ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2061/17 от 02.08.2017 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-2061/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2017 года г. Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.Ю.

при секретаре Емельяновой Е.В.

с участием представителя ООО «РН-ЮНГ» Потехиной Ж.В.

представителя Природнадзора Югры Туровининой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» к службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры о признании незаконным предписания №09-274/2017 от 02.03.2017 года об устранении нарушений лесного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «РН-Юганскнефтегаз» (далее Общество, ООО «РН-ЮНГ») обратилось в суд к службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (далее - Природнадзор Югры) с вышеуказанным административным иском, по которому просит признать недействительным и отменить предписание Природнадзора Югры от 02.03.2017 № 09-274/2017 об устранении нарушения и взыскать с него госпошлину в размере 2000 рублей.

Требования мотивированы тем, что 29 марта 2017 года (входящий № 4771) в ООО «РН-ЮНГ» поступило предписание об устранении нарушений лесного законодательства № 09-274/2017 от 02.03.2017г. (далее - предписание), вынесенное Природнадзором Югры.

Общество считает предписание незаконным по следующим доводам: основанием для выдачи предписания послужил протокол № 09-274/2017 об административном правонарушении, составленный 02.03.2017 года в 11 часов 30 минут государственным инспектором Природнадзора Югры. Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает выдачу предписаний в рамках административного производства.

Более того, предписание Природнадзора Югры вынесено с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите» прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ № 294-ФЗ), Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 31.01.2012 № 10 (далее - Административный регламент), Положения о службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, утвержденного Губернатором ХМАО-Югры от 24.08.2012г. № 299-п (далее - Положение Губернатора), Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2007г. № 394 (далее Положение Правительства) по следующим основаниям:

Из Предписания следует, что Природнадзор Югры, руководствуясь ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса РФ, обязал ООО «РН-Юганскнефтегаз» прекратить использование лесов с нарушением подпункта «а» пункта 4.3, подпунктов «а», «в», «м», «н», «о» пункта 4.4 договора аренды лесного участка от 04.05.2011 № 107/11-06 в срок до 01.07.2017г.

В нарушение требований ФЗ № 294-ФЗ в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» не проводились проверки соблюдения лесного законодательства, в результате которых было выявлено нарушение, а именно использование лесов с нарушением подпункта «а» пункта 4.3, подпунктов «а», «в», «м», «н», «о» пункта 4.4 договора аренды лесного участка от 04.05.2011 № 107/11-06.

Предписание Природнадзора Югры выдано вне процедуры проведения проверки.

Предписание Природнадзора Югры выдано с нарушением положения ст. 96 Лесного кодекса РФ, пп. «з» п. 8, п. 12 Положения, ст.9, 10 ФЗ № 294-ФЗ, п. 1.4, пп. 8 пп.8 п.1.5.1 Административного регламента, что, в свою очередь, привело к нарушению прав и законных интересов ООО «РН-Юганскнефтегаз», выразившемуся в выдаче незаконного Предписания, которым на Общество незаконно (в нарушение законом установленной процедуры) возложена обязанность по совершению ряда действий.

При этом нарушены права Общества, в частности, было нарушено право Общества на заблаговременное уведомление о предстоящей проверке, предусмотренное пунктами п. 12 ст. 9 (в течение трех рабочих дней до начала проведения плановой проверки) и п. 16 ст. 10 (не позднее, чем за 24 часа до начала проведения внеплановой проверки) Федерального закона № 294-ФЗ. Общество в нарушение указанных норм не было уведомлено о проведении проверки.

Проверка в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ, в отношении Общества не проводилась, распоряжение руководителя Природнадзора Югры о проведении проверки не издано, проверка не согласована с органами прокуратуры, акт проверки не оформлен и в адрес Общества не направлен.

В соответствии с пунктами 2, 4 и 6 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ проведение внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры, проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, не предоставления акта проверки являются грубыми нарушениями требований Закона N 294-ФЗ. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного суда РФ от 10.03.2015г. по делу № 309-КГ14- 7461.

Таким образом, предписание, выданное с нарушением установленного порядка, является незаконным.

Предписание руководителю Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не обжаловалось.

Согласно возражениям, поданным административным ответчиком в отношении заявленных требований, Природнадзор Югры отмечает, что оспариваемое предписание вынесено законно и обоснованно, а заявление ООО «РН-ЮНГ» об его отмене не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Общество указывает, что при выдаче предписания № 09-274/2017 от 02.03.2017 административным ответчиком нарушены нормы КоАП РФ, а также требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).

В силу части 3 статьи 96 JIK РФ, подпункта «з» пункта 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394 (далее - Положение), должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 1.4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного постановлением Губернатора автономного округа от 31.01.2012 №10, предметом федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах является деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, пожарной безопасности (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок (плановых, внеплановых) (далее также - проверка), проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства.

В силу указанного регламента государственную функцию по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда исполняет Природнадзор Югры.

Согласно пункту 5.3.3 Положения о Природнадзоре Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 № 299-п, орган осуществляет переданные полномочия Российской Федерации: федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда, и в силу пункта 6.6. с целью реализации полномочий в установленной сфере имеет право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания: об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства.

Поскольку полномочия по выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений отнесены Лесным кодексом и Положением к правам должностных лиц органов государственного лесного надзора, должностные лица государственного лесного надзора вправе выносить предписания вне рамок осуществления проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ.

Таким образом, нарушений требований Федерального закона № 294-ФЗ административным ответчиком не допущено.

Оспариваемое предписание № 09-274/2017 от 02.03.2017, вопреки доводам Общества, выдано не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в рамках осуществления полномочий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), следовательно, нарушения требований КоАП РФ также отсутствуют.

Учитывая изложенное, обязательное предписание № 09-274/2017 от 02.03.2017 выдано при наличии правовых и фактических оснований, оно содержит законные и обоснованные требования об устранении нарушений, по своему содержанию предписание понятно и исполнимо, выдано надлежащему лицу.

Доказательств того, что оспариваемое предписание нарушает права, свободы и законные интересы в соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец не представил, и из обстоятельств настоящего дела такие нарушения не усматриваются.

При таких обстоятельствах, предписание об устранении нарушений лесного законодательства от 02.03.2017 № 09-274/2017 является законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель административного истца Потехина Ж.В. на заявленных требованиях настаивала, просила их удовлетворить, мотивировав доводами, изложенными в иске.

Представитель административного ответчика Природнадзора Югры Туровинина А.В. в судебном заседании против иска возражала, мотивируя доводами, изложенными в возражении на исковое заявление, просила в иске отказать, поскольку предписание является законным и обоснованным.

Представитель Природнадзора Югры (Нефтеюганское управление), государственный инспектор Природнадзора Югры Пономарева Е.Ю. в судебном заседании не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п.6.6 Положения о службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 24.08.2012 N 299-п «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В соответствии с п. 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 (ред. от 28.01.2015) федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со ст. 9 - 13 и 14 ФЗ № 294-ФЗ, а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1.4 Административного регламента, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО - Югры № 10 от 31.01.2012г., предметом федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах является деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, пожарной безопасности (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок (плановых, внеплановых), проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства.

Согласно п.п. 8 п. 1.5.1. Административного регламента при осуществлении государственной функции должностные лица Природнадзора Югры имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Статьями 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определены организация и порядок проведения плановых и внеплановых проверок юридических и предпринимателей в процессе осуществления своей деятельности

Так в соответствии с требованиями ст.9 ФЗ № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, о ее проведении юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В свою очередь согласно ст.10 ФЗ № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием для проведения которой является поступление в органы в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Выдача предписаний предусмотрена пп.1 п.1 ст. 17 ФЗ № 294-ФЗ в соответствии с которым в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Как предусмотрено ч.2 ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с п.п..7,8 ч.3 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Анализ действующего законодательства регулирующего данные правоотношения указывает на то, что выдача предписаний должностными лицами, осуществляющими государственный контроль в число которых входит Природнадзор Югры регламентирована напрямую требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, проверка в порядке, установленном Законом от N 294-ФЗ, не проводилась. При этом обстоятельств, перечисленных в части 3 статьи 1 Законом от №294-ФЗ, не имелось.

Основанием для выдачи предписания послужил протокол № 09-274/2017 об административном правонарушении, составленный 02.03.2017 года государственным инспектором Природнадзора Югры, на что имеется непосредственная ссылка в указанном предписании в основании его выдачи, что не оспаривается стороной ответчика. Никаких проверок при этом не проводилось, распоряжений о проведении проверок не издавалось, их проведение с органами прокуратуры не согласовывалось, актов по результатам проверки не составлялось.

В соответствии с пунктами 2, 4 и 6 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ указанные нарушения со стороны административного органа являются грубыми, в связи с чем оспариваемое предписание является незаконным и подлежащим отмене.

Доводы представителя ответчика основаны на неверном толковании законодательства в связи с чем судом во внимание приняты быть не могут.

В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд взыскивает с Природнадзора Югры в пользу административного истца в возмещение расходов по уплате госпошлины 2000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» удовлетворить

Признать незаконным предписание Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры № 09-274/2017 от 02.03.2017г. об устранении нарушений лесного законодательства.

Обязать Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры отменить предписание № 09-274/2017 от 02.03.2017г. об устранении нарушений лесного законодательства.

Взыскать со Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры в пользу общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» в возмещение расходов по уплате госпошлины 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Судья: подпись