ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2052/20 от 06.07.2020 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 06 июля 2020 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Павловой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Оняновой И.В.,

с участием административного ответчика – представителя администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 29.05.2020 № Д/179/01/20,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2052/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области о признании незаконным постановление администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области от 17.03.2020 № 533 и об обязании администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратилась в Братский городской суд Иркутской области с административным иском к администрации г. Братска, в котором просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования города Братска от 17.03.2020 № 533 и обязать администрацию города Братска повторно рассмотреть заявление ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование иска административный истец указала, что ФИО2 обратилась в администрацию города Братска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Согласно постановлению администрации города Братска № 533 от 17.03.2020, административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В качестве основания для отказа административный ответчик указал, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, так как она не соответствует требованиям п. 6. ст. 11.9, подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ.

Считает отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Указанные в обоснование отказа положения земельного законодательства устанавливают требования к образованию земельных участков и, по мнению административного ответчика, предложенный вариант образование земельного участка:

а) приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 16 ст. 11.10 3КРФ).

б) осуществлено в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, тогда как образование земельных участков в таком случае возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков (п.п. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ);

Между тем, ссылаясь на положения п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, административным ответчиком не указано, в какой части представленный вариант границ земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Предложенные административным истцом параметры образуемого земельного участка соответствуют градостроительному регламенту, установленному в отношении той части территории, в пределах которой административный истец испрашивает земельный участок.

Относительно ссылки на п.п. 4 п. 3 ст. 11.3. ЗК РФ следует отметить, что в соответствии со ст. 1 ГрК РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 738/пр были утверждены следующие элементы планировочной структуры; Район; Микрорайон; Квартал; Территория общего пользования; Территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; Территория транспортно-пересадочного узла; Территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, Улично-дорожная сеть.

Административным ответчиком не указано, в каком элементе планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, находится испрашиваемый земельный участок. 1

В силу п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Принимая во внимание изложенное, в отсутствие обоснования отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятый административным ответчиком муниципальный правовой акт препятствует административному истцу на реализацию своих прав, предусмотренных пп. 14 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.15 ЗК РФ, и нарушает его законные интересы.

В судебное заседание административный истец Караман, её представитель ФИО3 не явились, будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Братска по доверенности ФИО1 с требованиями административного искового заявления не согласилась. Представила письменные возражения, где указала, что 26.11.2019 апелляционным определением Иркутского областного суда по делу №2а-2349/2019 на администрацию г. Братска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

17.03.2020 вынесено постановление администрации муниципального образования города Братска № 533 об отказе ФИО2 в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ - образование земельного участка нарушает требования, установленные подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Согласно п.17 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Согласно ст. 8 Устава муниципального образования города Братска к вопросам местного значения города Братска относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Братска. В соответствии со ст.ст. 38, 65 Устава мэр города Братска, как глава муниципального образования, осуществляет полномочия по изданию в пределах своих полномочий правовые акты.

Постановлением администрации МО г. Братска от 14.12.2015 N 2802 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства» гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» (далее Регламент).

В соответствии с п. 22 Регламента решение о предварительном согласований предоставления земельного участка, или решение об отказе в предоставлении земельного участка, или решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в форме муниципального правового акта города Братска.

Оспариваемое постановление администрации муниципального образования города Братска №533 от 17.03.2020 вынесено с соблюдением норм земельного законодательства, содержит все основания для отказа, соответствует требованиям Регламента.

В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе материалы и сведения о зонах с особыми условиями использования территории, об утвержденных документах территориального планирования правилах землепользования и застройки, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования.

Испрашиваемый ФИО2 земельный участок, согласно указанным в заявлении координатам расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, а именно в границах квартала.

Квартал - элемент планировочной структуры территории (единица застройки различного функционального назначения), не расчлененный улично-дорожной сетью, в границах красных линий улично-дорожной сети, полос отвода линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, территорий общего пользования (пункт 3.16а «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N1034/пр).

Образование земельного участка в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статья 11.3 Земельного кодекса РФ осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Дополнительно сообщаю, что в отношении территории: Российская Федерация, Иркутская область, город Братск, жилой район Падун, в границах переулка Дубынинский, улицы Набережной, переулка Лазурный, улицы Гидростроителей, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, заинтересованным лицом за счет собственных средств подготовлен проект межевания (далее - проект межевания).

Постановлением мэра города Братска от 16.05.2019 № 63 были назначены публичные слушания по проекту межевания, согласно приложению к постановлению.

Публичные слушания по проекту постановления администрации муниципального образования города Братска «Об утверждении проекта межевания территории: Российская Федерация, Иркутская область, город Братск, жилой район Падун, в границах переулка Дубынинский, улицы Набережной, переулка Лазурный, улицы Гидростроителей, проведены в соответствии с Порядком организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании города Братска, утвержденным решением Думы города Братска от 29.06.2018 № 546/г-Д, и признаны состоявшимися.

Соответствующая информация официально опубликована и размещена на официальном сайте администрации города Братска.

Учитывая изложенное, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, так как образование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к нарушению требований установленных Земельным кодексом РФ.

Учитывая изложенное, оспариваемое постановление администрации муниципального образования города Братска № 533 от 17.03.2020 является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального права.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица комитета по градостроительству администрации города Братска не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьями 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, основанием для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, является их несоответствие нормативным правовым актам и нарушение законных прав, свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2017***.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона Иркутской области от 28.12.2015 N 146-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" (далее - Закона Иркутской области от 28.12.2015 N 146-ОЗ) инвалидам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения торгов на срок 20 лет в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При этом предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 статьи 39.5 ЗК РФ, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.

Так, руководствуясь ст.ст. 39.15, 39.18 ЗК РФ, ФИО2 обратилась в администрацию г. Братска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый квартал 38:34:022803), со следующими характеристиками:

Площадь земельного участка: 855 кв.м.

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

X

Y

и предварительно просила согласовать предоставление данного земельного участка. Вид права: аренда, сроком на 20 лет; цель использования: индивидуальное жилищное строительство.

В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрений и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 17.03.2020 № 533 ФИО2 отказано в удовлетворении указанного заявления, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ (схема расположения земельного участка не соответствует требованиям п.6 ст. 11.9, под. 4 п.3 ст. 11.3 ЗК РФ).

Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762. Схема расположения земельного участка подготавливается на основании сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе материалы и сведения о зонах с особыми условиями использования территории, об утвержденных документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, земельных участках общего пользования и территориях общего пользования.

Согласно ст. 23 ГрК РФ на картах генерального плана определяются границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.

Пункт 2 ст. 85 ЗК РФ говорит о том, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Пунктом 9 ст. 31 ГрК РФ установлена обязанность органа местного самоуправления по проверке проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.

Пункт 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ установил, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

Оспаривая постановление № 533 от 17.03.2020, административный истец ссылается на то, что в данном постановлении не указано в какой части представленный вариант границ земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).

В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям» указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются в том числе, материалы и сведения о зонах с особыми условиями использования территории, об утвержденных документах территориального планирования правилах землепользования и застройки, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования.

При этом, испрашиваемый административным истцом ФИО2 земельный участок согласно указанным в заявлении координатам расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, а именно в границах квартала, что подтверждено представленным фрагментом топографической съемки местности.

Квартал - элемент планировочной структуры территории (единица застройки различного функционального назначения), не расчлененный улично-дорожной сетью, в границах красных линий улично-дорожной сети, полос отвода линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, территорий общего пользования (пункт 3.16а «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N1034/пр.

Образование земельного участка в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статья 11.3 Земельного кодекса РФ осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным на основании п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, так как образование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к нарушению требований установленных ЗК РФ.

При таких обстоятельствах, постановление от 17.03.2020 № 533 административного ответчика в отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого ФИО2 земельного участка является законным, обоснованным и не нарушающим права административного истца. Административным истцом не указано в административном исковом заявлении какие права нарушены административным ответчиком при отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого ФИО2 земельного участка.

Учитывая, что судом необходимая совокупность условий, предусмотренная ч. 2 ст. 227 КАС РФ по настоящему делу не установлена, обстоятельства, которые указаны в административном иске, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО2

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных требований административному истцу ФИО2, предъявленных к административному ответчику администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области о признании незаконным постановление администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области от 17.03.2020 № 533 и об обязании администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2020 года.

Судья Т.А.Павлова