ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2052/2017 от 24.03.2017 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 24 марта 2017 года

Судья Советского районного суда г.Махачкалы Адзиев М.М., при секретаре судебного заседания ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» и МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» с требованиями:

-признать незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутрихозяйственным делением «<адрес>» -у/о от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «КОР», участок 152;

-обязать МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов, утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «КОР», участок 152,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» и МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» с требованиями:

-признать незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутрихозяйственным делением «<адрес>» -у/о от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «КОР», участок 152;

-обязать МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов, утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «КОР», участок 152.

Указав в обоснование заявленных требований о том, что он принят в члены садоводческого товарищества «КОР», в ДД.ММ.ГГГГ ему был выделен земельный участок площадью 600 кв.м. С указанного времени данный он законно владеет земельным участком, используя по назначению, оплачивая все налоги и взносы. На указанном земельном участке им построен дачный домик, в котором он проживает со своей семьей.

Как указывает заявитель указанные обстоятельства подтверждаются членской книжкой садовода, списком членов с/т «КОР», справкой председателя с/т «КОР» от ДД.ММ.ГГГГ, Решением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении адреса объекту недвижимости», приложением к решению о местоположении объекта недвижимости, межевым планом земельного участка, топографическим планом земельного участка, схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решив зарегистрировать свое право собственности на предоставленный ему в установленном законом порядке земельный участок, он занялся сбором необходимой технической документации, в частности, обратился в МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги -утверждение схемы расположения земельного участка.

При этом, как он считает требования законодательства к форме и содержанию такого заявления им были соблюдены, к заявлению необходимые документы приложены, и имелись все условия для приобретения им указанного земельного участка в собственность и какие-либо препятствия к этому отсутствуют.

Те основания, которые ответчик указывает в обоснование отказа в предоставлении муниципальной услуги, не могут служить основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой услуги.

Более того, имеется межевой план земельного участка, акт согласования границ соседствующих земельных участков, из которого следует, что границы участка не нарушены. По его мнению, представленная им схема не противоречит пунктам 1-4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, его границы не нарушены, не выходят за красную линию застройки, не нарушают границы соседствующих участков, участок не изъят из оборота, притязания третьих лиц отсутствуют.

Однако в нарушение п. 6 ст. 11.9, пп.1-4 подп. 3 п. 16 ст.11.10, п.1 ст.25 Земельного кодекса РФ, ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» уведомлением МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» -у/о от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью заместителя начальника Управления ФИО6, отказало ему в предоставлении услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного <адрес>, с/т «КОР», участок 152».

По его мнению, исходя из приведенного законодательства, распорядительных актов и действий, совершенных в отношении указанного земельного участка в предшествующие периоды, а также отсутствие каких-либо препятствий в переводе в его собственность предоставленного ему на законном основании земельного участка, у административного ответчика не имелось правовых оснований для отказа в испрашиваемой муниципальной услуги.

Причиной отказа явилось, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно: образование земельного участка в соответствии со схемой земельного участка на кадастровом плане территории приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами.

Полагает, что при отсутствии установленных действующих законодательством оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги, ему отказано незаконно и необоснованно, в нарушение его прав, свобод и законных интересов, создавая препятствия на оформление в собственность предоставленного ему земельного участка, в том числе право на однократное бесплатное переоформление земельного участка в собственность.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, уточнив заявленные требования, просил:

-признать незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутрихозяйственным делением «<адрес>» -у/о от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «КОР», участок 152;

бязать МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» повторно рассмотреть заявлениеФИО1 о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «КОР», участок 152.

Представитель административного ответчика МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» по доверенности главный специалист отдела правового обеспечения ФИО1 административные исковые требования не признал, считает их незаконными и необоснованными, подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям, изложенным ими в своих возражениях:

Так, административным истцом в обоснование заявленных требований не представлена выписка из протокола о распределении (перераспределении) земельного участка для последующего предоставления под садоводство и огородничество. Отсутствуют графические материалы (генеральный план) по разбивке, упорядочиванию и нумерации для последующего распределения земельных участков в садовом товариществе.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан» (в ред. действующего на момент регистрации права), садоводческие или дачные некоммерческие объединения считаются созданными с момента их регистрации. Согласно п. 2 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан», организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляется на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. Данные о создании, выделении земельного участка для организации садоводческого некоммерческого объединения «КОР», проект организации застройки отсутствует.

Подпунктом 4 пункта 2.6 (Исчерпывающий перечень документов) Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>», утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за указано о необходимости предоставления заявителем правоустанавливающих (право удостоверяющих) документов на объект недвижимости (земельный участок и (или) расположенные на нем здания, строения, сооружения), права на которые не зарегистрированы в ЕГРП. Право собственности на испрашиваемый земельный участок не зарегистрированы. Не представлена выписка из протокола о распределении (перераспределении) земельных участков в садоводческом обществе, а также не представлен правоустанавливающий (право удостоверяющий) документ на существующее домостроение.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» по пункту 2.7. указано, что до ДД.ММ.ГГГГ члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

-земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное;

-по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения - однако такой протокол (выписка из такого протокола) либо подтверждающий такие обстоятельства не представлена;

-земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В пункте 2.8. вышеуказанного Федерального закона указывается, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

-схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости - однако таковы сведения в ЕГРН отсутствуют, так же отсутствует проект межевания данной территории; (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ) (см. текст в предыдущей редакции)

-протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

Однако такой документ, по сути, заявителем не представлен.

Считает, что в данном случае утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории невозможно, так как противоречит подпункту 4 пункта 2.10 (Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги) Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>», утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за указано, а также п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ - образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Представленная заявителем схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, что является нарушением подпункта 4 пункта 2.10 (Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги). По представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории усматривается разность в территориальных границах по отношению к представленной топографической съемке испрашиваемого земельного участка.

Таким образом, представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выполнена не по фактическим границам земельного участка, а по условным границам. Выкопировка с карт МГИС с обозначением место образования чересполосицы прилагаются.

Согласно пункту 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе, размещение, которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно подпункту 3 пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего кодекса требований к образуемым земельным участкам, что подтверждается вышесказанным и прилагаемыми графическими материалами.

Также заявителем необоснованно увеличена площадь земельного участка, а именно, согласно представленной членской садоводческой книжке площадь земельного участка составляет 600 кв.м., а по представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадь испрашиваемого земельного участка составляет 536 кв.м. однако согласно представленным Управлением по архивным делам <адрес> спискам членов садоводческого товарищества площадь земельного участка равна 500 кв.м.

На основании выше изложенного, полагает, что уведомление МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» -у/о от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью заместителя начальника Управления ФИО6 является обоснованным, и согласно действующим регламентам по предоставлению муниципальных услуг и Земельного Кодекса РФ отсутствуют какие-либо основания для удовлетворения исковых требований ФИО1

Просит в иске отказать в полном объеме.

Административный ответчик Администрация ГО «<адрес>» надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, ограничившись направлением в суд своих возражений на административное исковое заявление ФИО1 , в котором указывают, что с административными исковыми требованиями не согласны, считают их незаконными и необоснованными на том основании, что по данному иску Администрация ГО «<адрес>» не является надлежащим ответчиком.

В обоснование своих возражений ссылаются на следующее:

Так, административный истец ФИО1 обратился в МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «КОР», участок 152.

Уведомлением МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» -у/о от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги отказано, указав, что представленная схема расположения земельного участка на КПТ разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно: образование земельного участка в соответствии со схемой земельного участка на кадастровом плане территории приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Кроме того, ФИО1 было предложено устранить данные нарушения и обратиться вновь.

Администрация <адрес> считает данный отказ правомерным и просит в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Кроме того, согласно Положению об управлении по земельным ресурсам и землеустройству города, утвержденному Решением Собрания депутатов ГОсВД «<адрес>» от 24.12.2015г. «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» является самостоятельным юридическим лицом, имеет статус муниципального казенного учреждения, имеет печати и бланки со своим наименованием и с изображением герба <адрес>, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности в пределах действующего законодательства Российской Федерации, быть истцом и ответчиком в суде.

Также в соответствии с п. 14 раздела 3 Положения об управлении по земельным ресурсам и землеустройству города в функции Управления по земельным ресурсам и землеустройству входит обеспечение подготовки схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, принятие решение об утверждении или об отказе в утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, осуществление выдачи схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и <адрес>

В связи с выше изложенным, просят суд исключить из числа ответчиков Администрацию ГОсВД «<адрес>» и дело рассмотреть в отсутствие их представителя.

Суд признал неявку представителей указанных ответчиков неуважительной и определил рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив по правилам ст.84 КАС РФ доказательства, представленные в материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 1 ст. 35 Конституция РФ право частной собственности охраняется законом.

Согласно ч. 2 ст. 35 Конституция РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.2 ст. 4 КАС РФ принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

Согласно ч.3 ст.4 КАС РФ, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

ФИО1 обратился в МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города при Администрации ГОсВД «<адрес>» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:ЗУ1, площадью 536 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, с/т «КОР», участок 152.

Уведомлением МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» -у/о от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги.

Считая данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его права, административный истец ФИО1 обратился с иском в суд.

В соответствии с ч.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ч.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Организация территории огороднического некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта межевания территории.

Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).

Согласно ч.2 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков, за исключением строительства зданий, строений, сооружений, до возникновения права собственности на такие земельные участки или их аренды после их образования и распределения между членами соответствующего объединения на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом.

Пунктами 1, 2, 3, 4, 14 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:

-несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

-полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

-разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

-расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно ч. 6 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из материалов административного дела усматривается, и административным ответчиком не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят в члены садоводческого товарищества «КОР», ему предоставлен земельный участок , площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с/т «КОР», участок 152.

Реализуя свое право собственности, ФИО1 обратился в МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города при Администрации ГОсВД «<адрес>» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>», в чем ему было отказано..

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно п.1.2 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. , предоставление данной муниципальной услуги осуществляется администрацией городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в лице муниципального казенного учреждения <адрес> «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города.

Согласно п. 2.6 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем:

1.Доверенность, оформленную в соответствии с действующим законодательством, и (или) иной документ, подтверждающий полномочия представителя (законного представителя) (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае если заявление подписывается представителем заявителя (законным представителем)).

2.Документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит).

3. Топографическую съемку земельного участка (1 экз., оригинал (на бумажном носителе, а также на диске или флэш- носителе), подлежит возврату) (представляется в электронном виде в формате. tab,. dxf/dwg,. prx,. mid/mif,. цмм и на бумажном носителе, в масштабе 1:500-1:2000).

4.Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (один из ниже перечисленных) (представляются при наличии).

5. В случае если на земельном участке находится объект (объекты) недвижимости, принадлежащий(ие) нескольким лицам, с заявлением о предоставлении муниципальной услуги должны обратиться все правообладатели объекта недвижимости.

6. Письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (представляется при образовании земельных участков в результате раздела исходного земельного участка) (1 экз., оригинал, возврату не подлежит).

7. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на земельном участке или земельных участках, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров (представляется, в случае если на земельном участке или земельных участках расположены здания, сооружения) (1 экз., оригинал, возврату не подлежит).

Согласно п. 3.3.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» при получении заявления с комплектом документов начальник Управления рассматривает заявление.

В силу пунктов 3.3.3.3 и 3.3.4.1 Административного регламента согласование и утверждение проекта распоряжения об утверждении схемы или уведомления об отказе в утверждении схемы входит в обязанность руководителя Управления.

Уведомление МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» -у/о от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика от имени заместителя начальника МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» ФИО7 подписано другим заместителем начальника ФИО6

Подписание уведомления об отказе в предоставлении данной услуги заместителем начальника МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» противоречит приведенным выше пунктам Административного регламента, где однозначно определено, что именного руководитель Управление согласовывает и подписывает данный документ.

Возложение обязанностей в части согласования и подписания уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» на заместителей начальника противоречит Административному регламенту, которым эта обязанность возложена на самого руководителя Управления.

Таким образом, решение об отказе в предоставлении истице муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» принято ненадлежащим должностным лицом.

Заявление ФИО1 о предоставлении муниципальной услуги должно быть рассмотрено административным ответчиком с принятием решения о результате предоставления муниципальной услуги надлежащим должностным лицом, каковым согласно Административному регламенту является руководитель Управления, а не заместители начальника.

Кроме того, в соответствии с ч. 2.10.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является:

1) обращение, поступившее (в письменном виде) от заявителя, с просьбой об отказе в предоставлении муниципальной услуги;

2) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в случае представления данной схемы самим заявителем);

3) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

4) представленная заявителем схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации;

5) несоответствие схемы расположения земельного участка, представленной заявителем, утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

6) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;

7) изъятие из оборота, испрашиваемого земельного участка;

8) установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка;

9) резервирование испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

10) наличие на испрашиваемом земельном участке зданий, строений, сооружений, не принадлежащих заявителю.

Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Установленный перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является исчерпывающим.

Основания отказа в предоставлении муниципальной услуги, как «образование земельного участка в соответствии со схемой земельного участка, разработанной с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, на кадастровом плане территории приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам» лишь перечислены как основания отказа в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги, но ни как не мотивированы.

В уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги нет обоснования причин отказа в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги.

Только ссылка на п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, в котором говорится о том, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

А чем обоснован такой вывод, в уведомлении не указывается.

В этой связи, с учетом того, что оспариваемое решение административного ответчика не отвечает принципу обоснованности, исключает возможность проверки содержащихся в нем выводов, суд признает его не соответствующим требованиям закона.

Данный отказ ответчика нарушает исключительное право истца на реализацию прав как гражданина, являющегося правообладателем земельного участка.

С учетом изложенного на административного ответчика следует возложить обязанность рассмотреть заявление административного истца об утверждении схемы земельного участка, устранить нарушения при принятии решения о согласовании схемы земельного участка.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административный истец ФИО1 представил доказательства в подтверждение обстоятельств указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ.

Согласно представленной административным истцом членской книжки садовода «КОР» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят в члены садоводческого товарищества «КОР», с предоставлением ему земельного участка, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с/т «КОР», участок 152.

Уведомлением МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» -у/о от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги, лишив его возможности реализовать право собственности на указанный земельный участок.

Без предоставления данной муниципальной услуги административный истец лишен возможности реализовать свои права собственниками земельного участка.

Следовательно, отказ в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения данного земельного участка на кадастровой карте городского округа «город»

Суд отмечает, что установленный в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является исчерпывающим.

Изложенное означает, что в решении об отказе в предоставлении данной муниципальной услуги, а, следовательно, и в уведомлении об отказе в предоставлении данной муниципальной услуги основания отказа должно быть указаны строго с учетом являющегося исчерпывающим перечня оснований, установленных в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы.

Однако приведенные в уведомлении основания, не содержатся ни в перечне п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ни в административном регламенте., а, следовательно, не могут служить правовым препятствием для согласования схемы, поскольку в противном случае, заявитель лишается гарантированной ему законом возможности (п. 1 ст. 36 ЗК РФ) оформления своих вещных прав на земельный участок, относительно которого спор о праве отсутствует.

В оспоренном уведомлении не указано, какие из предусмотренных земельным законодательством, административным регламентом требований к схеме расположения земельного данного земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» не были соблюдены.

Поскольку судом установлено, что решение по обращению административного истца ФИО1 о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» надлежащим должностным лицом не принято, суд находит необходимым избрать способ восстановления нарушенного права путем возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца ФИО1 о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении его земельного участка с принятием решения надлежащим должностным лицом, каковым согласно административному регламенту является руководитель Управления.

При изложенных обстоятельствах уточненные в ходе судебного заседания исковые требования полежат удовлетворению.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.175,178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Отказ МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы» -у/о от ДД.ММ.ГГГГ года в предоставлении ФИО1 муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутрихозяйственным делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «КОР», участок 152, признать незаконным.

Обязать МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы» повторно рассмотреть заявлениеФИО1 о предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутрихозяйственным делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «КОР», участок 152, с принятием решения надлежащим должностным лицом, каковым согласно административному регламенту является руководитель МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд <адрес> в течение месяца со дня составления его в окончательной форме

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Адзиев М.М.