ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2055/20 от 01.12.2020 Грязинского городского суда (Липецкая область)

Дело № 2а-2055/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Шегида Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Гомзовой Н.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,

с участием представителя административного ответчика администрации Грязинского муниципального района Липецкой области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, указав, что она на основании договора купли-продажи приобрела право собственности на объект незавершенного капитального строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в Росреестре. Для строительства здания автомойки по данному адресу администрация Грязинского муниципального района выдала ей разрешение на строительство от 05.03.2019 № 48-42606424-20-2019 сроком действия до 19.09.2019 г. В последствии выдано разрешение на строительство от 17.12.2019 г. № 48-42606424-64-219, действующее по 04.03.2021 г. 08.10.2020 г. в связи с окончанием строительства, она обратилась к ответчику за выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта с приложением необходимых документов. 13.10.202 г. ответчик выдал отказ в предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, сославшись на отсутствие документов, а именно: акта, подтверждающего соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации; акта, подтверждающего соответствие построенного объекта техническим условиям на подключение к сетям водоотведения. С данным отказом административный истец не согласна и считает его незаконным, так как акт, подтверждающий соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, прилагался к заявлению, что следует из перечня приложений, а обязанности предоставлять акт, подтверждающий соответствие построенного объекта техническим условиям на подключение к сетям водоотведения, нет, так как автомойка не подключена к сетям водоотведения, потому что данные сети в указанном районе отсутствуют. На автомойке производится очистка воды септиком и откачка из накопительных емкостей, дальнейшая утилизация. Документы на установку септика предоставлялись административному ответчику. Таким образом, отсутствуют законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. Ответчик, затягивая процесс ввода объекта в эксплуатацию и отказывая в нем, нарушает права истца на регистрацию права собственности на здание и сдачу в аренду имущества (помещений), чем причиняет убытки в виде упущенной выгоды. Просит признать отказ № 18 от 12.10.2020 г. в предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении указанного объекта капитального строительства незаконным, обязать административного ответчика восстановить нарушенные права административного истца, а в случае отказа ответчика выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, взыскать судебные расходы в сумме 100 000 руб.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Грязинского муниципального района Липецкой области ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что административным истцом в администрацию вместе СС заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не были представлены документы, указанные в нем в качестве приложения. Кроме того, ранее, в 2018 г. административному истцу отказывалось во вводе объекта в эксплуатацию ввиду несоответствия спорного объекта проектной документации, а административный истец приступил к эксплуатации объекта без получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В силу п. 20 ч. 1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно п. 19 ч. 7 ст. 35 Устава Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (Принят Советом депутатов Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации решение от 29 мая 2014 г. N 74) администрация района осуществляет полномочия сельских поселений, входящих в состав Грязинского муниципального района, по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях сельских поселений.

Таким образом, полномочия по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях сельских поселений, входящих в состав Грязинского муниципального района, относится к компетенции администрации Грязинского муниципального района Липецкой области.

Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

На основании ч.ч. 2, 3 той же статьи для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в … орган местного самоуправления…, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство…;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса)…;

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 5 ст. 55 ГрК РФ).

В силу ч. 6 ст. 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

Судом установлено, что ФИО1 на основании договора аренды земельного участка от 22.08.2018 г., заключенного между ней и администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области, предоставлен на праве аренды на срок с 22.08.2018 г. по 21.08.2021 г. земельный участок из земель населенных пунктов площадью 800 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для строительства автомойки.

Постановлением администрации сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района <адрес> от 10.09.2018 г. № 142 земельному участку присвоен адрес: <адрес>

Право аренды земельного участка зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

05.03.2019 г. администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области ФИО1 было выдано разрешение на строительство от 05.03.2019 г. № 48-42606424-20-2919 автомойки по адресу: <адрес> сроком действия до 19.09.2019 г. (л.д. 5-6).

В границах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> возведен объект незавершенного строительсва, право на который в состоянии готовности 11% было зарегистрировано в ЕГРН за ФИО1 на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Разрешением на строительство от 17.12.2019 г. № 48-42606424-64-2919 срок строительства автомойки по указанному адресу продлен до 04.03.2021 г.

Строительство спорного объекта окончено, что подтверждено техническим паспортом здания по состоянию на 04.09.2020 г., иными доказательствами по делу и не оспаривается ответчиком.

08.10.2020 г. в адрес административного ответчика поступило заявление ФИО1 о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении спорного объекта строительства. В заявлении указано, что к нему прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капительного строительства техническим условиям; акт, подтверждающий соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации; схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка; технический план объекта капитального строительства.

Решением № 18 от 12.10.2020 г. ФИО1 отказано в предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В качестве причины отказа указано отсутствие документов, указанных в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, а именно: акта, подтверждающего соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации; акта, подтверждающего соответствие построенного объекта техническим условиям на подключение к сетям водоотведения.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что акт, подтверждающий соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, к заявлению ФИО1 о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не прилагался.

Данный довод опровергается текстом заявления ФИО1 о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с входящим штампом администрации Грязинского муниципального района Липецкой области от 08.10.2020 г. В перечне приложения акт, подтверждающий соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, значится пятым из прилагаемых документов.

В подтверждение своих доводов о неполучении данного акта административный ответчик, в нарушение ч. 1 ст. 62 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, суду не представлено. Представитель административного ответчика пояснила, что акт об отсутствии прилагаемых к заявлению документов не составлялся.

Исходя из этого, поскольку административным ответчиком не доказано иное, суд признает установленным, тот факт, что администрацией Грязинского муниципального района вместе с заявлением ФИО1 от 08.10.2020 г. о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию были получены документы, указанные в качестве приложения к нему, в том числе акт, подтверждающий соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, значится пятым из прилагаемых документов.

При таких обстоятельствах суд признает незаконным отказ в предоставлении разрешения на строительство по причине отсутствия акта, подтверждающего соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, значится пятым из прилагаемых документов.

Ссылаясь на отсутствие акта, подтверждающего соответствие построенного объекта техническим условиям на подключение к сетям водоотведения, представитель административного ответчика пояснила, что под данным актом понимается документ, подтверждающий подключение к централизованной системе водоотведения ООО «Водоканал».

Из п. 7 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ следует, что документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения предоставляются лишь при их наличии.

Сторона административного истца утверждает, что в районе расположение спорной автомойки отсутствуют централизованные сети водоотведения.

Административный ответчик, заявляя о наличии таких сетей, доказательств тому, в нарушение ч. 1 ст. 62 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, не представил.

Кроме того, с заявлением ФИО1 от 08.10.2020 г. о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию была представлена схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка; технический план объекта капитального строительства. В этой схеме отображено, что водоотведение на спорной автомойке организовано путем размещения и подключения в пределах границ земельного участка, на котором она возведена, фильтрующего колодца, накопительного колодца и септика.

Ввиду этого подключение к централизованным сетям водоотведения не требуется, а потому отказ в предоставлении разрешения на строительство по причине отсутствия акта, подтверждающего соответствие построенного объекта техническим условиям на подключение к сетям водоотведения, также является незаконным.

Иных оснований для отказа в предоставлении ФИО1 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию сорной автомойки в решении № 18 от 12.10.2020 г. не содержится.

Таким образом, оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходим к выводу, что отказ администрации Грязинского муниципального района в предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является незаконным и подлежит отмене, а потому административный иск подлежит удовлетворению.

Поскольку суду не представлено доказательств несения административным истцом судебных расходов в сумме 100 000 руб., то суд не рассматривает по существу вопрос о взыскании данных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 291-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить отказ администрации Грязинского муниципального района Липецкой области № 18 от 12.10.2020 г. в предоставлении ФИО1 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении объекта капитального строительства - автомойки по адресу: <адрес>

Обязать администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области рассмотреть заявление ФИО1 от 08.10.2020 г. о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении объекта капитального строительства - автомойки по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд Липецкой области в течение одного месяца со дня принятия.

Судья Е.А. Шегида

Мотивированное решение

изготовлено 01.12.2020 г.