГРН документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Согласно протоколу от <дата>№, решение о создании ТСН «Комфортное» принято менее двух третей от общего числа голосов собственников помещений в домах по адресу: <адрес> - 54.87% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, по адресу: <адрес> - 61.73% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Поскольку ТСН «Комфортное» создается собственниками двух многоквартирных домов, то решение о создании должно быть принято на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Истец полагает, что указанное нарушение носит неустранимый характер, поскольку невозможно заменить протокол, прошедший государственную регистрацию, на протокол, составленный с устранением нарушений. В соответствии с п.2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ истец просит принять решение о ликвидации товарищества собственников недвижимости «Комфортное» ОГРН № ИНН № с возложением обязанности по ликвидации на председателя правления юридического лица Червякова А.В. <дата> г.р., установить в судебном акте срок предоставления ликвидационного баланса и завершения процедуры ликвидации в пределах шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца Обищенко О.В. исковые требования поддержала в полном объеме. В ходе рассмотрения дела пояснила, по результатам проверки прокуратуры г. Костромы в ИФНС России по г. Костроме внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно представлению, при регистрации ТСН «Комфортное» допущены нарушения требований ЖК РФ, решение о создании товарищества принято в отсутствие кворума. Указанное нарушение носит грубый характер, неустранимо, поскольку протокол общего собрания, прошедший регистрацию, невозможно заменить на новый протокол. Полагала, что для прекращения юридического лица, последнему необходимо пройти процедуру ликвидации в общем порядке, установленном ГК РФ и Федеральным законом №129-ФЗ путем подачи заявления о ликвидации, сдачи необходимых документов, публикации информации о ликвидации для решения вопросов с кредиторами. Способ защиты права, как обращение в суд уполномоченного органа с требованиями о ликвидации юридического лица в случае допущения грубых нарушений при его создании предусмотрен действующим законодательством. Внесение сведений в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица в отсутствие судебного акта или процедуры ликвидации невозможно. Ликвидация юридического лица без проведения соответствующих процедур предусмотрена в случае, если организация является отсутствующим должником или отсутствует по адресу, отсутствует движение денежных средств по счетам. В данном случае организация является действующей, имеются сведения в ЕГРЮЛ, находится по юридическому адресу, получает почту. Наличие нарушений, допущенных при осуществлении процедуры регистрации, установлено после получения представления прокуратуры. Регистрирующий орган при получении документов их экспертизу не проводит, кворум не подсчитывает.
Административный ответчик, представитель административного ответчика ТСН «Комфортное» Червяков А.В. исковые требования не признал. Пояснил, что на основании оспариваемого решения занимает должность председателя правления товарищества. После регистрации организации они обратились в управляющую компанию «Кострома» с заявлением о передаче документов по управлению домом, однако в этом было отказано. Впоследствии поступило письмо из Государственной жилищной инспекции Костромской области, в котором указано на отсутствие кворума при решении вопроса о создании товарищества, в связи с чем решение собрания ничтожно. ТСН никакой деятельность не осуществляло, денег и иного имущества не получало, счетов не открывало. Юридическим адресом организации является место жительства Червякова А.В. В представленных письменных пояснениях полагал, что решение о государственной регистрации ТСН подлежит признанию недействительным ИФНС России по г. Костроме самостоятельно. Решение о ликвидации товарищества принимается общим собранием его участников, в связи с чем у него отсутствует возможность повлиять на принятие собственниками жилья соответствующего решения.
Заинтересованное лицо Белавина Ю.Е. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что является собственником квартиры в <адрес> и участвовала в голосовании при принятии решения о создании ТСН. Полагала, что истцом избран неверный способ защиты права. На основании оригинала протокола общего собрания истец может самостоятельно принять решение о признании его ничтожным. Протокол принят с нарушением кворума, не порождает юридических последствий за исключением тех, которые связаны с его недействительностью. Указанный в иске способ защиты права не может быть реализован полностью, поскольку Червяков А.В. самостоятельно не вправе принять решение о ликвидации организации в общем порядке. Указанное решение принимается общим собранием собственников жилого дома. Правильным решением будет признание протокола ничтожным и применение последствий в виде исключения записи о регистрации организации из ЕГРЮЛ. При осуществлении процедуры ликвидации в общем порядке будут затронуты интересы собственников квартир, поскольку затраты на проведение указанной процедуры понесут все собственники жилого дома. После регистрации ТСН не осуществляло и не вело никакой деятельности, имущества и денежных средств не имело. Жилые дома как находились, так и находятся в управлении ООО УК «Кострома». ИФНС России по г. Костроме нарушены положения закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при приеме документов, регистрация осуществлена с нарушениями. Ликвидация организации должна быть осуществлена без проведения соответствующих процедур.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры г. Костромы – Арсенин С.В. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. Пояснил, что прокуратурой г. Костромы в установленном порядке внесено представление в ИФНС России по г. Костроме с требованием устранить допущенные нарушения при регистрации юридического лица, способ устранения нарушение оставлен на усмотрение ИФНС России по г. Костроме.
Заинтересованные лица Государственная жилищная инспекция Костромской области, ООО УК «Кострома» в судебное заседание своих представителей не направили.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
В силу ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с ч. 2 ст. 136 ЖК РФ товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Решения о создании товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
При государственной регистрации товарищества собственников жилья представляются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, и устав товарищества, а также сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ч. 5).
Согласно положениям ч. 1 ст. 141 ЖК РФ, ч. 2 ст. 61 ГК РФ, ТСЖ – юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» установлено, что служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Судом установлено, что ТСН «Комфортное» создано общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>, о чем составлен протокол от <дата>№, утвержден лист голосования к протоколу №. На собрании избран председатель правления ТСН – Червяков А.В., утвержден устав.
ТСН «Комфортное» зарегистрировано ИФНС России по г. Костроме в качестве юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ <дата> внесена запись, ОГРН №, в качестве местонахождения организации указан адрес: <адрес>. Для регистрации юридического лица представлен протокол об учреждении юридического лица от <дата>, устав ТСН «Комфортное» от <дата>.
ТСН «Комфортное» в лице председателя правления Червякова А.В. обратилось в Государственную жилищную инспекцию <адрес> с заявлением по вопросу непередачи управляющей организацией ООО УК «Кострома» технической документации и других документов на многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>.
Из ответа Государственной жилищной инспекции Костромской области от <дата>№ следует, что решение о создании товарищества, утверждении его устава, избрании правления товарищества и председателя правления приняты в отсутствие необходимого кворума.
Прокуратурой г. Костромы на основании обращения начальника Государственной жилищной инспекции Костромской области проведена проверка законности регистрации ТСН «Комфортное», по результатам которой внесено представление от <дата>№ в ИНФС России по г. Костроме об устранении нарушений законодательства о порядке создания и государственной регистрации товарищества собственников жилья.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, согласно протоколу № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, решение о создании ТСН «Комфортное» принято 54,87% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Решение о создании ТСН «Комфортное» по адресу: <адрес> принято 67,73% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Учитывая изложенное, решение заместителя начальника ИФНС по г. Костроме от <дата>№А о регистрации в качестве юридического лица ТСН «Комфортное» является незаконным.
В целях исполнения представления прокуратуры ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с настоящим иском.
Из представленного в материалы дела протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме от <дата>№ и листов голосования следует, что решение о создании ТСН «Комфортное» принято жильцами жилых домов по адресам: <адрес>; <адрес> отсутствие кворума, при наличии менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом жилом доме, что является нарушением ч. 2 ст. 136 ЖК РФ.
Указанное обстоятельство ответчиками в порядке ст. 62 КАС РФ не оспаривалось.
При указанных обстоятельствах требования ИНФС России по г. Костроме о ликвидации ТСН «Комфортное» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ответчиками оспариваются требования истца о возложении на председателя правления юридического лица обязанности по ликвидации организации в общем порядке, установленном ГК РФ, с предоставлением ликвидационного баланса.
Согласно п. 5 ст. 61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с положениями ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица (п. 2).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3).
Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1).
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п.2).
Согласно положениям п. 1 ст. 64 ГК РФ, при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, удовлетворяются требования кредиторов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (пункт 5 статьи 61, пункт 2 статьи 62 ГК РФ, пункт 2 части 6 статьи 180 КАС РФ).
Из смысла приведенных положений ГК РФ следует, что возложение на учредителей или участников юридического лица обязанностей по проведению процедуры ликвидации возможно при обстоятельствах, когда ликвидация юридического лица в отсутствие процедур, предусмотренных ГК РФ, повлечет нарушение прав и законных интересов третьих лиц.
В рассматриваемом случае юридическое лицо фактически не приступило к осуществлению деятельности, не имеет расчетных счетов, имущества, правоотношений с третьими лицами, в связи с чем необходимость в проведении процедуры ликвидации отсутствует.
Кроме того, ввиду ничтожности протокола общего собрания и решения о создании юридического лица не имеется оснований считать Червякова А.В. полномочным председателем правления общего собрания ТСН «Комфортное».
Из представленного в материалы дела устава ТСН «Комфортное», выписки из ЕГРЮЛ не следует, что Червяков А.В. является учредителем ТСН или учредительными документами на него возложена обязанность по осуществлению ликвидации организации, в связи с чем обязанность по ликвидации организации на него возложена быть не может.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования ИФНС России по г. Костроме к Червякову А.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции ФНС России по г. Костроме к товариществу собственников недвижимости «Комфортное» удовлетворить.
Ликвидировать товарищество собственников недвижимости «Комфортное» (ИНН №, ОГРН №) с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Исковые требования Инспекции ФНС России по г. Костроме к Червякову А.В. об обязании проведения ликвидационных мероприятий и предоставления ликвидационного баланса оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Д. Тележкина