ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2055/17 от 21.06.2017 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-2055/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 21 июня 2017 года

Засвияжский районный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,

при секретаре Каримовой К.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Ульяновска к УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Хайбулловой В.Х. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

администрации города Ульяновска обратилась в суд с административным иском к УФССП России по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обосновании иска указала, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска на администрацию города Ульяновск возложена обязанность произвести ремонт <адрес>, а именно в жилой комнате площадью 12,47 кв.м. – установить оконные блоки с балконной дверью, заменить дверной блок, выполнить ремонт пола, выполнить ремонт потолка, выполнить ремонт стен, установить радиатор отопления, выполнить монтаж сети электроснабжения, установить электрические выключатели и розетки, на кухне – заменить дверной блок, установить оконный блок, выполнить ремонт пола, выполнить ремонт потолка, выполнить ремонт стен, установить радиатор отопления, установить мойку, установить газовый водонагреватель, установить газовую плиту для приготовления пищи, выполнить монтаж сети электроснабжения, установить электрические выключатели и розетки, в санузле - заменить дверной блок, установить оконный блок, выполнить ремонт пола, выполнить ремонт потолка, выполнить ремонт стен, установить полотенцесушитель, установить раковину, установить ванную, установить унитаз со смывным бачком, выполнить монтаж сети электроснабжения, установить электрические выключатели и розетки; в коридоре- выполнить ремонт межкомнатных перегородок между коридором и жилой комнатой 12,47 кв.м., выполнить ремонт перегородки между коридором и санузлом, выполнить ремонт стен, выполнить ремонт потолка, выполнить ремонт пола, выполнить монтаж сети электроснабжения. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Хайбулловой В.Х. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству -ИП С данным постановлением не согласны, считают его не законным и необоснованным, нарушающим имущественные права администрации. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между УЖКХ администрация города Ульяновска и ООО «ТЭК» заключен муниципальный контракт , по которому подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда в городе Ульяновске согласно адресному перечню, включая вышеуказанную квартиру в объеме, установленном в локальном сметном расчете, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Срок выполнения работ определен до ДД.ММ.ГГГГ Считает, что администрация города Ульяновска не отстраняется от выполнения решения суда. Просит освободить администрацию города Ульяновска от уплаты исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Хайбуллова В.Х.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Хайбуллова В.Х. в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст.2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 1 ст.12 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с последующими изменениями) предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно п.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.п.1-3, 6 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (п. 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (п. 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (п. 3). Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (п. 6).

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30.11.2016 г. на администрацию города Ульяновск возложена обязанность произвести ремонт жилого помещения <адрес>, а именно в жилой комнате площадью 12,47 кв.м. – установить оконные блоки с балконной дверью, заменить дверной блок, выполнить ремонт пола, выполнить ремонт потолка, выполнить ремонт стен, установить радиатор отопления, выполнить монтаж сети электроснабжения, установить электрические выключатели и розетки, на кухне – заменить дверной блок, установить оконный блок, выполнить ремонт пола, выполнить ремонт потолка, выполнить ремонт стен, установить радиатор отопления, установить мойку, установить газовый водонагреватель, установить газовую плиту для приготовления пищи, выполнить монтаж сети электроснабжения, установить электрические выключатели и розетки, в санузле - заменить дверной блок, установить оконный блок, выполнить ремонт пола, выполнить ремонт потолка, выполнить ремонт стен, установить полотенцесушитель, установить раковину, установить ванную, установить унитаз со смывным бачком, выполнить монтаж сети электроснабжения, установить электрические выключатели и розетки; в коридоре- выполнить ремонт межкомнатных перегородок между коридором и жилой комнатой 12,47 кв.м., выполнить ремонт перегородки между коридором и санузлом, выполнить ремонт стен, выполнить ремонт потолка, выполнить ремонт пола, выполнить монтаж сети электроснабжения. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

На основании исполнительного листа ФС по вышеуказанному решению суда в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника – административного истца.

Из п.п. 2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

26.04.2017 г. составлен акт о совершении исполнительских действий о том, что решение суда не исполнено.

В связи с неисполнением указанного постановления 26.04.2017 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ г. между Управлением ЖКХ администрации города Ульяновск (заказчик) и ООО «ТЭК» (подрядчик) заключен муниципальный контракт по условиям которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда в городе Ульяновске согласно адресному перечню (приложение № 1 к настоящему контракту) в объеме, установленном в локальном сметном расчёте (приложение № 2 к настоящему контракту), а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Срок выполнения работ определен до 01.08.2017 г.

Согласно Приложения № 1 вышеуказанному контракту в адресный перечень муниципального жилищного фонда включена квартира по адресу: <адрес>.

В Приложении № 3 к контракту от ДД.ММ.ГГГГ указан срок капитального ремонта вышеуказанной квартиры – ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив представленные доказательства, суд считает требование администрации города Ульяновска об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Администрация муниципального образования «город Ульяновск» (сокращенное наименование - администрация города), местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава МО «город Ульяновск»).

В силу ст. 30 Устава МО «город Ульяновск» принятие Устава города Ульяновска и внесение в него изменений и дополнений, утверждение (отклонение) местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и отчета о его исполнении, утверждение изменений (дополнений) в местный бюджет относятся к исключительной компетенции Городской Думы.

Как усматривается из материалов дела, администрацией города Ульяновска представлены доказательства того, что должником по исполнительному производству предпринимались меры к своевременному исполнению решения суда.

Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Как усматривается из материалов дела, должником по исполнительному производству предпринимались меры к своевременному исполнению решения суда, в частности, составлен локально-сметный расчет на производство ремонтных работы отношении <адрес>.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отсутствовала у административного истца реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника администрации города Ульяновска отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Освободить администрации города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 26.04.2017 г.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Иванова С.Ю.