УИД 38RS0003-01-2022-001868-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 16 июня 2022 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Гутоевой А.В.,
с участием административного истца – помощника Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области Синицына Д.А.,
административного ответчика – представителя Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области Поповой Т.А., действующей на основании доверенности от 12.05.2022 № ***,
административного ответчика – представителя Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области Поповой Т.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2022 № ***,
административного ответчика – представителя Федеральной службы исполнения наказаний Поповой Т.А., действующей на основании доверенности от 20.04.2022 № ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2057/2022 по административному исковому заявлению Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказаний об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказаний об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование своих требований указал на то, что статьями 32, 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 установлено, что за учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы и предварительное заключение, осуществляется прокурорский надзор, предметом которого, в том числе, является соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, подозреваемых и обвиняемых. При этом прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы и предварительное заключение и требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 38 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон) прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории, имеют право без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля.
Пунктами 1.2 и 1.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прокуроры, осуществляющие надзор за учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы и предварительное заключение, ориентированы на приоритетные направления надзора, к которым отнесены надлежащие условия отбывания наказания, режим, а также личная безопасность осужденных и персонала учреждений уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с приказом прокурора Иркутской области от 22.03.2022 № 36 «О функциях специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров спецпрокуратур» Братская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляет надзор за соблюдением законов в ФКУ КП-20, КП-39, ИК-25, ЛИУ-27, СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области.
Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в соответствии с вышеуказанными требованиями федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов и организационно-распорядительных документов прокурора Иркутской области в федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор №2 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее - ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области) проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
Настоящая проверка проводилась путем выезда 24.03.2022 в поднадзорное учреждение прокурорского работника совместно с государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору, обхода жилых, производственных, вспомогательных и иных помещений колонии, рабочих мест осужденных.
В ходе проведенной проверки установлено следующее.
ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области является учреждением уголовно-исполнительной системы (пункт 1.1 раздела I Устава СИЗО-2 ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области, утвержденного приказом ФСИН России № 32 от 26.01.2011 (далее - Устав), предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона, пункта 1.13. раздела I Устава, правовую основу деятельности, как уголовно-исполнительной системы в целом, так и непосредственно ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области составляют Конституция Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации, и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется, в том числе, на основе принципа законности.
В соответствии со ст. 5 Закона уголовно-исполнительная система включает в себя, в том числе учреждения, исполняющие наказания.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» следует, что следственные изоляторы являются учреждениями, входящими в уголовно-исполнительную систему.
Из смысла ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) следует, что исправительными учреждениями являются, в том числе, следственные изоляторы.
Согласно ст. 13 Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с п. 1.1. разд. 1 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214, Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН России распространяются на учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы и следственные изоляторы.
Согласно п. 1.4. разд. 1 Правил при обеспечении пожарной безопасности учреждений, наряду с настоящими Правилами следует руководствоваться Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ, другими нормативными правовыми актами Минюста России и МЧС России, регламентирующими требования пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН России, техническими регламентами, стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования, нормами пожарной безопасности, правилами устройства электроустановок (далее - ПУЭ), отраслевыми правилами пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам.
В ходе проверки в СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области выявлены нарушения требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы пожарной безопасности.
Так, вопреки требованиям ч. 3 и ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54, ч. 1 ст. 84 Закона, расстояние от верхней части настенных речевых оповещателей до потолка в помещении общежития отряда хозяйственного обеспечения составляет менее 150 мм.
В нарушение требований статей 6, 84 и 151 Закона, система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей первого типа выполнена с нарушениями: на лестнице режимного корпуса № 1, ведущей на 2 этаж, световые оповещатели «Выход» расположены на стене не над эвакуационными выходами.
В помещении режимного корпуса № 1, режимного корпуса № 2, режимного корпуса № 3, общежитии отряда хозяйственного обеспечения установленная пожарная сигнализация выполнена с нарушениями: при смежном расположении нескольких приборов, функциональных модулей и ИБЭ горизонтальное и вертикальное расстояние между ними менее 50 мм., что является нарушением ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54, ч. 1 ст. 83 Закона.
Вопреки требованиям частей 3, 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 89 Закона, на путях эвакуации на лестнице, ведущей от спецблока учреждения отсутствует поручень.
В нарушение статей 6, 53 и 89 Закона, в помещении общежития отряда хозяйственного обеспечения ширина проступи на путях эвакуации со 2 этажа по наружной пожарной лестнице из здания Ф.1.2 составляет менее 25 см.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, прежде всего - Конституции РФ. В целях укрепления правопорядка в стране, защиты прав, свобод и законных интересов граждан, публичных интересов государства, пресечения любых фактов нарушения законов прокуратура пользуется всеми средствами, которыми она наделена законом, в том числе и гражданско-правовыми средствами.
Надзор за соблюдением конституционных прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых - одна из составляющих частей деятельности органов прокуратуры.
Круг лиц в конкретном исчислении, право на охрану законных интересов которых, установленное ст. 41 Конституции РФ, в данном случае может быть нарушено, при наступлении негативных последствий по причине невыполнения требований пожарной безопасности, определить не представляется возможным, так как, численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся под стражей (отбывающих наказание) в СИЗО-2, равно как и сотрудников (работников), проходящих службу (работающих) в СИЗО-2, постоянно меняется (уменьшается, увеличивается).
В силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения права, согласно ст. 12 ГК РФ, является одним их способов защиты гражданских прав.
В судебном заседании административный истец – помощник Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области Синицын Д.А. заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик – представитель ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России Попова Т.А. в судебном заседании с требованиями административного искового заявления не согласилась, пояснив суду, что согласно акту выполненных работ по устранению нарушений законодательства РФ, регламентирующих соблюдение требований пожарной безопасности от 18.05.2022 в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области выполнены следующие работы:
1. расстояние от верхней части настенных речевых оповещателей до потолка в помещении общежития отряда хозяйственного обеспечения составляет не менее 150 мм;
2. на лестнице режимного корпуса №1, ведущей на 2 этаж, световой оповешатель «Выход» расположен на стене над эвакуационным выходом;
3. монтаж приборов, функциональных модулей и ИБЭ, расположенных в помещении режимного корпуса № 1, № 2, № 3, общежития отряда хозяйственного обеспечения произведен с горизонтальным и вертикальным расстоянием между ними более 50 мм.
Согласно акту комиссионного обследования эвакуационного выхода внутреннего поста № 1 режимного корпуса № 3 от 16.05.2022 на путях эвакуации на лестнице, ведущей от спецблока учреждения, установлен поручень для соблюдения требований пожарной безопасности.
Что касается монтажа ширины поступи на путях эвакуации, ширина поступи менее 25 см, но согласно нормативным актам, на которые ссылается административный истец, уклон лестницы на путях эвакуации должен составлять, как правило, не менее 25 см, за исключением наружных лестниц. В нашем случае это наружная лестница, считаю, что, как правило, не содержится, что должно быть именно 25 см.
Частично выявленные нарушение пожарной безопасности устранены, остальные устранить не представляется возможным, в связи с отсутствием финансирования на эти цели. Учреждение не имеет дополнительного самостоятельного дохода, а поэтому отсутствует возможность за счет учреждения исправить имеющиеся недостатки. У них разрешается данный вопрос на уровне руководства, но пока только в форме переговоров.
В судебном заседание заинтересованное лицо – представитель государственной инспекции г. Братска и Братского района по пожарному надзору ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району МЧС России – начальник отделения государственный инспектор г. Братска и Братского районапо пожарному надзору Яшин П.Л. суду пояснил, что выявленные нарушения пожарной безопасности в СИЗО-2 имеют место быть, и они должны быть устранены, так как в общежитии находятся люди и в ночное время суток, то есть соблюдение требований пожарной безопасности ФЗ № 123 является неотъемлемой частью. Не имея расчетов рисков, которыми рассчитываются риск и угроза жизни и здоровья граждан, согласно ст. 6 ФЗ № 123, соблюдение СП, указанных в требованиях является обязательным. Хоть и написано, что носят рекомендательный характер, они утверждены Федеральным законом, идут в дополнение к ФЗ № 123 о техническом регулировании. Там стоит конкретно 25 см ширины поступи, высота поступи 22 см. Разрешено уменьшать только в зданиях производственного функционального назначения при использовании в единичных рабочих местах. Там не единичные рабочие места, а полноценный путь эвакуации, который является вторым со второго эвакуационного выхода. Допустим, сложится ситуация, при которой первый путь эвакуации будет заблокирован, на втором пути эвакуации побегут люди. Кому-либо не хватит места, он оступится, что приведет к травмированию либо гибели людей, что в данном случае недопустимо.
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы административного дела, письменные возражения, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации - Конституция Российской Федерации, и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьями 32, 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 установлено, что за учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы и предварительное заключение, осуществляется прокурорский надзор, предметом которого, в том числе, является соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, подозреваемых и обвиняемых. При этом прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы и предварительное заключение и требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 38 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории, имеют право без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля.
Пунктами 1.2 и 1.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прокуроры, осуществляющие надзор за учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы и предварительное заключение, ориентированы на приоритетные направления надзора, к которым отнесены надлежащие условия отбывания наказания, режим, а также личная безопасность осужденных и персонала учреждений уголовно-исполнительной системы.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» следственные изоляторы являются учреждениями, входящими в уголовно-исполнительную систему.
В соответствии с приказом прокурора Иркутской области от 22.03.2022 № 36 «О функциях специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров спецпрокуратур» Братская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляет надзор за соблюдением законов в ФКУ КП-20, КП-39, ИК-25, ЛИУ-27, СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу требований ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом ФСИН РФ от 30.03.2005 N 214 утверждены Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, которые распространяются в том числе на учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, и следственные изоляторы (п. 1.1. разд. 1 Правил).
Материалами административного дела установлено, что 24.03.2022 Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, совместно с государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору Яшиным П.Л., в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН Росси по Иркутской области) проведена выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности. Проверка проводилась путем обхода жилых, производственных, вспомогательных и иных помещений колонии, рабочих мест осужденных, а также анализа статистических данных ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН Росси по Иркутской области и служебной документации, его локальных нормативных актов.
В ходе проведенной проверки установлено, что ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области является следственным изолятором с лимитом наполнения в 521 человека, где на момент проверки содержалось 466 человек, из них: 44 женщин; 1 несовершеннолетний мужского пола; подозреваемых, обвиняемых и подсудимых – 393 человека, в том числе числящихся: за органами внутренних дел - 28 человек, следствием СУ СК РФ - 38 человек, за судами 1 инстанции - 295 человек; осужденных, перечисленных за судами 2 инстанции — 32 человека; осуждённых, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию - 31 человек.
На объектах ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области имеются надлежаще укомплектованные пожарные щиты, огнетушители, пожарные краны и установки автоматического пожаротушения, прошедшие своевременную проверку. Жилые и производственные объекты колонии оборудованы стендами с наглядной агитацией и фотоматериалами по вопросам профилактики пожаров. На постоянной основе среди личного состава и осужденных в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области проводятся лекционные мероприятия по вопросам пожарной безопасности.
Вместе с тем, в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области выявлены нарушения требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также иных подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих соблюдение требований пожарной безопасности, а именно:
РЕЖИМНЫЙ КОРПУС № 1
- система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей первого типа выполнена с нарушениями, а именно: световые оповещатели «Выход» расположены на стене не над эвакуационными выходами – лестница ведущая на второй этаж, табло «Выход» расположено на стене, чем нарушены Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст. 6), НПБ 104-03, СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности,
РЕЖИМНЫЙ КОРПУС № 1 РЕЖИМНЫЙ КОРПУС № 2, РЕЖИМНЫЙ КОРПУС № 3, ОБЩЕЖИТИЕ ОТРЯДА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- установленная пожарная сигнализация выполнена с нарушением, а именно:
при смежном расположении нескольких приборов, функциональных модулей и ИБЭ горизонтальное и вертикальное расстояние между ними менее 50 мм, чем нарушены Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ч. 3, ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54, ч. 1 ст. 83), СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»; СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования».
СПЕЦБЛОК
- на путях эвакуации на лестнице ведущей от спецблока отсутствует поручень, чем нарушены Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ч. 3, ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 89), СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы",
ОБЩЕЖИТИЕ ОТРЯДА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- расстояние от верхней части настенных речевых оповещателей до потолка составляет менее 150 мм, чем нарушены Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ч. 3, ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54, ч.1 ст. 84), СП 3.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".,
- ширина проступи на путях эвакуации со 2 этажа по наружной пожарной лестнице составляет менее 25 см, чем нарушены Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п.1 ч. 1 ст. 6, п. 1 ч. 2 ст. 53), СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (п. 4.4.1, 4.4.3).
Согласно ч.ч. 3,4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Часть 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ гласит, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; устройством для контроля работоспособности установки; устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Согласно ч. 1 ст. 84 указанного закона, оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», пункта 1.13. раздела 1 Устава, правовую основу деятельности, как уголовно-исполнительной системы в целом, так и непосредственно ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области составляют Конституция Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области ненадлежащим образом исполняются требования федерального законодательства в области пожарной безопасности.
Однако, судом установлено, что ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области частично устранены нарушения, выявленные в ходе проведения проверки. Не устранено нарушение, выразившееся в наличие ширины поступи на путях эвакуации со 2-го этажа по наружной лестнице из здания общежития отряда хозяйственного обеспечения менее 25 см, что подтверждается заключением специалиста от 15.06.2022, утвержденного заместителем начальника ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району Араповым М.С.
Суд не может согласиться с доводами административных ответчиков, что данное требование пожарной безопасности носит рекомендательный характер, в виду неправильного трактования применения действующего законодательства, так как цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", а правила применения сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 624 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил".
В связи с тем, что административным ответчиком частично удовлетворены требования прокурора и устранены нарушения пожарной безопасности с добровольном порядке, до вынесения судом решения, однако прокурор не воспользовался правом частичного отказа от заявленных административных исковых требований, предусмотренном ч. 4 ст. 39, ч. 2 ст. 46 КАС РФ, то суд с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также закона подлежащего применению по данному делу (Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), исходя из того, что административный ответчик не выполнил в полной мере требования правил пожарной безопасности, изложенные в материалах проверки, чем нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 2» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области и Федеральную службу исполнения наказаний устранить в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 2» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области нарушения требований пожарной безопасности путем монтажа ширины, не менее 25 см, проступи на путях эвакуации со 2-го этажа – наружной пожарной лестницы из здания общежития отряда хозяйственного обеспечения учреждения в течение шести месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований в части монтажа настенных речевых оповещателей в помещении общежития отряда хозяйственного обеспечения на расстоянии не менее 150 мм от их верхней части; размещения сетевых оповещателей «Выход» над эвакуационными выходами – лестнице режимного корпуса № 1, ведущей на второй этаж; монтажа приборов, функциональных моделей и ИБЭ, расположенных в помещении режимного корпуса № 1, режимного корпуса № 2, режимного корпуса № 3, общежитии отряда хозяйственного обеспечения, с горизонтальным и вертикальным расстояние между ними более 50 мм; оборудования поручня на путях эвакуации – лестнице, ведущей от спецблока учреждения – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.А. Павлова
Мотивированное решение составлено 23 июня 2022 года.