ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2055/202011АВГУ от 11.08.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-2055/2020 11 августа 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Сафонова Р. С.

при секретаре Поковба А. В.,

с участием административного ответчика Г.С.ЮА.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» к старшему следователю следственного отдела по Ломоносовскому округу города Архангельска Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным представления об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступления, нарушений федерального законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

установил:

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» обратилась в суд с административным исковым заявлением к старшему следователю следственного отдела по Ломоносовскому округу города Архангельска Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Г.С.ЮВ., Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – СУ СКР по АО и НАО) о признании незаконным представления <№> об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступления, нарушений федерального законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В обоснование требования указано, что 17 февраля 2020 года в адрес комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» поступило представление старшего следователя следственного отдела по Ломоносовскому округу города Архангельска СУ СКР по АО и НАО Г.С.ЮА. Как следует из представления, 13 марта 2019 года несовершеннолетний ... преступление, ответственность за которое предусмотрена пунктом «г» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. В представлении старший следователь указывает, что 3 февраля 2016 года ... был необоснованно снят с учёта в отделе по делам несовершеннолетних УМВД России по Ненецкому автономному округу. Между тем, 29 марта 2017 года Нарьян-Марским городским судом Ненецкого автономного округа в отношении ... рассмотрено уголовное дело, которое было прекращено на основании статьи 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи с примирением сторон. Кроме того, в 2017 году были рассмотрены материалы о совершении ... административного правонарушения. После совершения преступления и административного правонарушения ... не был повторно поставлен на учёт ни в отделе по делам несовершеннолетних УМВД России по Ненецкому автономному округу, ни в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». По мнению старшего следователя, преступление, совершённое в 2019 году, является следствием ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», так как ... не состоял на учёте и с ним не проводилась профилактическая работа. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» считает, что представление является незаконным, поскольку в период с 3 сентября 2018 года по 24 июня 2019 года несовершеннолетний ... фактически обучался и проживал в г.Архангельске. Так как на момент совершения преступления, указанного в представлении, ... проживал за пределами муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не могла и не должна была координировать проведение каких-либо профилактических мероприятий в отношении ... В 2017 году уголовное дело прекращено в связи с примирением с потерпевшим, а потому ... не относился к числу лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. 20 апреля 2017 года постановление Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 29 марта 2017 года было рассмотрено на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», копия этого постановления направлена для проведения индивидуальной профилактической работы в среднюю школу, где обучался несовершеннолетний. Таким образом, с 2017 года и на момент совершения несовершеннолетним ... преступления на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не была возложена обязанность по координации деятельности субъектов системы профилактики в целях проведения профилактических мероприятий в отношении ..., так как он проживал за пределами муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

В судебном заседании представитель административного истца, представитель административного ответчика СУ СКР по АО и НАО участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Административный ответчик старший следователь следственного отдела по Ломоносовскому округу города Архангельска СУ СКР по АО и НАО Г.С.ЮГ. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать. Пояснил суду, что ... проживал на территории города .... В 2017 году комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» рассматривала административные материалы о совершении ... административных правонарушений. Однако после рассмотрения таких материалов на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ... не был поставлен.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Заслушав объяснения административного ответчика Г.С.ЮА., исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 17 февраля 2020 года административным истцом получено представление старшего следователя следственного отдела по Ломоносовскому округу города Архангельска СУ СКР по АО и НАО Г.С.ЮА. об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступления, нарушений федерального законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В представлении содержится требование принять меры к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений в дальнейшем и нарушению требований Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», для чего организовать координацию органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как того требует указанный Федеральный закон, надлежащим образом, проводить в каждом случае с несовершеннолетними, совершающим преступления, весь комплекс мероприятий, регламентированных указанным Федеральным законом. Также в представлении следователя содержится требование провести служебную проверку и при наличии оснований решить вопрос о привлечении должностных лиц, ответственных за данное направление работы, к дисциплинарной ответственности, рассмотреть указанное представление на оперативном совещании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» с участием следователя, о результатах рассмотрения данного представления сообщить в следственный отдел по Ломоносовскому округу города Архангельска СУ СКР по АО и НАО в месячный срок.

26 февраля 2020 года на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» рассмотрено указанное представление старшего следователя следственного отдела по Ломоносовскому округу города Архангельска СУ СКР по АО и НАО Г.С.ЮА.

Считая данное представление незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

В силу части второй статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дознаватель, руководитель следственного органа, следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.

Таким образом, закон устанавливает право следователя внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, или других нарушений закона. При этом представление следователя о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, вынесенное в соответствии с частью второй статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, хотя и является процессуальным решением, однако напрямую не связано с осуществлением следователем уголовного преследования по конкретному уголовному делу.

Как следует из обжалуемого представления, оно вынесено старшим следователем следственного отдела по Ломоносовскому округу города Архангельска СУ СКР по АО и НАО Г.С.ЮД. в ходе досудебного производства по уголовному делу по обвинению ..., <Дата> года рождения, в совершении преступления, предусмотренного пунктом «г» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Поводом для вынесения представления послужили то, что ..., будучи несовершеннолетним, состоял на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних УМВД России по Ненецкому автономному округу, 3 февраля 2016 года он необоснованно снят с учёта. Между тем, 29 марта 2017 года Нарьян-Марским городским судом Ненецкого автономного округа в отношении ... рассмотрено уголовное дело о совершении преступления, предусмотренного пунктами «а», «б», «в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое прекращено в связи с примирением сторон. Кроме того, в 2017 году на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» рассматривались административные материалы в отношении ..., ему назначались административные наказания. Однако ни после совершения преступления, ни после рассмотрения административных материалов и назначения административных наказаний ... не был поставлен на учёт ни в подразделении по делам несовершеннолетних УМВД России по Ненецкому автономному округу, ни в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». В результате чего профилактическая работа в отношении ... ни одним из органов профилактики не проводилась.

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон №120-ФЗ), профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Индивидуальная профилактическая работа – это деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции) (пункт 1 статьи 4 Закона №120-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона №120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

На территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 28 марта 2006 года №692-ОЗ «Об осуществлении в Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий в сфере деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» свою работу осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Деятельность данной комиссии регламентирована Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», утверждённым постановлением Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 12 октября 2018 года <№>.

В соответствии с названным положением одной из задач комиссии является предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. К полномочиям комиссии относится координация профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних.

По делу судом установлено, что 11 сентября 2017 года несовершеннолетний ... совершил административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 12.1, частью 1 статьи 12.3, частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное подтверждается представленными в материалы дела постановлениями о назначении административного наказания от 25 октября 2017 года, которые вынесены комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Поскольку несовершеннолетний ... совершил правонарушения, повлекшие применение мер административной ответственности, в отношении него на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 5 Закона №120-ФЗ органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна была проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Местом регистрации ... по месту жительства как на момент совершения правонарушений, так и на момент рассмотрения административных материалов являлся ..., о чём указано в постановлениях о назначении административного наказания от 25 октября 2017 года.

Несмотря на указанные обстоятельства, никакой индивидуальной профилактической работы ни одним из органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с К. не проводилось.

3 февраля 2016 года ... снят с учёта в отделе по делам несовершеннолетних УМВД России по Ненецкому автономному округу. В январе 2017 года он прекратил обучение в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении <***>, после этого школа работу с ним также прекратила. В дальнейшем после рассмотрения административных материалов в отношении ... на учёт он не был поставлен ни в отделе по делам несовершеннолетних УМВД России по Ненецкому автономному округу, ни в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении административным истцом координирующих функций по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому.

Доводы административного истца о том, что в 2017 году уголовное дело в отношении ... прекращено в связи с примирением с потерпевшим, а потому ... не относился к числу лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, судом во внимание не принимается, так как такая работа должна была проводиться с ... ввиду факта совершения им административных правонарушений, повлекшего применение к нему мер административной ответственности.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленного требования о признании незаконным оспариваемого представления <№> необходимо одновременно наличие двух условий: не соответствие оспариваемого представления нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Указанной совокупности условий, влекущей удовлетворение заявленных административных исковых требований, по настоящему делу не установлено.

Кроме того, судом также учитывается факт пропуска административным истцом срока на обращение в суд с требованием о признании незаконным представления.

На основании положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом, оспариваемое представление получено административным истцом 17 февраля 2020 года.

В Ломоносовский районный суд города Архангельска административный иск направлен 16 июня 2020 года, то есть с пропуском трёхмесячного срока на обращение в суд.

Каких-либо уважительных причин для восстановления пропущенного срока судом не установлено, а административный истец на наличие таких причин не ссылался.

В случае установления факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (часть 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Учитывая изложенное, в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным представления <№> об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступления, нарушений федерального законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, статьёй 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» к старшему следователю следственного отдела по Ломоносовскому округу города Архангельска Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным представления об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступления, нарушений федерального законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Р. С. Сафонов