ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2063/19 от 08.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

№ 2а- 2063/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2019 года Ленинский районный суд г. Ижевска УР в составе: председательствующего судьи Антюгановой А.А., при секретаре Бориной А.А., рассмотрев административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Региональному благотворительному фонду «УДМУРТИЯ БЕЗ НАРКОТИКОВ» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее по тексту административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации Регионального благотворительного фонда «УДМУРТИЯ БЕЗ НАРКОТИКОВ» (далее по тексту административный ответчик) и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. Требования мотивированы тем, что 02.03.2015 г. решением на общем собрании учредителей Региональный благотворительный фонд «УДМУРТИЯ БЕЗ НАРКОТИКОВ» был создан. Учредителями Организации выступили три физических лица – граждане РФ. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике 02.04.2015 г. было принято решение о государственной регистрации организации при ее создании. Сведения об организации внесены в ЕГРЮЛ УФНС по УР 21.04.2015 г. за основным государственным регистрационный номером . В своей деятельности административный ответчик руководствует уставом, утвержденным 02.03.2015 г. Согласно сведениям ЕГРЮЛ и пункте 1.4 устава, место нахождения административного ответчика: 426006, УР, г.Ижевск, ул. Баранова, д. 91. Должностным лицом, действующим без доверенности от имени организации (председатель) является Васильев А. В., избранный на должность на заседании правления 23.03.2018 г. Сведения о нем в установленном порядке внесены в ЕГРЮЛ 15.04.2018 г. В результате реализации контрольных полномочий Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике были установлены факты неоднократных и грубых нарушений административным ответчиком требований пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» и п. 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (далее Федеральный закон № 135-ФЗ)», п.3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с административным иском о ликвидации Организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о ней.

В судебное заседание представитель административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик – представитель Регионального благотворительного фонда «УДМУРТИЯ БЕЗ НАРКОТИКОВ», в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом по месту регистрации юридического лица. Уведомление суда, которое направлялось административному ответчику, возвратилось в суд с отметкой «Выбыли». При этом риск неблагоприятных последствий вызванных уклонением от получения судебных уведомлений в силу ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ несет сам административный ответчик.

Представитель заинтересованного лица – Межрайонная ИФНС № 11 по УР в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело без участия сторон.

Суд, изучив и исследовав материалы дела, считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 63 постановления Верховного суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российский Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, должно быть направлено по адресу его регистрации. При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу его регистрации. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

В пункте 68 названного постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 N 25 указано, что ст. 165.1. НК РФ подлежит применению так же к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Лица, участвующие в деле, реализуют свои права и обязанности по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих административному ответчику возможности являться за почтовой корреспонденцией, не представлено.

Таким образом, суд расценивает бездействие административного ответчика как умышленное уклонение от явки в суд, то есть неявку без уважительной причины.

Согласно ст. 3 п.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно Уставу Региональный благотворительный фонд «УДМУРТИЯ БЕЗ НАРКОТИКОВ» является некоммерческой благотворительной организацией, созданной для реализации целей, определенных уставом (п. 1.1).

Местом нахождения Организации является: <адрес>, (п. 1.4 Устава).

02.03.2015 г. решением на общем собрании учредителей Региональный благотворительный фонд «УДМУРТИЯ БЕЗ НАРКОТИКОВ» был создан. Учредителями Организации выступили три физических лица – граждане РФ. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике 02.04.2015 г. было принято решение о государственной регистрации организации при ее создании. Сведения об организации внесены в ЕГРЮЛ УФНС по УР 21.04.2015 г. за основным государственным регистрационный номером . В своей деятельности административный ответчик руководствуется уставом, утвержденным 02.03.2015 г. Должностным лицом, действующим без доверенности от имени организации в соответствии с п. 6.4.2 устава Организации является председатель Фонда - Васильев А. В., избранный на должность на заседании правления 23.03.2018 г. Сведения о нем в установленном порядке внесены в ЕГРЮЛ 12.04.2018 г.

В соответствии с главой 5 Устава Регионального благотворительного фонда «УДМУРТИЯ БЕЗ НАРКОТИКОВ» Высшим органом управления Фонда является Правление Фонда, единоличным исполнительным органом Фонда является Председатель Фонда, надзорным органом Фонда является Попечительский совет Фонда. Органами внутреннего и внешнего финансового контроля за деятельностью Фонда являются ревизионная комиссия Фонда, Аудиторская комиссия. Правление фонда формируется со сроком полномочий на 3 года. Согласно п. 6.3 Устава Председатель Фонда избирается сроком на 5 лет.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно, Уставом Организации, выпиской из ЕГРЮЛ от 30.04.2019 г., свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, решения общего собрания учредителей № 1 от 02.03.2015 г.

В соответствии пунктом 2 ст. 13.1, пунктом 4.1 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", подпунктами 63, 65 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014г. № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществлению контроля за их деятельностью.

В силу п.1 ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ № 7-ФЗ и другими федеральными законными.

Согласно подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и статьей 61 ГК Российской Федерации.

Абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, в нарушение требований действующего законодательства административный ответчик не представил в Управление на проверку документы по ведению бухгалтерского учета, сметы и (или) баланса, а так же не утверждался самостоятельный баланс и (или) смета, бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством РФ, не велся.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» все некоммерческие фонды подлежат обязательному аудиту.

Как установлено в судебном заседании, в нарушение требований действующего законодательства административный ответчик не представил на проверку в Управление документы, подтверждающие проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности Организации.

Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам.

Как установлено в судебном заседании, по информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по УР, поступившей в Управление в ходе межведомственного взаимодействия, в 2018 году и в январе 2019, в нарушение требований действующего законодательства административным ответчиком не представлены следующие формы статистической отчетности: № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы деятельности», № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников».

Согласно п.3 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу п.3.1 ст.32 ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Сведения, обязанность по предоставлению, которых установлена пунктами 3, 3.1 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п.10 ст.32 ФЗ "О некоммерческих организациях", неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Как установлено в судебном заседании, в нарушение требований действующего законодательства административный ответчик не представил отчетные сведения, а именно: отчеты по формам № ОН0001, № ОН0002 за 2015-2018 гг., либо заявление о соответствии Организации в 2015-2018 гг. требованиям п.3.1 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" и информация о продолжении деятельности, а так же отчеты о деятельности благотворительной организации за 2015-2018 гг.

Управлением Министерства юстиции РФ по УР в адрес административного ответчика неоднократно выносились письменные предупреждения (предписания) с требованием представить отчетные сведения от 08.08.2016 г. ; от 04.06.2018 г. с требованиями предоставить отчетные сведения. Предупреждения (предписания) направлены по адресу (месту нахождения) Организации: 426006, УР, <адрес>., конверты вернулись в адрес Управления с отметками ФГУП «Почта России»: «отсутствие адресата по указанному адресу», «истек срок хранения», «выбыли». Административным истцом было установлено, что в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) Организации.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон № 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица.

В соответствии с п. 7 ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в уполномоченный в соответствии со ст. 2 Закона № 129-ФЗ федеральный орган исполнительной власти. Некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 33).

Однако вся почтовая корреспонденция, направляется административным истцом административному ответчику по месту нахождения организации, возвращалась с отметками ФГУП «Почта России»: «отсутствие адресата по указанному адресу», «истек срок хранения», «выбыли». Согласно справки начальника отдела по обеспечению деятельности Управления – главного бухгалтера Н.С. Кривилевой от 30.04.2019 г. документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе (месте нахождения) Организации в Управление не поступали.

Учитывая, что административным ответчиком были допущены существенные нарушения требований федерального законодательства (пункты п. 1 ст. 3, п.п. 1, 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях», п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), которые не были устранены в установленный срок, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о ликвидации Регионального благотворительного фонда «УДМУРТИЯ БЕЗ НАРКОТИКОВ» заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

По смыслу Закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.

Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 г. N 343 утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с п. 12 Порядка, в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ, в связи с чем, требование административного истца об исключении сведений об административном ответчике из ЕГРЮЛ также подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 293,294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Региональному благотворительному фонду «УДМУРТИЯ БЕЗ НАРКОТИКОВ» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Региональный благотворительный фонд «УДМУРТИЯ БЕЗ НАРКОТИКОВ» (ОГРН 1151800000263), место нахождения: г. Ижевск, ул. Баранова, д. 91 и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Антюганова

Подлинник решения находится

в материалах дела № 2а-2063/2019

в Ленинском районном суде г. Ижевска