ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-205/2022 от 25.07.2022 Большеуковского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-205/2022

УИД 55RS0010-01-2022-000244-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего – судьи Жаргаковой Д.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булиховой Т.П., с участием помощника прокурора Большеуковского района Омской области Горбунова В.И., рассмотрев 25.07.2022 в открытом судебном заседании в с. Большие Уки Омской области административное дело по иску прокурора Большеуковского района Омской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие в части неосуществления внутреннего финансового аудита и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большеуковского района Омской области обратился с вышеуказанным административным иском в суд к администрации Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области бюджетного законодательства, установлено, что в нарушение требований ст. 160.2-1 БК РФ, пп. 3, 5 федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н, администрацией поселения внутренний финансовый аудит не осуществляется. По данному факту прокуратурой района 11.03.2022 главе поселения внесено представление. Вместе с тем, согласно представленным 23.06.2022 администрацией сельского поселения сведениям, установлено, что внутренний финансовый аудит в 2020-2022 гг. не проводился. Таким образом, нарушения, связанные с осуществлением внутреннего финансового аудита до настоящего времени не устранены. Бездействие администрации поселения нарушает требования бюджетного законодательства, препятствует реализации принципов бюджетной системы. Просит признать бездействие администрации Аевского сельского поселения, выразившееся в неосуществлении внутреннего финансового аудита незаконным и обязать в срок до 01.12.2022 организовать внутренний финансовый аудит за 2021 год в соответствии с приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н.

В судебном заседании помощник прокурора Большеуковского района Омской области Горбунов В.И. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены илиоспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор в силу ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п. 1 ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются, в том числе: главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

В силу абз. 1 п. 1 ст. 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (п. 4 ст. 154 БК РФ).

Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита определены в статье 160.2-1 БК РФ.

Согласно п. 1 ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета: 1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности; 2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств; 3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации, на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия, в целях оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (п. 3, абз. 1 п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ).

Целями внутреннего финансового аудита являются: соблюдение установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля; подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 настоящего Кодекса; повышение качества финансового менеджмента (п. 2 ст. 160.2-1 БК РФ).

Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (абз. 3 п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ).

Приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н утвержден федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», который разработан в соответствии со статьей 160.2-1 БК РФ и подлежит применению должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита (далее Стандарт).

На основании п. 3 Стандарта основанием организации внутреннего финансового аудита с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 БК РФ является одно из следующих решений об организации внутреннего финансового аудита, которое должен принять руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств: а) решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита; б) решение о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита (далее - упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита); в) решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита лицам, указанным в пункте 16 настоящего Стандарта.

Согласно п. 11 Стандарта принятое решение об организации внутреннего финансового аудита оформляется: а) в случае принятия решения об образовании субъекта внутреннего финансового аудита - приказом или распоряжением об образовании (создании, преобразовании, наделении полномочиями) субъекта внутреннего финансового аудита; б) в случае принятия решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита - приказом или распоряжением об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита (о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита) и (или) путем внесения необходимых изменений в должностной регламент (должностную инструкцию) руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) в служебный контракт (трудовой договор), заключенный с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, с учетом положений пункта 14 настоящего Стандарта; в) в случае принятия решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита - документом о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, предусмотренным пунктом 18 настоящего Стандарта.

Как следует из материалов дела, администрация Аевского сельского поселения является участником бюджетного процесса, в частности осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств Аевского сельского поселения, таким образом, на основании вышеуказанных положений бюджетного законодательства является главным администратором бюджетных средств, вследствие чего обязана организовать внутренний финансовый аудит, путем принятия и оформления главой администрации поселения одного из решений, указанных в пп. 3, 11 Стандарта, и реализовать его в соответствии с порядком, установленным данным Стандартом.

Прокуратурой района проведена проверка по соблюдению администрацией Аевского сельского поселения настоящих требований бюджетного законодательства, по результатам которой установлено, что административным ответчиком внутренний финансовый аудит не организован.

В адрес главы администрации прокурором было внесено представление об устранении выявленного нарушения, при этом меры по организации внутреннего финансового аудита так и не приняты.

Указанные обстоятельства, подтверждаются выдержкой из Устава Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области, представлением прокурора, ответом и.о. главы администрации поселения от 23.06.2022.

Доказательств устранения выявленного нарушения в ходе рассмотрения дела суду не представлено.

Обращение прокурора справедливо обусловлено защитой интересов муниципального образования Аевского сельского поселения, поскольку неосуществление внутреннего финансового аудита может повлечь неэффективное (неэкономное, нерезультативное) расходование средств местного бюджета, а также составление недостоверной бюджетной отчетности.

Таким образом, административные исковые требования прокурора основаны на представленных доказательствах и нормах закона.

Руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд, возлагая на административного ответчика обязанность, совершить действия по устранению выявленного нарушения, принимает во внимание объем предполагаемой работы, и полагает, что предложенный прокурором срок достаточен для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Большеуковского района Омской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие в части неосуществления внутреннего финансового аудита и возложении обязанности устранить допущенное нарушение удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области, выразившееся в неосуществлении внутреннего финансового аудита.

Обязать администрацию Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в срок не позднее 01.12.2022 организовать осуществление внутреннего финансового аудита за 2021 год в соответствии с приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита».

Об исполнении решения суда администрации Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области необходимо сообщить в течение одного месяца со дня истечения срока его исполнения в суд и прокурору Большеуковского района Омской области.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Большеуковский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.Е. Жаргакова

Мотивированное решение изготовлено 27.07.2022