ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-205/19 от 18.03.2019 Рубцовского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-205/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Рубцовск 18 марта 2019 года

Рубцовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Четвертных А.В.,

при секретаре Леонтьевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Алтайскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность по уплате транспортного налога в размере 3527 руб. 00 коп., пени в размере 30 руб. 20 коп. в пользу регионального бюджета.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога на принадлежащие ей транспортные средства Ниссан Х-Трэил, Тойота Функардо. Налогоплательщик транспортный налог за 2015, 2016 годы в полном объёме не уплатила, сумма задолженности составила 3527 руб. 00 коп. Налогоплательщику направлялись налоговые уведомления на уплату налога, в связи с его неуплатой направлялись требования об уплате налога. На сумму несвоевременно уплаченного налога начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов. После обращения инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика, 27.12.2018 мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

Причиной пропуска срока на подачу административного искового заявления налоговый орган отмечает тот факт, что осуществляя контроль за своевременной уплатой налогов физическими лицами, инспекция также контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и федеральных налогов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В связи с чем, произвести взыскание задолженности в полном объеме со всех должников, в установленные НК РФ сроки, затруднительно. В связи с этим, инспекция просит восстановить срок на подачу настоящего административного искового заявления, о чем представлено ходатайство.

Представитель административного истца и административный ответчик в суд не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела. Обязательной явку данных лиц суд не признавал.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Правовые отношения по взысканию транспортного налога регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и Законом Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» № 66-ЗС от 10.10.2002.

Объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке. Налогоплательщиками налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Из представленных инспекцией материалов дела следует, что ФИО1 являлась в 2015, 2016 годах плательщиком транспортного налога на принадлежащие ей транспортные средства - автомобиль Ниссан Х_Трэил, государственный регистрационный знак , автомобиль Тойота Функардо, государственный регистрационный знак . По сведениям, представленным по запросу суда РЭО ГИБДД МО МВД России «Рубцовский» автомобиль Ниссан Х-Трэил, государственный регистрационный знак , находился в правообладании ФИО1 до 20.10.2015, автомобиль Тойота Функардо, государственный регистрационный знак - в собственности с 10.11.2015 по настоящее время. Сумма транспортного налога за 2015, 2016 годы составила в общем размере 3527 руб. 00 коп., не уплаченная налогоплательщиком. ФИО1 направлялись налоговые уведомления на уплату транспортного налога, а, в связи с их неуплатой, направлялись требования об уплате налога, пени.

Разрешая заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, суд учитывает следующие положения.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

В силу п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст.48 НК РФ).

В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Таким образом, налоговым законодательством установлен срок применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога в отношении налогоплательщика в случае неисполнения последним данной обязанности.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей может быть восстановлен судом.

Налоговым органом направлялись налогоплательщику налоговые уведомления № 124874440 на уплату транспортного налога за 2015 год в общем размере 2647 руб. по сроку уплаты до 01.12.2016, № 40578014 на уплату транспортного налога за 2016 год в размере 880 руб. по срок уплаты до 01.12.2017. Согласно представленным требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа: № 34543 по состоянию на 21.12.2016 был установлен срок погашения задолженности до 14.02.2017, № 19820 по состоянию на 22.01.2018 был установлен срок погашения задолженности до 20.03.2018.

С учётом установленных сроков исполнения требования срок для направления заявления в суд для принудительного взыскания налогов истёк.

Административным истцом не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали обратиться в суд с заявлением о взыскании налогов с административного ответчика в течение установленного законом срока за спорный период.

Право установления наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд и оценки уважительности этих причин принадлежит суду.

Налоговый орган просит восстановить пропущенный срок, однако доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, не предоставил. Заявленный мотив пропуска срока, изложенный в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока, не может быть принят судьей в качестве уважительного.

Тем самым, срок для обращения в суд административным истцом является пропущенным без уважительных на то причин.

Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного действующим законодательством, следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.

Обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного статьей 48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства или нет.

Согласно статей 14 и 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, из чего следует, что бремя доказывания уважительности причины пропуска срока на обращение в суд лежит на административном истце. Административным истцом не представлено суду доказательств, приведенных доводов, уважительности причин пропуска срока, а с учетом периода, в течение которого истец не предпринимал никаких действий по взысканию сумм налогов, пеней, у суда нет оснований для признания причин срока уважительными и его восстановления.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Пунктом 20 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснено, что установленный шестимесячный срок давности взыскания налоговых санкций является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению судом.

Судебный порядок взыскания налоговых платежей с физических лиц служит цели судебного контроля за законностью требований государства в лице налоговых органов, направленного на недопущение произвольного административного вмешательства в права личности. То есть, по существу рассматривая дела о взыскании недоимки и пени, суд должен осуществлять функции контроля в отношении налогового органа. При этом необходимо учитывать, что налоговые правоотношения носят властный характер, они предполагают субординацию сторон, одной из которых - государству - в лице налогового органа принадлежит властное полномочие, другой - налогоплательщику - обязанность исполнения. При рассмотрении данного спора, учитывая подчиненное положение налогоплательщика в налоговых правоотношениях, должны быть предоставлены дополнительные процессуальные гарантии защиты прав, характерные для закрепленной законом процедуры рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, которые подсудны районному суду. Следовательно, вопрос о нарушении налоговым органом срока для обращения в суд для взыскания суммы задолженности по налогам, подлежит выяснению, поскольку он является обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел указанной категории.

Нарушение налоговым органом срока для обращения в суд для взыскания налогов и пени является обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел данной категории.

Суд считает, что пропуск административным истцом срока для взыскания заявленных налогов с административного ответчика, и непредставление доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для обращения в суд с данными требованиями в установленные законом сроки, является основаниям для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

При таких обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Алтайскому краю к ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий А.В. Четвертных