ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2058/2022 от 07.06.2022 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу номера-2058/2022

УИД: 23RS0номер-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 07 июня 2022 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе: председательствующего судьи Радченко Д.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

с участием представителя административного истца ФИО5,

действующей на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> о признании решения органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>, в котором просит признать Уведомление номер.01-18.П-1177/22 от ДД.ММ.ГГГГ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В обосновании иска административный истец указал, что является собственником земельного участка, площадью 1800 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: ведение садоводства, с кадастровым номером 23:49:0509002:3149, расположенного по адресу: <адрес>, садовое товарищество Сутугинское, з/у 140А. Участок полностью огорожен, вокруг на смежных участках имеются жилые дома и объекты капитального строительства. Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости какие-либо ограничения или обременения в отношении данного земельного участка отсутствуют.На основании разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, административный истец принял решение о строительстве на указанном земельном участке жилого дома, и обратился в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города за получением уведомления о допустимости размещения на данном участке запланированного к строительству недвижимого объекта. ДД.ММ.ГГГГ получил от Администрации <адрес> в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации <адрес>номер.01-18.П-1177/22 о недопустимости размещения на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поскольку: - поскольку максимальная общая площадь жилого дома не может составлять более 300 кв.м., - поскольку максимальная высота индивидуального жилого дома, садового дома составляет 12 м.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие.

Представитель административного истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования административного иска поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела и дав правовую оценку представленным по делу доказательствам каждому в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме по следующим основаниям.

Порядок выдачи Уведомлений о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительств или садового дома, регламентируется статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с данной нормой закона уведомление на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Суд соглашается с доводами административного истца, что собственник вышеуказанного земельного участка имеет право использовать данный земельный участок для проживания и строительства на нем индивидуального жилого дома.

Все необходимые разрешения и согласования для его возведения административный истец своевременно предоставил административному ответчику.

При этом довод администрации города в Уведомлении о несоответствии о том, что максимальная общая площадь индивидуального жилого дома не может составлять более 300 кв.м., не соответствует пункту 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, в которой перечислены исчерпывающие основания для такого уведомления.

<адрес> объекта ИЖС в данном случае не может являться основанием для запрета в строительстве, поскольку в федеральном законодательстве Российской Федерации ограничений в площади объектов ИЖС до 300 кв.м. не содержится. Кроме того, семье административного истца недостаточно 300 кв.м для проживания.

Что касается доводов административного ответчика о максимальной высоте жилого дома, садового дома равной 12 м, из материалов дела следует, что перед планированием строительства административным истцом был заказан градостроительный план земельного участка.

Согласно градостроительному плану земельного участка № РФномер-3296 от ДД.ММ.ГГГГ максимальная высота здания до конька крыши 15 м.

В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.

Часть 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса говорит о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

Градостроительный план утвержденный Департаментом, не отменен и не признан недействительным.

Градостроительный план представляет собой документ, носящий исключительно информативный характер, однако именно на соответствие данному документу проходит проверку проектная документация, по результатам которой принимается решение о возможности осуществления строительства.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 136/13, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов.

В действующем законодательстве отсутствует указание на необходимость выдачи нового градостроительного плана земельного участка после принятия генерального плана или правил землепользования и застройки.

Таким образом, основополагающим документом при проектировании является градостроительный план, который по своей правовой природе выполняет информационную функцию, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения.

Как это отражено в определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 308-КГ15-7455, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, либо предельные параметры объектов капитального строительства, собственник, законный владелец участка или объекта капитального строительства (землепользователь) вправе продолжать использование участка, параметры объекта строительства, разрешенные до такого изменения, без какого-либо ограничения, если только такое использование не создает опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, выводы административного ответчика о превышении высоты планируемого к строительству жилого дома являются несостоятельными и противоречащими собственной позиции, выраженной в градостроительном плане земельного участка.

В порядке вышестоящей подчиненности вышеуказанные действия административного ответчика не обжаловались.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения, в результате которых, в том числе: нарушены права, свободы и законные интересы гражданина.

В силу п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 к департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> о признании решения органа местного самоуправления незаконным – удовлетворить.

Признать Уведомление номер.01-18.П-1177/22 от ДД.ММ.ГГГГ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0509002:3149, расположенном по адресу: <адрес>, садовое товарищество Сутугинское, з/у 140А, незаконным.

Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> принять и выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, согласно выполненного описания внешнего облика объекта капитального строительства, подготовленного ИП ФИО1номер-ЭП от ДД.ММ.ГГГГ, а также согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГг. о планируемом строительстве установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленном ФИО2 на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0509002:3149, Площадь застройки здания: 371.5 кв.м, высота здания: 15 метров.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд.

Судья

Лазаревского районного суда <адрес> Д.В. Радченко

Копия верна