дело №2а-205/2021
44RS0002-01-202-004077-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«26» марта 2021 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.
при секретаре Стяжковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ипатовой С. М. о признании незаконным постановления администрации города Костромы,
УСТАНОВИЛ:
Ипатова С.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Костромы о признании незаконным пункта 2 постановления от 19 июня 2019 г. № 1046, в соответствии с которым признано необходимым проведение ремонтно-восстановительных работ жилого помещения, расположенного по адресу: ..., возложении обязанности в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, восстановить нарушенные права посредством издания постановления о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания и о дальнейшем его использовании с учетом данных обстоятельств.
В обоснование требований истец указала, что на основании договора социального найма жилого помещения от 20 марта 2007 г. она является нанимателем комнаты общей площадью 13,5 кв.м, расположенной по вышеуказанному адресу. Согласно пункту 1.1 указанного договора совместно с ней проживает ее сын Р. . Постановлением администрации г. Костромы от 09 июня 2006 г. ее семья, состоящая из 2 человек, признана малоимущей и на основании постановления администрации г. Костромы от 15 августа 2006 г. № 2550 поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в список очередности малоимущих граждан за номером 52.
Постановлением Администрации г. Костромы от 19 июня 2019 г. на основании заключения межведомственной комиссии от 18 апреля 2019 г. жилое помещение по адресу: ..., признано непригодным для проживания. Пунктом 2 указанного постановления признано необходимым проведение ремонтно-восстановительных работ указанного жилого помещения.
15 августа 2019 г. Ипатова С.М. обратилась в администрацию г. Костромы с заявлением о незамедлительном проведении ремонтных работ, поскольку проживание в указанном жилом помещении создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем лиц. В соответствии с ответом администрации г. Костромы от 13 сентября 2019 г. и пояснениями инженера, проводившего обследование комнаты по ее обращению от 15 августа 2019 г., требуется капитальный ремонт фасада и цоколя самого многоквартирного дома, в дальнейшем возможно проведение ремонта жилого помещения. После утверждения локальной сметы в Управлении экономики администрации г. Костромы работы по капитальному ремонту комнаты, непригодной для проживания, планируется включить в проект плана капитального ремонта жилищного фонда только на 2020-2021 годы. Полагала, что оспариваемое постановление является незаконным, принятым с нарушением норм Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее - Положение), поскольку не только комната, в которой она проживает, но и иные помещения в доме находятся в аварийном состоянии по причине значительного повреждения несущих конструкций, стен, цоколя дома с угрозой их обрушения, что подтверждается отчетом ООО "Строительная лаборатория", на основе которого составлено заключение межведомственной комиссии. В связи с этим ремонтно-восстановительные работы комнаты без проведения ремонтных работ самого дома и иных находящихся в нем помещений не приведут к восстановлению технических характеристик комнаты, в которой она проживает, обеспечивающих возможность дальнейшего использования этого жилого помещения в целях проживания граждан.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ», Управление Жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы, Управление строительства и капитального ремонта Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации г. Костромы.
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 19 февраля 2020 года признано незаконным постановление Администрации г. Костромы № 1046 от 19 июня 2019 г. в части пункта 2 о признании необходимым проведение ремонтно-восстановительных работ жилого помещения по адресу: ... администрация г. Костромы обязана в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу издать распоряжение о дальнейшем использовании указанного жилого помещения с учетом обстоятельств о невозможности проведения ремонтно-восстановительных работ без проведения ремонта в доме в целом.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 июня 2020 г. решение районного суда оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02 декабря 2020 г. решение Ленинского районного суда г. Костромы от 19 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 июня 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
30 ноября 2020 г. Ипатова С.М. обратилась в суд с новым административным иском о признании незаконным постановления Администрации города Костромы от 01 сентября 2020 г. № 1628 «О внесении изменений в постановление Администрации города Костромы от 19.06.2019 г. № 1046 «О признании жилого помещения - комнаты, расположенного по адресу: Российская Федерация, ..., городской округ ..., непригодным для проживания и дальнейшем его использовании», которым пункт 2 постановления Администрации города Костромы от 19.06.2019 № 1046 изложен в следующей редакции: дальнейшее использование жилого помещения, указанного в п. 1 настоящего постановления возможно после проведения капитального ремонта здания и ремонтно-восстановительных работ помещения, и которым постановление от 19.06.2019 № 1046 дополнено пунктом 3: отселить нанимателя и членов его семьи без расторжения договора социального найма жилого помещения в жилое помещение маневренного фонда до завершения работ, указанных в п. 2 настоящего постановления.
Определением суда от 28 декабря 2020 г. вышеуказанные административные дела по административным искам Ипатовой С.М. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
К участию в объединённом деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО УК «Комфортные условия».
В судебное заседание административный истец Ипатова С.М. не явилась, извещена надлежащим образом, её представитель по доверенности Матвиенко Я.Л. в судебном заседании ранее неоднократно уточненные исковые требования окончательно сформулировала следующим образом: просила суд признать незаконным п.п. 2 и 3 постановления Администрации города Костромы от 19.06.2019 № 1046 в редакции постановлений Администрации города Костромы № 1628 от 01.09.2020 и № 147 от 09.02.2021 и просила возложить на Администрацию города Костромы обязанность по вынесению постановления, в котором рассмотреть вопрос о предоставлении Ипатовой С. М. пригодное для постоянного проживания, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на семью их двух человек в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, в пятнадцатидневный срок с момента вступления в силу решения суда. Также просила взыскать с Администрации города Костромы в пользу Ипатовой С.М. судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 р.и по оплате почтовых услуг 240 руб.
Представитель административного ответчика администрации г. Костромы по доверенности Белкина О.С. в судебном заседании исковые требования не признала по ранее изложенным доводам, кроме того, полагала, что требование о возложении на Администрацию города Костромы обязанности по вынесению постановления, в котором рассмотреть вопрос о предоставлении Ипатовой С. М. пригодное для постоянного проживания, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на семью их двух человек в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, фактически является требованием о предоставлении Ипатовой С.М. жилого помещения, которое не может быть рассмотрено в порядке КАС РФ.
Представители заинтересованных лиц Управления Жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы, Управления строительства и капитального ремонта Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации г. Костромы, МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ», ООО УК «Комфортные условия» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конституцией Российской Федерации в ч. 1 ст. 40 гарантировано право каждого на жилище и установлено, что никто не может быть произвольно лишен жилища.
Часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно договору найма специализированного жилого помещения от 20.03.2007 № 56 административный истец Ипатова С.М. является нанимателем комнаты общей площадью 13,5 кв.м, расположенной по адресу: ....
Согласно п. 1.1 договора найма специализированного жилого помещения совместно с нанимателем Ипатовой С.М. в жилое помещение вселен член её семьи - сын Р. .
В соответствии с постановлением Администрации города Костромы от 09.06.2006 № 1630 семья Ипатовой С.М., состоящая из двух человек (Ипатова С.М. и её сын Р. ) признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
На основании постановления Администрации города Костромы от 15.08.2006 № 2550 семья Ипатовой С.М. поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в список очередности малоимущих граждан за номером 52. По состоянию на 03.12.2020 семья Ипатовой С.М. состоит на данном учете за № 23.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 18.04.2019 № 9 жилое помещение - комната №... (литер А) по ... признано непригодным для проживания.
Постановлением Администрации города Костромы от 19.06.2019 № 1046 на основании заключения межведомственной комиссии от 18.04.2019 № 9 жилое помещение по адресу: ..., признано непригодным для проживания (п. 1) и пунктом 2 указанного Постановления признано необходимым проведение ремонтно-восстановительных работ указанного в п. 1 жилого помещения.
Постановлением Администрации города Костромы № 1628 от 01 сентября 2020 г. в вышеуказанное постановление Администрации города Костромы от 19.06.2019 № 1046 внесены изменения: пункт 2 постановления № 1046 изложен в следующей редакции: дальнейшее использование жилого помещения, указанного в п. 1 настоящего постановления возможно после проведения капитального ремонта здания и ремонтно-восстановительных работ помещения, и добавлен пункт 3 в которым указано: отселить нанимателя и членов его семьи без расторжения договора социального найма жилого помещения в жилое помещение маневренного фонда до завершения работ, указанных в п. 2 настоящего постановления.
Постановлением Администрации города Костромы № 147 от 09 февраля 2021 г. в постановление Администрации города Костромы от 19.06.2019 № 1046 внесены изменения: пункт 2 постановления № 1046 изложен в первоначальной редакции: признать необходимым проведение ремонтно-восстановительных работ указанного в п. 1 настоящего постановления.
Не согласившись с тем, что по спорному жилому помещению признано необходимым проведение ремонтно-восстановительных работ с отселением нанимателя и членов её семьи без расторжения договора социального найма жилого помещения в жилое помещение маневренного фонда до завершения ремонтно-восстановительных работ, Ипатова С.М. обратилась с настоящими исками в суд.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)) (часть 2).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4).
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с пунктом 46 указанного Положения комиссия принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения.
Пунктом 47 Положения (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления) предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела предоставленное Ипатовой С.М. и членам её семьи жилое помещение комната №, признанное не пригодным для проживания, расположено в многоквартирном жилом доме по адресу: ..., находящимся в управлении ООО УК «Комфортные условия».
Из ответов Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы от 13.09.2019 № УЖКХ-01-855/19 и от 05.11.2019 № УЖКХ-01-885/19 адресованных Ипатовой С.М. следует, что в ходе обследования многоквартирного дома по адресу: ... обнаружены трещины по всей высоте здания, наблюдается разрушение цокольной части фундамента, и проведение работ по ремонту жилого помещения Ипатовой С.М. возможно только при выполнении ремонтно-восстановительных работ общедомового имущества (фундаменты, наружные стены) с разработкой проектного решения.
Согласно отчету ООО «Строительная лаборатория» № 85 от 11.04.2019, состояние несущих конструкций комнаты № в многоквартирном доме по адресу: ..., включая полы, перекрытия и стены, связано с общим состоянием несущих конструкций дома, прогибы пола, зыбкость указывают на неисправность подпольного перекрытия, вертикальная трещина отслоения торцевой стены проходит по дворовому фасаду по комнате №, трещины находятся в активном состоянии, причина осадок не устранима из-за фундаментов.
В настоящее время решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке не принималось, дом включён в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области на 2014-2043 годы, капитальный ремонт общего имущества в части ремонта инженерных систем запланирован на 2026-2028 годы, в части ремонта фасадов на 2029-2031 годы.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для признания незаконным пункта 2 постановления администрации города Костромы № 1046 в редакции постановления администрации города Костромы № 147 от 09 февраля 2021 г. о признании необходимым проведение ремонтно-восстановительных работ комнаты № в жилом доме ... и пункта 3 постановления администрации города Костромы № 1046 в редакции постановления администрации города Костромы № 1628 от 01 сентября 2020 г. в части необходимости отселения нанимателя и членов его семьи из спорного жилого помещения, поскольку ремонт спорного жилого помещения, признанного не пригодным для проживания после проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома возможен. Доказательств иного не имеется.
Вместе с тем, суд не может согласиться с тем, что наниматель с членами семьи подлежит отселению в жилое помещение маневренного фонда без расторжения договора социального найма жилого помещения.
В силу пункта 1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма.
Маневренным является жилищный фонд из жилых помещений, предоставляемых гражданам временно, на небольшой срок при различных непредвиденных обстоятельствах.
В случае, когда установлена невозможность проведения ремонта жилого помещения либо длительность ремонта помещения, собственник недвижимости обязан выселить нанимателя и его семью в другое благоустроенное жилье с целью реализации гражданами всего спектра прав, связанного с владением жилым помещением.
В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме; на время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда; в случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке; переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя (часть 1); взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма; договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению (часть 2).
Учитывая то, что спорное жилое помещение признано непригодным для проживания в апреле 2019 года, аварийность жилого помещения до настоящего времени не устранена, работы по его ремонту невозможно провести до проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе в части капитального ремонта фасадов и фундамента, и принимая во внимание то, что решение о проведении такого капитального ремонта собственниками многоквартирного дома не принималось, срок проведения ремонта не определялся, проектные решения ремонта не разрабатывались, в региональную программу изменения в части изменения вида капитального ремонта не вносились, суд приходит к выводу, что администрация города Костромы с учетом длительности и неопределенности периода времени необходимого для приведения жилого помещения в пригодное для проживания состояние, реального нарушения жилищных прав граждан, должна была рассмотреть вопрос о предоставлении Ипатовой С.М. и членам её семьи в пользование другого благоустроенного жилого помещения с заключением договора социального найма. Предоставление в данном случае Ипатовой С.М. и членам её семьи для отселения помещения маневренного жилого фонда, не соответствует требованиям закона, ввиду недоказанности возможности проведения капитального ремонта спорного жилого помещения в короткий, разумный срок. При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на Администрацию города Костромы обязанность в течение 15 рабочих дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу вынести постановление, в котором решить вопрос о предоставлении Ипатовой С.М. и членам её семьи для отселения в пользование другого пригодного для постоянного проживания, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Доводы представителя административного ответчика о том, что данное требование не подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ, суд считает ошибочным, поскольку в данном случае вопрос о праве не решается, на административный орган возложена обязанность рассмотреть вопрос об отселении нанимателя в соответствии с требованием действующего законодательства.
Понесенные административным истцом Ипатовой С.М. судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме 300 руб. и по направлению административного иска в размере 240 руб. по квитанции от 29.11.2020, подлежат взысканию с административного ответчика согласно ст. 111 КАС РФ.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ипатовой С. М. удовлетворить частично.
Пункт 3 постановления Администрации города Костромы № 1046 от 19.06.2019 в редакции постановлений администрации города Костромы № 1628 от 01.09.2020 и № 147 от 09.02.2021 в части предоставления нанимателю и членам её семьи жилого помещения маневренного фонда для отселения до завершения работ указанных в п. 2 настоящего постановления без расторжения договора социального найма, признать незаконным.
Обязать Администрацию города Костромы в течение 15 рабочих дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу вынести постановление, в котором решить вопрос о предоставлении Ипатовой С. М. и членам её семьи для отселения в пользование другого пригодного для постоянного проживания, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Ипатовой С. М., отказать.
Взыскать с администрации города Костромы в пользу Ипатовой С. М. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и почтовые расходы в размере 240 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.В. Коровкина
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2021 г.