ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-205/19 от 09.01.2019 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 января 2019 года город Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егорова Д.К., при секретаре Леоновой М.В., с участием административного истца Герасимович С.А., несовершеннолетнего (данные изъяты), представителя Межрайонного управления министерства социального развития, опеки попечительства Иркутской области № 4 Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-205/2019 по административному исковому заявлению Герасимович С.А. в интересах несовершеннолетнего (данные изъяты) к администрации города Усолье-Сибирское о признании постановления в части закрепления жилого помещения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований указано, что несовершеннолетний (данные изъяты) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать – К. решением (данные изъяты) была лишена родительских прав, а сведения об отце в свидетельстве о рождении не указаны. Пунктом 2 Постановления мэра администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское (данные изъяты) за несовершеннолетним (данные изъяты) было закреплено жилое помещение, находящееся по адресу: (данные изъяты), однако полагает, что закрепление жилой площади за несовершеннолетним носило незаконный характер, поскольку при рассмотрении (данные изъяты) судом гражданского дела по лишению матери родительских прав, было установлено, что мать - К. оставила своего ребенка в родильном доме, отказалась его забирать и признавать его как сына, следовательно, считаю, что оставление ребенка в лечебном учреждении, отказ признавать матерью своего ребенка, приравнивается к непринятию ребенка в свою семью, в нежелании и в дальнейшем поддерживать какие-либо родственные связи, в признании матерью такого возможного факта, как усыновление ребенка другим лицом, а, следовательно, в дальнейшем, по достижению ребенком возраста совершеннолетия, (данные изъяты) не имел бы возможности вселиться в закрепленное за ним жилое помещение и поддерживать родственную связь, которая была прервана сразу после его рождения, как с матерью, так и с иными родственниками, проживающими в закрепленном жилом помещении. Учитывая, что несовершеннолетний относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на данную категорию детей распространяются дополнительные льготы и гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации. Несовершеннолетний не является собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя жилых помещений, а учитывая, что по достижению несовершеннолетним возраста совершеннолетия отсутствует возможность вселиться в закрепленное жилое помещение ввиду отсутствия фактических родственных связей с матерью и иными родственниками, проживающих в закрепленном жилом помещении, с целью защиты имущественных прав несовершеннолетнего (данные изъяты) в 2018 году она обратилась в органы опеки и попечительства с целью включения его подопечного в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области, однако, специалисты в устной форме пояснили, что имея закрепленное жилое помещение, (данные изъяты) не может быть включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по причине наличия у несовершеннолетнего закрепленного жилого помещения. В октябре 2018 года Межрайонным управлением министерства социально развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 было направлено обращение в администрацию муниципального образования г. Усолье-Сибирское об отмене постановления в части закрепления жилого помещения за несовершеннолетним (данные изъяты). На обращение органа опеки, администрацией города Усолье-Сибирское было направлено письмо, согласно которому, в отмене постановления в части закрепления за несовершеннолетним жилого помещения было отказано, по причине законности закрепления, т.к. мать несовершеннолетнего была включена в ордер в качестве члена семьи нанимателя указанного жилого помещения. С вышеуказанными доводами администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское не согласна, так как мать отказалась от своего ребенка сразу после его рождения, несовершеннолетний не проживал в закрепленном жилом помещении, не являлся нанимателем или членом семьи нанимателя, не был в данном жилом помещении зарегистрирован, поэтому, считает, что имеются все основания для признания п. 2 Постановления мэра администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское (данные изъяты) незаконным.

Просит признать пункт 2 Постановления мэра администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское (данные изъяты) в части закрепления жилой площади по адресу: (данные изъяты) - незаконным.

В судебном заседании административный истец Герасимович С.А., несовершеннолетний (данные изъяты), привлеченный к участию в деле определением судьи от 12 декабря 2018 года в силу положений статьи 5 КАС РФ (л.д.), административные исковые требования поддерживают в полном объёме.

Представитель Межрайонного управления министерства социального развития, опеки попечительства Иркутской области № 4 Ж. административные исковые требования поддержала в полном объёме.

Представитель администрации города Усолье-Сибирское в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит о рассмотрении дела в своё отсутствие, с административным иском не согласна, просит в удовлетворении отказать, указала на пропуск срока исковой давности.

Изучив материалы административного дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции на дату вынесения оспариваемого постановления 22 октября 2001 года, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.

Согласно пункту 2 статьи 8 указанного Федерального закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Аналогичные положения содержались в статьях 53, 54 ЖК РСФСР.

В силу статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения настоящего спора, являются обстоятельства наличия у администрации оснований для вынесения оспариваемого постановления о закреплении за (данные изъяты) спорного жилого помещения.

Такие обстоятельства судом установлены.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении (данные изъяты) (л.д. ).

Заочным решением (данные изъяты) К. была лишена родительских прав в отношении своего (данные изъяты) (л.д.).

Постановлением мэра администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское № (данные изъяты) несовершеннолетний (данные изъяты) был направлен в государственное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 указанного выше постановления за несовершеннолетним (данные изъяты) закреплено жилое помещение по адресу: (данные изъяты) (л.д.).

Постановлением мэра Усольского районного муниципального образования (данные изъяты) над несовершеннолетним (данные изъяты) установлена опека в лице административного истца Герасимович С.А. (л.д.).

Согласно ордеру № (данные изъяты) жилое помещение по адресу: (данные изъяты), предоставлено Г., в связи с расселением аварийного дома.

В качестве членов семьи нанимателя указаны – (данные изъяты) (л.д. ).

Согласно поквартирной карточке от 00.00.0000 в квартире по адресу: (данные изъяты), зарегистрированы (данные изъяты) (л.д.).

Как следует из ответа на обращение мэра города Усолье-Сибирское Т. от 00.00.0000 согласно ордера № (данные изъяты) на момент закрепления мать несовершеннолетнего (данные изъяты) являлась членом семьи нанимателя квартиры, расположенной по адресу: (данные изъяты), и была включена в данный ордер в качестве члены семьи нанимателя, в связи с чем правовые основания для отмены пункта 2 Постановления (данные изъяты) – отсутствуют (л.д.).

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что на момент закрепления за (данные изъяты) спорного жилого помещения, его мать К. являлась членом семьи нанимателя, следовательно, К. и её (данные изъяты) имели право пользования данным жилым помещением. Кроме этого, (данные изъяты) правом пользования данным жилым помещением наделен с рождения, в связи с чем, у администрации имелись законные основания для закрепления за нем спорного жилого помещения.

Несовершеннолетний (данные изъяты) в квартире по адресу: (данные изъяты), не зарегистрирован, имеет регистрацию по адресу: (данные изъяты) (л.д.).

Обстоятельства непроживания (данные изъяты) в квартире не свидетельствуют о незаконности решения, так как такие обстоятельства носят вынужденный и временный характер, связанный с отказом матери от ребенка. Однако это не свидетельствует о том, что (данные изъяты) не приобрел право пользования данным жилым помещением.

Кроме того представителем администрации города Усолье-Сибирское заявлено ходатайство о пропуске административным истцом срока обжалования данного постановления.

В соответствии с положениями статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Как следует из материалов дела и установлено судом, о вынесенном постановлении администрации от 00.00.0000 года административный истец узнала в период назначения её опекуном с (данные изъяты) года, однако в суд обратилась только 10 декабря 2018 года, при этом об уважительных причинах пропуска срока обращения в суд не указала.

Таким образом, материалами дела подтверждены факты осведомленности Герасимович С.А. об оспариваемом постановлении, ее обращения в суд с пропуском трехмесячного срока, по истечении более 10 лет со дня, когда ей стало известно о нарушении ее прав, при отсутствии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Герасимович С.А. в интересах несовершеннолетнего (данные изъяты) к администрации города Усолье-Сибирское о признании постановления в части закрепления жилого помещения незаконным отказать.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы сторонами в Иркутский областной суд через Усольский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.К. Егоров