ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-205/18 от 12.11.2018 Тернейского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а- 205/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Терней 12 ноября 2018 год

Тернейский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Власовой Ю.В., при секретаре Елсуковой В.С., с участием заместителя прокурора Тернейского района Писчасова И.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тернейского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования к муниципальному комитету Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Тернейского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования обратился в суд с административным иском к муниципальному комитету Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края об оспаривании решения органа местного самоуправления. В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверкой выявлены нарушения требования ст. 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции депутатом муниципального комитета Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района ФИО1 18.07.2018 г. в муниципальный комитет поступило заявление врио губернатора Приморского края о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 Решением муниципального комитета Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края № 117 от 25.07.2018 г. полномочия депутата ФИО1 прекращены досрочно по собственному желанию Административный истец просит признать незаконным решение муниципального комитета Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края № 117 от 25.07.2018 г. и считать полномочия депутата муниципального комитета Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края ФИО1 по основаниям, предусмотренным частями ч. 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представитель административного истца заместитель прокурора Тернейского района Писчасов И.Ю. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, в обоснование исковых требований указал, что административным ответчиком ФИО1 представлены неполные сведения о своем имущества за 2016 год, что является нарушением норм Федерального закона «О противодействии коррупции», следовательно, административный иск просит удовлетворить.

Представитель административного ответчика муниципального комитета Пластунского городского поселения в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении иска в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении административного иска в ее отсутствие, согласилась с исковыми требованиями.

В силу ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ).

В ст. 2 Закона N 131-ФЗ определено, что депутатом является член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения, должностное лицо местного самоуправления - это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования, является председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу части 7.1 статьи 40 этого Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно части 4 статьи 2 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года №122-КЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений» лицо, замещающее муниципальную должность, ежегодно, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об их имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода (с 1 января по 31 декабря), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ "О противодействии коррупции", лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

В соответствии с частью 7.2. статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что врио Губернатора Приморского края от 31 января 2018 года № 70-мк на основании информации прокурора Приморского края от 15 августа 2017 года дсп в соответствии с действующим законодательством департаменту по профилактике коррупционных и иных правонарушений ФИО2 края приказано провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом муниципального комитета Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края ФИО1 за отчетный период 2016 года (л.д.17).

01.02.2018 г., ФИО1 уведомлена о том, что в отношении нее начата проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2016 года, что подтверждено уведомлением директора департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края от 01 февраля 2018 года (л.д. 19).

Из доклада директора департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края от 08.03.2018 г. о результатах проверки достоверности и полноты сведений и доходах, представленных ФИО1, следует, что проведенной проверкой установлен факт представления ФИО1 неполных сведений о своих доходах за отчетный период 2016 года (л.д. 13-16).

Врио Губернатора Приморского края 03.07.2018 г. направлено заявление в муниципальный комитет Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета Пластунского городского поселения ФИО1 (л.д.9). На заявлении врио Губернатора Приморского края указан входящий номер № 7 от 18.07.2018 г., подтверждающий дату получения муниципальным комитетом Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края данного заявления.

Решением муниципального комитета Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края от 25.07.2018 г. принято решение «Об отставке по собственному желанию и досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета Пластунского городского поселения по избирательному о кругу № 1 ФИО1», согласно поданного ФИО1 заявления (л.д.7,8).

Факт предоставления депутатом ФИО1 неполных сведений о своих доходах за отчетный период 2016 года подтвержден материалами дела и пояснительной депутата ФИО1 (л.д. 21).

Административный ответчик ФИО1, доказательств подтверждающих, что обязанность по декларированию доходов за 2016 год исполнена ответчиком надлежащим образом не представил.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца, поскольку в ходе судебного заседания установлен факт нарушения депутатом муниципального комитета Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края ФИО1 обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, а именно предоставление неполных сведений о своем имуществе за отчетный период 2016 года.

Кроме того, решением муниципального комитета принята отставка по собственному желанию и досрочно прекращены полномочия депутата ФИО1, несмотря на то, что муниципальным комитетом было получено заявление врио Губернатора Приморского края о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа ФИО1, и на дату вынесения решения о принятии отставки по собственному желанию у представительного органа были основания для досрочного прекращения полномочий депутата в связи с неисполнением обязанности, что не соответствует части 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ.

В связи с обоснованностью требований административного истца, исходя из того обстоятельства, что предоставление депутатом ФИО1 неполных сведений об имуществе является основанием для досрочного прекращения его полномочий оспариваемое решение муниципального комитета Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края признано судом не соответствующим Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса

административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Тернейского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования к муниципальному комитету Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным решение муниципального комитета Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края № 117 от 25.07.2018 г. «Об отставке по собственному желанию и досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета Пластунского городского поселения по избирательному округу № 1 ФИО1».

Считать полномочия депутата муниципального комитета Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края по избирательному округу № 1 ФИО1 прекращенными по основанию, предусмотренному ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня вынесения через Тернейский районный суд.

Судья Ю.В. Власова