37RS0010-01-2021-002971-93
Резолютивная часть решения оглашена 01 сентября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2021 года
Дело № 2а-2057/2021 01 сентября 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Пластовой Т.В.
при секретаре судебного заседания Гарине С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново административное дело по административному иску Ивановского городского комитета по управлению имуществом к Ивановской областной прокуратуре, прокуратуре Ленинского района г. Иваново о признании незаконным представления прокуратуры,
У с т а н о в и л :
Ивановский городской комитет по управлению имуществом (далее Комитет, КУГИ) обратился в суд с административным иском к Ивановской областной прокуратуре, прокуратуре Ленинского района г. Иваново (далее прокуратура) о признании незаконным представления прокуратуры.
Административный иск мотивирован тем, что по результатам проведенной проверки 28.05.2021 в адрес Комитета поступило представление прокуратуры Ленинского района г. Иваново об устранении нарушений об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, причин и условий им способствующих от 19.04.2021 № 549ж-2021, которым предлагалось рассмотреть представление с обязательным участием представителей прокуратуры в срок, установленный законом, рассмотреть вопрос о привлечении лиц, допустивших нарушения законодательства, к ответственности, уведомить прокурора района о принятых мерах в течение месяца в письменной форме.
Согласно выводу прокуратуры Ленинского района г. Иваново, изложенному в указанном представлении, ответ Комитета на запрос депутата Ивановской городской Думы ФИО19. с отказом в возможности ознакомления с двумя отчетами по определению рыночной стоимости акций АО «Ивгорэлектросеть» и двух экспертных заключений со снятием копий с них свидетельствует о необеспечении Комитетом доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Данный вывод прокуратура основывает на закрепленных федеральным законодательством праве гражданина знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, и обязанности органов местного самоуправления обеспечивать доступ к информации об их деятельности. По мнению прокуратуры, оснований для отказа в предоставлении депутату Ивановской городской Думы ФИО18. возможности ознакомиться с материалами оценки не имелось.
Комитет с данной позицией прокуратуры не согласен по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Данным положениям Конституции РФ корреспондирует норма п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которой информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Таким образом, законодательство определяет рамки содержания информации, предоставление которой обязательно, в целях недопущения злоупотребления гражданином предоставленным ему правом.
Из запроса депутата Ивановской городской Думы ФИО16 следует, что он имеет желание ознакомиться с материалами оценки АО «Ивгорэлектросеть», при этом он не указывает какие права и свободы непосредственно затрагивают данные документы. Заявку на приватизацию отчуждаемых акций ФИО16 не подавал, участником аукциона признан не был, информация о деятельности органа местного самоуправления о предоставлении которой он поставил вопрос, непосредственно его права и свободы не затрагивает.
Согласно постановлению Администрации города Иванова от 16.12.2016 №2340 «О комиссии по приватизации муниципального имущества города Иванова» ФИО16 не является членом комиссии по приватизации муниципального имущества.
Отношения, связанные с информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества, регулируются Федеральным законом № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Согласно статье 15 вышеназванного Закона № 178-ФЗ под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети «Интернет» прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.
Требования законодательства о приватизации по информационному обеспечению приватизации акций АО «Ивгорэлектросеть» выполнены Комитетом в полном объеме, необходимая информация, в том числе о начальной цене акций АО «Ивгорэлектросеть» находится в публичном доступе.
Информация размещена на следующих сайтах в сети Интернет: www.torgi.gov.ru (в разделе «Торги»), официальном сайте Российской Федерации, определенном постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909, www.ivgoradm.ru (в разделе «Наш город»/ «Муниципальное имущество»/ «Приватизация муниципального имущества»/ «Торги по продаже и аренде муниципального имущества и прав на земельные участки») и у оператора электронной площадки - АО «Электронные торговые системы» (https://www.etp- torgi.ru) (123112, <...>).
Поскольку экспертные заключения по результатам оказанных услуг в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включаются в реестр контрактов, они также доступны в публичном доступе.
Экспертное заключение № 593/2020 от 08.09.2020 (на отчет № Б-120620 от 29.06.2020) доступно по ссылке: https://<адрес>
Экспертное заключение № 95МК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ (на отчет № И-201215/1 от ДД.ММ.ГГГГ) доступно по ссылке: https<адрес><адрес>.
Вышеизложенное свидетельствует, по мнению Комитета, об отсутствии правовых оснований для возложения прокуратурой на Комитет обязанности представить депутату Ивановской городской Думы ФИО16 для ознакомления двух отчетов по определению рыночной стоимости акций АО «Ивгорэлектросеть» и двух экспертных заключений с возможностью снятия копий с них; об исполнении Комитетом в полном объеме обязанности по информационному обеспечению приватизации акций АО «Ивгорэлектросеть».
На основании изложенного, просит суд: признать незаконным представление прокуратуры Ленинского района г. Иваново об устранении нарушений об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, причин и условий им способствующих от 19.04.2021 № 549ж- 2021.
В судебном заседании представители Комитета по доверенностям ФИО1 и ФИО3 поддержали заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в административном иске и дополнительных пояснениях к нему.
Ответчики представители Ивановской областной прокуратуры Хохлова А.П., прокуратуры Ленинского района г. Иваново ФИО4 с административным иском не согласились, указав в письменном отзыве, что 26.02.2020 Ивановской городской Думой принято решение № 861 об осуществлении приватизации находящихся в муниципальной собственности города Иванова акций АО «Ивгорэлектросеть», составляющих 100 % уставного капитала, на аукционе.
В целях реализации указанного решения Ивановским городским комитетом по управлению имуществом 15.12.2020 по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт № 636 на оказание услуг по определению рыночной стоимости акций АО «Ивгорэлектросеть», составляющих 100% уставного капитала в соответствии с техническим заданием, определившим требования к порядку проведения оценки. Результатом исполнения указанного контракта стал отчет об оценке № И-201215/1 от 01.02.2021, получивший положительное экспертное заключение № 95МК/2021 от 17.02.2021.
В данном случае оценка проведена в связи с осуществлением Администрацией г. Иваново своих публичных полномочий по распоряжению муниципальным имуществом.
Установлено, что 17.02.2021 на заседании комитета по городскому хозяйству Ивановской городской Думы в ходе рассмотрения вопроса об исполнении решения Ивановской городской Думы от 26.02.2020 № 861 «О продаже акций акционерного общества «Ивгорэлетросеть» председателем Ивановского городского комитета по управлению имуществом ФИО20 озвучено, что для ознакомления с материалами оценки будет выделено место на 11-м этаже в здании Администрации г. Иваново.
В этот же день, 17.02.2021, депутатом Ивановской городской Думы ФИО16 направлен запрос в Ивановский городской комитет по управлению имуществом на предоставление возможности ознакомиться с материалами оценок стоимости акций АО «Ивгорэлектросеть», на который ДД.ММ.ГГГГ дан ответ об отказе в ознакомлении с материалами оценки со ссылкой на отсутствие правовых оснований.
Данное решение противоречит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В связи с чем, в адрес Комитета было вынесено обжалуемое представление. Считали, что обжалуемое представление является законным и обоснованным, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
К участию в деле была привлечена Ивановская городская дума, представитель которой по доверенности ФИО5 пояснила, что 26.02.2020 Ивановской городской Думой принято решение № 861 об осуществлении приватизации находящихся в муниципальной собственности города Иванова акций АО «Ивгорэлектросеть», составляющих 100 % уставного капитала, на аукционе. В Ивановской городской Думе созданы пять комитетов: по городскому хозяйству, по экономической политике, по социальной политике, по бюджету, по общественной безопасности. Депутат ФИО16 является членом всех этих комитетов. Депутат Думы может обратиться с депутатским запросом по вопросам, отнесенным к компетенции Думы, в том числе и в органы местного самоуправления. На заседании комитета по городскому хозяйству рассматривался вопрос, связанный с приватизацией АО «Ивгорэлектросеть». Депутаты Думы не давали ФИО16 поручений по ознакомлению с отчетами по оценке АО «Ивгорэлектросеть».
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен депутат Ивановской городской Думы ФИО16, который пояснил в судебном заседании, что Комитетом нарушены его права на ознакомление с отчетами по оценке АО «Ивгорэлектросеть». АО «Ивгорэлектросеть» являлось муниципальным предприятием и его приватизация, продажа акций затрагивают права не только ФИО16, как депутата, но и всех жителей г. Иваново. Денежные средства от продажи акций АО «Ивгорэлектросеть» поступят в бюджет г. Иваново, который утверждает Ивановская городская Дума, депутатом которой и является ФИО16 В связи с чем, определение стоимости АО «Ивгорэлектросеть», оформленное двумя отчетами не может не затрагивать прав ФИО16, как депутата и как жителя г. Иваново. ФИО16 является членом всех ФИО2 Думы, единственным депутатом от партии «Справедливая Россия». На заседании комитета по городскому хозяйству 17 февраля 2021 года руководитель Комитета ФИО21. сказала о возможности ознакомления с отчетами по оценке АО «Ивгорэлектросеть» на 11 этаже здания Администрации г. Иваново, но при обращении с просьбой ознакомить ФИО16 с отчетами, ответила ему отказом, который он считает незаконным, в связи с чем он и обратился в Ивановскую областную прокуратуру. Представление об устранении нарушения прав ФИО16 было вынесено прокуратурой Ленинского района г. Иваново. Поскольку отчеты по оценке стоимости АО «Ивгорэлектросеть» содержали разную информацию об оценке стоимости предприятия: первый отчет определял стоимость предприятия порядка 500 млн.руб., второй отчет – 1300 млн.руб., то ФИО16 и захотел ознакомиться с данными отчетами с возможной целью их дальнейшего оспаривания. Как депутат Думы ФИО16 может выступить на Думе и вынести вопрос на обсуждение, а поскольку отчетов по оценке ему представлено не было, он не смог подготовить мотивированное мнение и выступить с ним. Кроме того, вопрос о продаже акций АО «Ивгорэлектросеть» и их стоимости задавался ему его избирателями. Считал представление прокуратуры законным и обоснованным.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Обязанность доказывания законности нормативных правовых актов или решений возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений; по таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов или решений, но обязан: подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом или решением нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований (часть 2).
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) органа государственной власти являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением) (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). При этом пунктом 2 части 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд. В силу п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа…
Согласно ст. 31 Устава города Иванова в исключительной компетенции Ивановской городской Думы находятся: … 2) утверждение бюджета города Иванова и годового отчета о его исполнении; … 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Иванова; … контроль за исполнением органами местного самоуправления города Иванова и должностными лицами местного самоуправления города Иванова полномочий по решению вопросов местного значения города Иванова;…
Постановлением Избирательной комиссии г. Иванова от 15.09.2020 N 68/285-6 "Об определении общих результатов выборов депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва" в Ивановскую городскую Думу седьмого созыва избрано 30 депутатов, в том числе и депутат ФИО16
Решением Ивановской городской Думы от 01.10.2020 N 4 "О комитетах Ивановской городской Думы седьмого созыва" в Ивановской городской Думе образованы следующие комитеты: - комитет по бюджету и налогам; - комитет по законности, общественной безопасности и вопросам местного самоуправления; - комитет по социальной политике; - комитет по экономической политике; - комитет по городскому хозяйству. Решением Ивановской городской Думы от 01.10.2020 N 5 в состав всех комитетов включен депутат ФИО16
В силу ст. 57 Устава города Иванова Ивановская городская Дума в соответствии с действующим законодательством устанавливает порядок и условия приватизации имущества, находящегося в собственности города Иванова, принимает решения о приватизации объектов муниципальной собственности на территории города Иванова.
Порядок и условия приватизации установлены Решением Ивановской городской Думы от 02.11.2016 N 275 (ред. от 28.06.2017) "О порядке и условиях приватизации муниципального имущества города Иванова".
26 февраля 2020 года Ивановской городской Думой принято решение № 861 об осуществлении приватизации находящихся в муниципальной собственности города Иванова акций АО «Ивгорэлектросеть», составляющих 100 % уставного капитала, на аукционе.
Решением Ивановской городской Думы от 26.04.2006 N 132 (ред. от 21.02.2018) утверждено «Положение об Ивановском городском комитете по управлению имуществом», в соответствии с которым Комитет является функциональным органом Администрации города Иванова, входящим в ее структуру, и обеспечивает исполнение полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации и Ивановской области, Уставом города Иванова к ведению Администрации города Иванова и закрепленных за Комитетом настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами города Иванова. При этом, Комитет участвует в управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности.
Объектом управления Комитета является муниципальное имущество города Иванова.
Целью управления муниципальным имуществом является эффективное использование городского имущества, направленное на обеспечение функционирования городского хозяйства, в том числе получение доходов в бюджет города Иванова от использования имущества
Функцией Комитета является осуществление контроля за поступлением средств от приватизации, продажи, сдачи муниципального имущества, нежилых помещений и земельных участков в аренду, иных видов сделок с объектами муниципальной собственности.
С целью обеспечения исполнения Администрацией города Иванова функций по приватизации объектов муниципальной собственности Комитет: … 2.8.2. Организует реализацию программы приватизации объектов муниципальной собственности. 2.8.3. Осуществляет подготовку проектов решений о приватизации, условиях приватизации, принимаемых органами местного самоуправления города Иванова, и обеспечивает реализацию принятых решений. 2.8.4. Выполняет функции продавца муниципального имущества в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, в случаях, предусмотренных муниципальными правовыми актами города Иванова. 2.8.5. Осуществляет контроль за исполнением особых условий договоров купли-продажи приватизированных объектов. 2.8.6. Осуществляет контроль за поступлением в бюджет города Иванова средств от приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности города Иванова.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" цена приватизируемого государственного имущества устанавливается на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Статьей 8 Федерального закона 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в том числе в целях их приватизации.
В соответствии со статьей 6 Закона N 135-ФЗ субъекты РФ имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки. При этом, результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, цена объекта может быть определена исключительно на основании отчета о рыночной стоимости объекта.
При этом, сведения, содержащиеся в отчете могут быть оспорены (ст. 13 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В целях реализации решения Ивановской городской Думы о приватизации акций АО «Ивгорэлектросеть», Комитетом по результатам проведенных в порядке, определенном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», электронных аукционов заключены муниципальные контракты № 151 № 636 на оказание услуг по определению рыночной стоимости акций акционерного общества «Ивгорэлектросеть», составляющих 100% установлено капитала в соответствии с техническим заданием, определившим требования к порядку проведения оценки.
Результатом исполнения муниципального контракта № 151 стал отчет № Б-120620 от 29 июня 2020 года об оценке стоимости 1083710 именных обыкновенных бездокументарных акций АО «Ивгорэлектросеть» номинальной стоимостью одной акции 1000,0 руб., собственник муниципальное образование городской округ Иваново, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО10
На данный отчет было получено экспертное заключение № 593/2020, изготовленное Ассоциацией «Русское общество оценщиков», в соответствии с которым выводы о величине рыночной стоимости объекта оценки АО «Ивгорэлектросеть» нельзя признать обоснованными.
В связи с чем, Комитетом вновь был заключен муниципальный контракт № 636 на оказание услуг по оценке, результатом исполнения которого стал отчет об оценке № И-201215/1 от 01 февраля 2021 года пакета именных обыкновенных бездокументарных акций АО «Ивгорэлектросеть», выполненный оценщиками: ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 и утвержденный генеральным директором ООО «Профессиональный центр оценки и экспертиз», получивший положительное экспертное заключение № 95МК/2021 от 17.02.2021 Ассоциации «<данные изъяты>».
В основу определения стоимости акций АО «Ивгорэлектросеть» был положен вышеуказанный отчет № И-201215 от 01 февраля 2021 года.
Информация о муниципальных контрактах, заключений на отчеты оценки АО «Ивгорэлектросеть» (593/2020, 95МК/2021) находятся в отрытом доступе, что участниками процесса не оспаривалось.
Отчеты по оценке стоимости акций АО «Ивгорэлектросеть» № Б-120620 от 29 июня 2020 года и № И-201215/1 от 01 февраля 2021 года, в открытом доступе не находятся, имеются в распоряжении Комитета.
Из смысла статьи 8.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об оценке не подлежат разглашению только в случае отнесения их к государственной тайне.
Из материалов дела следует, что 17 февраля 2021 года на заседании комитета по городскому хозяйству Ивановской городской Думы, на котором присутствовала руководитель Комитета ФИО22 было предложено рассмотреть дополнительный вопрос «О ходе исполнения решения Ивановской городской Думы от 26.02.2020 № 861 «О продаже акций АО «Ивгорэлектросеть» (протокол № 1).
Согласно протоколу № 1 при ответе на задаваемые вопросы указывалось, что основными видами деятельности АО «Ивгорэлектросеть» является: оказание услуг по передаче электроэнергии, оказание услуг по технологическому присоединению к сетям электроснабжения. Руководитель Комитета ФИО23. на вопрос депутата ФИО16 о возможности ознакомления с материалами оценки и материалами заключений о стоимости АО «Ивгорэлектросеть», пояснила, что для ФИО16 будет выделено место для ознакомления с данными материалами на 11 этаже в здании Администрации г. Иваново.
Ивановская городская Дума, депутат Ивановской городской Думы в пределах своих полномочий вправе получать от органов местного самоуправления города Иванова, органов государственной власти, организаций, расположенных на территории города Иванова, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития города Иванова.
Согласно ст. 43 Решения Ивановской городской Думы от 28.04.2010 N 23 (ред. от 22.05.2019) "О принятии новой редакции Регламента Ивановской городской Думы депутат Ивановской городской Думы вправе направить запрос … руководителям муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, руководителям иных предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории города Иванова, по вопросам, входящим в компетенцию указанных должностных лиц. Запрос депутата Ивановской городской Думы направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании Ивановской городской Думы.
В тот же день, 17 февраля 2021 года депутат ФИО16 обратился в Комитет с просьбой ознакомиться с материалами проверки стоимости АО «Ивгорэлектросеть», а именно: двух оценок и двух заключений, а так же снятия с них копий.
Согласно Положению о Комитете – комитет рассматривает по существу обращения (заявления, жалобы, запросы) граждан, юридических лиц и иных органов по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, принимает по ним необходимые меры, подготавливает ответы (справки).
11 марта 2021 года депутату ФИО16 от руководителя Комитета ФИО24. поступил ответ на его запрос от 17.02.2021, из содержания которого следовало, что ФИО16 имеет возможность ознакомиться с двумя заключениями на отчеты по оценке АО «Ивгорэлектросеть», а именно с экспертным заключением № 593/2020 от 08.09.2020 (на отчет № Б-120620 от 29.06.2020), которое доступно по ссылке: https://<адрес>; с экспертным заключением № 95МК/2021 от 17.02.2021 (на отчет № И-201215/1 от 01.02.2021), которое доступно по ссылке: https://<адрес>; в предоставлении для ознакомления отчетов по оценке ФИО16 было отказано.
Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статьей 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45
Как определено в статье 1 Федерального закона N 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; в силу статьи 22 этого же Закона к полномочиям прокурора относится внесение представлений об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона N 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации" представление вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
11 марта 2021 года от депутата Ивановской городской Думы ФИО6 в Ивановскую областную прокуратуру поступило заявление с просьбой проверить изложенные депутатом в заявлении факты и ознакомить его с отчетами об оценке АО «Ивгорэлектросеть».
Результатом рассмотрения данного заявления явилось вынесенное 19 апреля 2021 года в пределах предоставленных прокуратуре полномочий, представление прокуратуры Ленинского района г. Иваново об устранении нарушений об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, причин и условий им способствующих, которым предписывалось руководителю Комитета ФИО25. рассмотреть настоящее представление, привлечь лиц, допустивших нарушения к ответственности, дать ответ.
Указанное представление является предметом обжалования в настоящем иске.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что не предоставление ФИО16 для ознакомления отчетов по оценке не повлекло для него нарушения прав, исходя из следующего.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и находящимся в открытом доступе на сайте ФНС России основными видами деятельности АО «Ивгорэлектросеть» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям для жителей г. Иваново (Ивановской области).
То есть приватизация акций АО «Ивгорэлектросеть» и, соответственно, определение стоимости объекта оценки АО «Ивгорэлектросеть» с последующим перечислением денежных средств от его приобретения в бюджет муниципального образования городской округ Иваново затрагивает права не только депутата ФИО16, как депутата Ивановской городской Думы, в чьи полномочия входит утверждение бюджета города Иванова, но и контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, но и права ФИО16, как жителя г. Иваново.
Составленные отчеты об оценке, как указывалось выше по смыслу ст. 8.1 ФЗ «Об оценочной деятельности», государственную тайну не содержат, и в силу ст. 13 вышеназванного Федерального закона могут быть оспорены в суде.
ФИО16, являясь депутатом Ивановской городской Думы вправе направить запрос и получить ответ, содержащий сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития города Иванова, а так же осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления города Иванова и должностными лицами местного самоуправления города Иванова полномочий по решению вопросов местного значения города Иванова.
Ссылка представителя административного истца на исполнение Комитетом обязанности по информационному обеспечению приватизации акций АО «Ивгорэлектросеть», основанием полагать об отсутствии нарушения прав в части предоставления для ознакомления отчетов по оценке депутату ФИО16, является несостоятельной, поскольку статьей 15 Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержится перечень сведений, подлежащих обязательному размещению. Вопрос же о размещении отчетов об оценке с учетом вышеназванной статьи не ставится, в рассматриваемом случае ставится вопрос о предоставлении доступа к информации, которая к государственной тайне не отнесена.
Право на доступ к информации предоставлен ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" согласно которой гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, а так же в статье 19 Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
То обстоятельство, что депутат ФИО16 не включен в члены комиссии по приватизации муниципального имущества, основанием для отказа ему в ознакомлении с отчетами по оценке стоимости АО «Ивгорэлектросеть» являться не может, исходя из всего вышеизложенного.
Суд соглашается с доводами ФИО16 о том, что в виду не предоставления ему отчетов по оценке он не смог подготовить мотивированное мнение и выступить с ним на заседании Ивановской городской Думы, не смог оспорить данные отчеты в случае несогласия с выводами, содержащимися в них.
При таких обстоятельствах суд, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу о том, что требования Ивановского городского комитета по управлению имуществом к Ивановской областной прокуратуре, прокуратуре Ленинского района г. Иваново о признании незаконным представления прокуратуры, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Административный иск Ивановского городского комитета по управлению имуществом к Ивановской областной прокуратуре, прокуратуре Ленинского района г. Иваново о признании незаконным представления прокуратуры оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Пластова Т.В.