Административное дело № 2а- 2061/17
(публиковать)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2017 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Владимировой А.А.,
при секретаре Мерзляковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Росприроднадзора по Удмуртской Республике о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы и приказа Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от <дата>№,
УСТАНОВИЛ:
В Первомайский районный суд г. Ижевска УР поступило исковое заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Управлению Росприроднадзора по Удмуртской Республике о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы и приказа Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от <дата>№. Административный истец указывает, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой установлены нарушения законодательства в деятельности Управления Росприроднадзора по УР при организации и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон ТБО «Венда». В соответствии с 4.8 Положения об Управлении Росприроднадзора по УР (утв. приказом Росприроднадзора от <дата>№) Управление Росприроднадзора по УР по поручению центрального аппарата Росприроднадзора организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня. На основании письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата>№ Управлению Росприроднадзора по УР поручено проведение государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) проектной документации «Полигон ТБО «Венда». Разработку проектной документации объекта ГЭЭ для ООО «Венда» проводило ООО «Агентство природоохранных технологий». Управлением Росприроднадзора по УР <дата>. с ООО «Агентство природоохранных технологий» заключен государственный контракт № на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон ТБО «Венда». Приказом Управления Росприроднадзора по УР от <дата>. №-П утвержден состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (далее – экспертная комиссия ГЭЭ) и задание на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон ТБО «Венда». В соответствии с заданием экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы руководителю, ответственному секретарю и членам экспертной комиссии ГЭЭ поручено в срок до <дата>. представить заключение экспертной комиссии ГЭЭ материалов проектной документации «Полигон ТБО «Венда». При проведении экологической экспертизы необходимо определить соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации, достаточность предусмотренных мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
По результатам проведения государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон ТБО «Венда» экспертной комиссией дано заключение о соответствии проектной документации требованиям законодательных актов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами и о возможности реализации проектной документации. Срок действия заключения экспертизы 3 года. Указанное заключение утверждено приказом Управления Росприроднадзора по УР от <дата>№.
Административный истец полагает, что приказ Управления Росприроднадзора по УР от <дата>№ «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон ТБО «Венда» является незаконным.
Так, в нарушение требований Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. приказом Госкомэкологии России от <дата>№, далее Положение об ОВОС) оценка воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду надлежащим образом заказчиком проектной документации объекта ГЭЭ - ООО «Венда» проведена с нарушением требований. На этапах подготовки предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду и подготовки окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду информирование и участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду не проводилось. Информация в средствах массовой информации размещена не заказчиком – ООО «Венда», а Администрацией МО «Дулесовское». Информация, опубликованная в изданиях «Красное прикамье», «Удмурт дунне» и «Парламентская газета» не содержит сведений о представителе заказчика, примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду. В указанных средствах массовой информации опубликовано лишь постановление Администрации МО «Дулесовское» от <дата>№ «О публичных слушаниях по проектированию и последующему строительству объекта «Полигон ТБО «Венда». Кроме того, представленный на ГЭЭ в материалах общественных обсуждений протокол проведения общественных обсуждений в нарушение п. 4.9 Положения об ОВОС не подписан представителями органов исполнительной власти, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Общественные обсуждения по объекту ГЭЭ проведено МО «Дулесовское», которое согласно ст. 1 Устава наделено статусом сельского поселения. Кроме того, в представленных на ГЭЭ материалах по оценке воздействия на окружающую среду отсутствуют:
- список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения;
- вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественных слушаний;
- списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, образованная приказом Управления Росприроднадзора по УР №-П от <дата>., в силу положений ст.ст. 3, 15-18 ФЗ «Об экологической экспертизе», должна была в ходе проведения государственной экологической экспертизы представленных материалов проектной документации «Полигон ТБО «Венда» усмотреть нарушения требований ст. 9 ФЗ «Об экологической экспертизе», раздела 3 и 4 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 №372) – далее – Положение об ОВОС, ч. 4 ст. 5, ст. 65 Водного кодекса РФ, допущенные при проведении оценки воздействия на окружающую среду и разработке проектной документации. Однако заключение государственной экологической экспертизы не содержит в себе информации о нарушении указанных требований законодательства об охране окружающей среды при проведении оценки воздействия на окружающую среду, а также разработке проектной документации объекта ГЭЭ. Управление Росприроднадзора по УР при изучении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации полигон «ТБО «Венда» и издании приказа от <дата>№ «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон ТБО «Венда». В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно абз.8 ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе» гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения относится к одному из важнейших принципов проведения государственной экологической экспертизы. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, абз. 1, 2, 3 ст.3, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Допущенные нарушения при организации и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон ТБО «Венда» являются существенными и препятствуют осуществлению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Нарушение порядка организации и проведения общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, послужили препятствием для представления гражданами замечаний на материалы оценки воздействия на окружающую среду проектируемого объекта и выражение своей позиции по указанным вопросам. Указанные обстоятельства повлекли неосведомленность общественности при проведении общественных обсуждений объекта ГЭЭ, нарушение основополагающего принципа гласности проведения государственной экологической экспертизы и нарушение конституционного права граждан на получение информации о состоянии окружающей среды. Нарушения законодательства, допущенные при организации и проведении ГЭЭ повлекли направление в прокуратуру обоснованных обращений граждан. О том, что при проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон ТБО «Венда» нарушены требования действующего законодательства административному истцу стало известно в ходе рассмотрения обращения ФИО5, поданного в интересах ФИО11, что свидетельствует о соблюдении установленного ст.219 КАС РФ срока для обращения в суд. На основании изложенного, административный истец просит:
Признать незаконным заключение государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Полигон ТБО», утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по УР от <дата>. № «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон ТБО «Венда», с момента издания указанного приказа.
Признать незаконным приказ Управления Росприроднадзора по УР от <дата>. № «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон ТБО «Венда» с момента издания.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Априт».
В ходе рассмотрения дела истец изменил основание иска путем дополнения указывая, что обсуждению с гражданами и общественными организациями подлежит проектная документация на строительство объекта, используемого для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности. В нарушение указанных требований в составе представленных на экспертизу материалах отсутствуют материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы - проекта «Полигон ТБО «Венда» с гражданами и общественными организациями, организованных муниципальным образованием «Сарапульский район». В нарушение закона под видом указанных материалов заказчиком представлены публикации постановления Администрации МО «Дулесовское» от <дата>№ «О публичных слушаниях по проектированию и последующему строительству объекта «Полигон ТБО «Венда» в изданиях «Красное прикамье» № от <дата>, «Удмурт дунне» № от <дата> и «Парламентская газета» № от <дата>. Однако на указанную дату обсуждение с гражданами объекта экспертизы не назначалось, информация об этом в средствах массовой информации не размещалась, доступность гражданам для ознакомления с проектной документацией «Полигон ТБО «Венда» не обеспечена. Более того, задание на разработку проектной документации «Полигон ТБО «Венда» утверждено директором ООО «Венда» Катаевым В.В. только <дата>, то есть спустя более 2 лет с момента проведения общественных обсуждений, материалы которых представлены на ГЭЭ. В нарушение п.9 Положения №698, п.40, 41, 42 Регламента №204 некомплектность представленных на экспертизу материалов, в части отсутствия документов об общественных обсуждениях в рамках ОВОС и материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы - проекта «Полигон ТБО «Венда» с гражданами и общественными организациями, Управлением не выявлена, уведомление о некомплектности материалов с указанием документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, а также сроков представления материалов в полном объеме, заказчику Управлением не направлено, материалы приняты на экспертизу. В последствии в нарушение п.5 ст.16 ФЗ «Об экологической экспертизе», п.20 Положения №698 и п.61 Регламента №204 эксперты не осуществили всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представленных на государственную экологическую экспертизу материалов, при отсутствии в представленных на экспертизу материалах сведений и документов о проведении общественных обсуждений в рамках ОВОС и обсуждения с в гражданами объекта экспертизы, сделали необъективный и необоснованный вывод о соответствии материалов требования законодательных актов в сфере охраны окружающей среды и возможности их реализации. В силу указанных в административном исковом заявлении положений закона предметом экологической экспертизы является именно соответствие всех подлежащих представлению на экологическую экспертизу документов и (или) документации установленным требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании заместитель Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора О.Л. Богатырева, поддержала доводы административного искового заявления, просила суд удовлетворить иск в полном объеме, указала, что доводы административного ответчика основаны на неверном толковании закона. Суду пояснила, что на момент рассмотрения жалоб граждан в <дата> не имелось заключения государственной экспертизы, утвержденное приказом лишь <дата>. О наличии данных документов стало известно лишь в ходе рассмотрения обращения ФИО5, что свидетельствует о соблюдении срока для обращения в суд.
В судебном заседании представитель административного ответчика – Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике Бажайкин А.Л., Пупышева И.В., действующие на основании доверенностей требования не признали, указали, что исковые требования удовлетворению не подлежат, производство по делу подлежит прекращению. Кроме того, административным истцом пропущен срок обращения в суд, так как имелись обращения граждан в прокуратуру еще в <дата> году, что подтверждается надзорным производством. Также представили письменные возражения и дополнение к письменным возражения на иск, в которых указали, что на момент поступления документов для проведения государственной экологической экспертизы была установлена их комплектность в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по представлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Минприроды России № от <дата> (далее – Административный регламент). Юридических оснований для отказа в предоставлении данной государственной услуги не имелось. В законе «Об экологической экспертизе» не указан конкретный перечень материалов оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности, которые должны быть в составе документации, подлежащей ГЭЭ. Данный закон также не содержит положений о том, что экспертная комиссия ГЭЭ обязана в ходе проведения представленных материалов осуществлять какую бы то ни было проверку проведенной Заказчиком оценки воздействия на окружающую среду. В силу требований закона, заказчик обязан был представить административному ответчику в числе документации, подлежащей ГЭЭ, материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, что и было выполнено ООО «Венда». Указанные материалы были оценены экспертами ГЭЭ, их количество было признано экспертами достаточным, их содержание отражает мнение общественности о проекте полигон ТБО. Таким образом, все представленные на экспертизу документы формально соответствовали требованиям законодательства. Относительно доводов Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о том, что общественные обсуждения по проекту ГЭЭ были проведены МО «Дулесовское», а не органом местного самоуправления муниципального района (Глазовского района), что противоречит ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об экологической экспертизе», административный ответчик отмечает следующее. Общественные обсуждения по проекту «Полигон ТБО «Венда» проводились в рамках процедуры оценки воздействия в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372). В данном Положении не указано, что общественные обсуждения должны быть проведены именно органом местного самоуправления муниципального района. По тексту Положения указана формулировка «органы местного самоуправления» (п. 2.5, п. 4.2, п. 4.9 и пр.). С учетом вышесказанного административный ответчик считает, что общественные обсуждения по проекту «Полигон ТБО «Венда» могли проводиться МО «Дулесовское», ссылка Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора на ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об экологической экспертизе» является необоснованной. Если административным истцом заявлены требования о признании незаконным заключения ГЭЭ и приказа, его утвердившего, то необходимо выявлять нарушение норм: Федерального закона от 23.11.1995 №174 –ФЗ «Об экологической экспертизе», Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата>№, и Административного регламента. По мнению административного ответчика, экспертная комиссия лишь фиксирует наличие в составе представленных ей для проведения ГЭЭ документов наличие материалов ОВОС и дает им соответствующую экспертную (профессиональную) оценку, не давая при этом оценку правовую (т.е. не оценивает материалы ОВОС с точки зрения точности соблюдения процедуры ОВОС). Форма и содержание представленных заказчиком материалов соответствовала требованиям закона об экологической экспертизе. Порядок проведения экологической экспертизы был также соблюден. В нарушение требований статьи 218 КАС РФ в иске не указано, каким образом заключение комиссии ГЭЭ и приказ Управления Росприроднадзора по УР нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В иске не говорится о том, что заключение комиссии и оспариваемый приказ нарушают права граждан, а говорится о неосведомлённости граждан при проведении общественных обсуждений объекта ГЭЭ, о нарушении принципа гласности при проведении ГЭЭ, о нарушении конституционного права граждан на получение информации о состоянии окружающей среды. Однако наличие в материалах дела публикаций в газетах, материалов общественных обсуждений и пр. опровергает данные доводы административного истца. Таким образом, представленные в материалы дела документы не позволяют согласиться с мнением административного истца о том, что экспертная комиссия свое заключение вынесла без учета материалов обсуждений объекта экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями. Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором заявлены требования о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Полигон ТБО «Венда» и о признании незаконным приказа Управления Росприроднадзора по УР от <дата>№ «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон ТБО». Говоря об основаниях исковых требований, административный истец указывает в административном исковом заявлении, что при проведении ГЭЭ экспертная комиссия не усмотрела нарушения требований Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372). По мнению административного ответчика, данные основания не могут быть положены в основу вышеуказанных исковых требований, а потому по данным основаниям исковые требования не могут быть удовлетворены. Административный истец ссылается в иске на нарушение норм Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372), однако сами материалы ОВОС, процедура проведения ОВОС на сегодняшний день незаконными не признаны, не просит их признать незаконными и сам административный истец. Потому ссылки в иске на нарушение норм Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации административный ответчик считает необоснованными. Срок обращения в суд пропущен.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Венда» Созонова А.С., пояснила, что иск удовлетворению не подлежит. Административным истцом пропущен срок обращения с исков в суд, дала пояснения аналогичные пояснениям административного ответчика.
В судебном заседании представитель ООО «Априт» Ахметзянов М.И. исковые требования не признал, поддержал доводы административного ответчика.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин (далее – КАС РФ), организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.4 ст. 281 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, в данном случае, исходя из положений ч. 9 ст. 226 КАС РФ административный истец, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, должен указать и доказать, какие именно права, свободы и законные интересы лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов подано соответствующее административное исковое были нарушены оспариваемым решением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, или лиц, в защиту прав, свобод и интересов которых подано административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее – Закон об экспертизе) - экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона об экспертизе заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу ч.8 ст. 18 Закона об экспертизе заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Определением суда от <дата> отказано в удовлетворении ходатайств административного ответчика о прекращении производства по делу с указанием на то, что заключение государственной экологическо экспертизы (далее ГЭЭ) может быть предметом оспаривания в судебном порядке в силу прямого на то указания Закона об экспертизе, а также ввиду отсутствия предусмотренных законом иных оснований прекращения производства по настоящему делу.
Относительно заявлений ответчика, заинтересованного лица ООО «Венда» о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, суд отмечает следующее.
Частью 1 статьи 219 КАС РФ предусматривается, что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По своему буквальному смыслу приведенная норма права для исчисления срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется моментом, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Как следует из письма депутата Государственной думы ФИО5 от <дата>, к нему обратился ФИО11 с просьбой оказать содействие в решении указанного в заявлении вопроса (по факту неверного проведения экспертизы о строительстве «полигона ТБО «Венда»). Передает обращение главе УР. Данное письмо поступило в Прокуратуру УР <дата>.
Как верно отмечено административным истцом на момент рассмотрения жалоб граждан в <дата> году не имелось заключения государственной экспертизы, утвержденное приказом административного ответчика лишь <дата>., которое является предметом рассмотрения в данном деле. Данные обращения от <дата>., <дата>., <дата>. не могут содержать информации о нарушении ГЭЭ прав, свобод и законных интересов заявителей, так как ГЭЭ проводилась в <данные скрыты>.
Никаких доказательств, свидетельствующих о том, что граждане, в защиту интересов в том числе и которых обратился административный истец знали о содержании проведенной экспертизы ранее <дата> года суду не представлено.
Кроме этого, ссылки представителей административного ответчика, заинтересованного лица «Венда» на то, что граждане ранее обращались в органы прокуратуры с жалобами на нарушения при проведении общественных слушаний, судом отвергаются исходя из того, что сами по себе (вне последующего утверждения их в рамках заключения ГЭЭ) общественные слушания, порядок их проведения, их итоги, не образуют самостоятельного юридически значимого результата, так как в силу п.1.1 Положения об ОВОС общественные обсуждения - это комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.
Довод представителей ответчика и заинтересованного лица ООО «Венда» о том, что граждане были осведомлены о возможном строительстве полигона ТБО, не свидетельствует о том, что указанным лицам было известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов в ходе проведения ГЭЭ.
С административным исковым заявлением Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд <дата>, таким образом, административным истцом соблюден установленный ст.219 КАС РФ 3-х месячный срок для обращения в суд.
Оценивая доводы и доказательства сторон, представленные ими в обоснование своей позиции по существу дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата>. № Управлению Росприроднадзора по УР (далее – Управление) поручено проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон ТБО «Венда», который расположен на земельном участке по адресу: УР, Сарапульский район, территория Дулесовской сельской администрации, массив «Дулесовский» (с кадастровым номером №). Объект предназначен для централизованного размещения отходов производства и потребления г.Сарапула и Сарапульского района УР. (далее – объект ГЭЭ).
Приказом Управления от <дата>№-П утвержден состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (далее – экспертная комиссия ГЭЭ) и задание на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон ТБО «Венда».
В соответствии с заданием руководителю, ответственному секретарю и членам экспертной комиссии поручено в при проведении экологической экспертизы необходимо определить:
- соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды,
- полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации,
- достаточность предусмотренных мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Приказом Управления от <дата>№ утверждено заключение государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон ТБО «Венда» о соответствии ее требованиям законодательных актов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами и о возможности реализации проектной документации.
Административный истец полагает заключение ГЭЭ незаконным, не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, принципы гласности и учета общественного мнения. При этом, административный истец полагает, что при проведении ГЭЭ не дана должная оценка не обеспечению в нарушение требований нормативно-правовых актов участия общественности на всех этапах ОВОС.
С указанными доводами административного истца суд соглашается в виду следующего.
Как ранее уже указывалось - под экологической экспертизой закон понимает установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст.1 Закона об экологической экспертизе)
В соответствии со ст. 3 Закона об экспертизе экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Согласно статье 10 Закона об экологической экспертизе государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Из подпункта 7.2 статьи 11 Закона об экологической экспертизе следует, что к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относится проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности. Согласно статье 14 Федерального закона об экологической экспертизе государственная экологическая экспертиза объектов, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе в том числе: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта (пункт 5). Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы (пункт 7). В соответствии со статьей 18 Федерального закона об экологической экспертизе заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1). Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 4). Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным; положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ; правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта ГЭЭ. (пункт 5). В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении (пункт 7). Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке (пункт 8). Таким образом, в силу указанных положений закона, предметом экологической экспертизы является именно соответствие всех подлежащих представлению на экологическую экспертизу документов и (или) документации установленным требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно пунктам 4, 7, 15, 20, 23, 24, 29 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698 (далее - Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы), обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации (пункт 4). Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы имеют право в процессе проведения государственной экологической экспертизы запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы (пункт 7). Экспертная комиссия определяет, в том числе соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды; полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации; достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала (пункт 15). Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы. Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы: о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды; о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду; о возможности реализации объекта экспертизы. Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов: а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией; б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности. (пункт 20) Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа заключения, подготовленного экспертной комиссией (пункт 23). Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения (пункт 24). Заказчик документации, общественные организации, а также другие заинтересованные лица, не согласные с заключением государственной экологической экспертизы, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 29). В силу ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ ("Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Указанные требования установлены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года N 372 (далее Положение об ОВОС). В силу п.1.1 Положения об ОВОС материалы по оценке воздействия - комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации, представляемой на экологическую экспертизу; общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия. В соответствии с разделом 3 Положения об ОВОС установлено 3 этапа проведения ОВОС: 1. Уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее – 1 этап); 2. Подготовки предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду (далее – 2 этап); 3. Подготовки окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду (далее – 3 этап). В соответствии с п.2.5 Положения об ОВОС обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы). Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством. Согласно п. 4.2 Положения об ОВОС участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с Российским законодательством.
При этом согласно п. 4.3 Положения обо ОВОС, информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.
В публикации представляются сведения о:
названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;
наименовании и адресе заказчика или его представителя;
примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;
органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;
предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений;
сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду;
иной информации.
В силу пунктов 4.5 – 4.7 Положения об ОВОС Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду; заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду; на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п.4.8 Положения об ОВОС информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.
В силу п. 4.9 Положения об ОВОС, порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п.4.11 Положения об ОВОС заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.
Из п.12 Приложения к Положению об ОВОС следует, что материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании должны содержать материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в которых указывается:
12.1. Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.
12.2. Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.
12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественных слушаний (если таковые проводились).
12.4. Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.
12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
12.6. Сводка замечаний и предложений общественности с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие - не учтены, основание для отказа.
12.7. Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.
Таким образом, порядок участия общественности в процессе оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на природную среду на каждом этапе ОВОС детально регламентирован.
Как следует из представленных на экологическую экспертизу «Материалов оценки воздействия на окружающую среду» (раздел 12, лист 127) № ОВОС по объекту «Полигон ТБО «Венда» в нарушение пункта 4.9 Положения об ОВОС и пункта 12 Приложения к Положению об ОВОС в этом разделе отсутствуют, то есть не представлены на экспертизу:
список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения;
- вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае их представления участниками обсуждения;
- протокол проведения общественных слушаний, подписанный представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика;
все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком;
выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
сводка замечаний и предложений общественности с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие - не учтены, основание для отказа;
списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.
Также в данном разделе указано, что информирование общественности произведено путем размещения в средствах массовой информации - изданиях «Красное прикамье», «Удмурт дунне» и «Парламентская газета» только постановления Администрации МО «Дулесовское» от <дата>№ «О публичных слушаниях по проектированию и последующему строительству объекта «Полигон ТБО «Венда» (абз.1 раздела 12). Протокол указанных общественный обсуждений (публичных слушаний), список присутствующих участников и публикации в газетах представлены другом разделе - в материалах обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (абз.8 раздела 12).
Из преамбулы и п.1 постановления от <дата>. №, опубликованного в указанных газетах, следует о назначении и проведении <дата>. публичных слушаний по проектированию и последующему строительству объекта «Полигон ТБО «Венда», расположенного на территории Дулесовской сельской администрации, массив «Дулесовский», с кадастровым номером №, а также о размещении для ознакомления в Администрации МО «Дулесовское» материалов оценки воздействия на окружающую среду по намечаемой хозяйственной деятельности по строительству и эксплуатации объекта полигон ТБО «Венда».
При этом, из постановления не ясно на каком этапе ОВОС назначено проведение общественных обсуждений.
В нарушение требований п.4.3, 4.8, 4.11 Положения об ОВОС размещенные в вышеуказанных изданиях публикации не содержат сведений о сроках и месте доступности технического задания по ОВОС, предварительного варианта материалов по ОВОС и окончательного варианта материалов по ОВОС, не содержатся сведения о представителе заказчика, примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения.
Согласно письма главы МО «Дулесовское» от <дата>. № документов, подтверждающих размещение информации о возможности ознакомления с техническим заданием на проведение ОВОС, не имеется. Исходя из того, что слушания проводились <дата>., при этом окончательный вариант материалов ОВОС подготовлен значительно позже, о чем свидетельствуют приложенные к нему документы (письмо АУ УР «Управление Минприроды УР» от <дата>№, экспертное заключение № от <дата>, протоколы лабораторных исследований от <дата>, письма Минприроды УР от <дата>№, от <дата>№, письмо БУ УР «Сарапульская РайСББЖ» от <дата>№, письмо Удмуртского ЦГМС от <дата>№ и др.), информирование общественности о сроках и месте доступности окончательного варианта материалов ОВОС не проводилось, окончательный вариант материалов ОВОС с общественностью не обсуждался, доказательств обратного административный ответчик суду не представил.
Также, в нарушение п.4.9 Положения об ОВОС протокол проведения общественных обсуждений от <дата>. не подписан представителями органов исполнительной власти, гражданами, представителями общественных организаций (объединений).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что материалы ОВОС, представленные на экологическую экспертизу не соответствуют требованиям ФЗ «Об экологической экспертизе», Положения об ОВОС, не подтверждают факт соблюдения принципов гласности и учета общественного мнения при проведении экспертизы, так как информирование и обеспечение участия общественности в установленном порядке в подготовке и обсуждении материалов ОВОС на всех этапах ОВОС материалами, представленными на экспертизу не подтверждено.
Кроме того, в соответствии с абз. 5 п.1 ст.14 ФЗ «Об экологической экспертизе» в составе материалов, подлежащих экспертизе, представляются материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованных органами местного самоуправления. В нарушение указанных требований в составе представленных на экспертизу материалах не имеется материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы - проекта «Полигон ТБО «Венда» с гражданами и общественными организациями, организованных муниципальным образованием «Сарапульский район».
В нарушение закона под видом указанных материалов заказчиком представлены публикации постановления Администрации МО «Дулесовское» от <дата>. № «О публичных слушаниях по проектированию и последующему строительству объекта «Полигон ТБО «Венда» в изданиях «Красное прикамье», «Удмурт дунне» и «Парламентская газета». Однако на указанную дату обсуждение с гражданами объекта экспертизы не назначалось, информация об этом в средствах массовой информации не размещалась, доступность гражданам для ознакомления с проектной документацией «Полигон ТБО «Венда» не обеспечена. Более того, задание на разработку проектной документации «Полигон ТБО «Венда» утверждено директором ООО «Венда» Катаевым В.В. только <дата>., то есть спустя более 2 лет с момента проведения общественных обсуждений, материалы которых представлены на экспертизу.
В связи с чем подлежат отклонению доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что экспертная комиссия вынесла свое заключение с учетом материалов обсуждения проекта «Полигон ТБО «Венда» с гражданами, в связи с чем принцип гласности, обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС, учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы, нарушен не был.
Действительно, учет отрицательного либо положительного мнения общественности не влечет, соответственно отрицательного либо, наоборот, положительного заключения экспертной комиссии.
В то же время в силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
Таким образом, «усеченное» участие общественности (не в объеме, предусмотренном абз. 5 части 1 статьи 14 Закона об экологической экспертизе, а также Положением об ОВОС), фактическая имитация соблюдения указанных положений нормативных актов проведением слушаний от <дата>. свидетельствует именно о нарушении установленного ч.4 ст. 29 Конституцией РФ права граждан на получение информации, а также вышеуказанных прав каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством. Проведение экспертизы по материалам, не имеющим в своем составе ни материалов общественных обсуждений на стадии ОВОС, проведенных в соответствии с предъявляемым к ним требованиями, ни материалов общественных обсуждений объекта экспертизы – проекта «Полигон ТБО «Венда», нарушило установленный законом ст. 3 Закона об экологической экспертизе принцип гласности при проведении, повлекло ущемление права граждан на выражение своей позиции, представление замечаний, а также привело к сужению круга лиц, привлекаемых к обсуждению, к неосведомленности граждан о намечаемой деятельности.
При этом суд отвергает довод административного истца о нарушении ч.2 ст. 9 Закона об экологической экспертизе в связи с проведением общественных слушаний в рамках ОВОС МО «Дулесовское», обладающего статусом сельского поселения (ст.1 Устава МО «Дулесовское»), а не органом местного самоуправления муниципального района «Сарапульский район».
Так, положение об ОВОС регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.
Таким образом, установленные Положением об ОВОС нормы относятся исключительно к процессу проведения оценки воздействия и подготовки материалов по оценке воздействия.
Как следует из части 1 статьи 14 Закона об экологической экспертизе указанные материалы по оценке воздействия (абз. 2 части 1 статьи 14) предоставляются отдельно, помимо материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы (абз. 5 части 1 статьи 14).
Соответственно, установленный для подготовки материалов по оценке воздействия порядок не распространяется на подготовку материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы.
Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно ч.2 ст. 1 Устава МО «Дулесовское» является муниципальным образованием в статусе сельского поселения.
Положением об ОВОС не конкретизирован статус органа местного самоуправления, организующего участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду, в связи с чем оснований полагать, что МО «Дулесовское» не обладает указанными полномочиями не имеется.
Таким образом, в связи с тем, что судом установлено, что предусмотренные законом основания для принятия оспариваемых положительного заключения ГЭЭ и приказа ее утвердившего, отсутствовали, при этом, указанными актами были нарушены права граждан, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца
Согласно положениям п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Признание незаконными заключения ГЭЭ и приказа административного ответчика, его утвердившего, с момента издания указанного приказа, устраняют нарушение прав неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых обратился административный истец, так как аннулирует правовые последствия положительного заключения ГЭЭ.
руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Росприроднадзора по Удмуртской Республике о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы и приказа Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от <дата>№-удовлетворить.
Признать незаконными заключение государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Полигон ТБО «Венда», утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от <дата>№ «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон ТБО «Венда» и приказ Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике № от <дата> «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон ТБО «Венда» с момента издания указанного приказа.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.
Судья: А.А. Владимирова