ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2065/2021 от 17.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-2065/2021

РЕШЕНИЕ

по административному делу

Именем Российской Федерации

17 ноября 2021 года г.Смоленск

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Шпак А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 об оспаривании приказа Главного управления Смоленской области по культурному наследию об утверждении охранного обязательства, об оспаривании акта технического состояния земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с административным иском об оспаривании приказа Главного управления Смоленской области по культурному наследию от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении охранного обязательства на земельный участок с кадастровым номером ссылаясь на нарушение административным ответчиком положений п.2 и п.3 ст.47.2 ФЗ РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно – необоснованное возложение на собственников обязанности обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, а также включение не советующих действительности сведений о нахождении земельного участка в охранной зоне Вознесенского монастыря.

В уточненном административном иске также приводятся доводы о нарушении порядка утверждения охранного обязательства, чему должно предшествовать составление акта технического состояния. В данном случае охранное обязательство было утверждено ДД.ММ.ГГГГ, а акт технического состояния составлен по результатам осмотра земельного участка ДД.ММ.ГГГГ.

Сам акт технического состояния земельного участка с кадастровым номером , составленный ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Главного управления Смоленской области по культурному наследию, оспаривается в части указания в п.12 «Перечень мероприятий по сохранения объекта культурного наследия» обязанности собственника проводить спасательные археологические работы.

Просят суд признать незаконным и отменить приказ Главного управления Смоленской области по культурному наследию от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным акт технического состояния земельного участка с кадастровым номером по результатам осмотра ДД.ММ.ГГГГ.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска и СОГБУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры».

В судебном заседании ФИО1, представитель ФИО3 А.В.. ФИО2 Ильин Н.А. поддержали заявленные требования.

Представитель Главного управления Смоленской области по культурному наследию ФИО5 возражала против удовлетворения административного иска.

Заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Основания для отложения судебного разбирательства, предусмотренные ст.150 КАС РФ, по делу отсутствуют.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).

С настоящим административным иском Д-вы обратились в суд в установленный законом срок.

Судом установлено, что ФИО1, ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под частью жилого дома, что подтверждается сведениями ЕГРН.

ДД.ММ.ГГГГ собственникам выдано разрешение на строительство на земельном участке индивидуального жилого дома; ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка; незавершенному строительством жилому дому присвоен номер «13Б».

ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Смоленской области по культурному наследию издан приказ об утверждении охранного обязательства собственника земельного участка с кадастровым номером , в границах которого располагается объект археологического наследия, являющийся объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «Культурный слой города» IX-XVIIвв., в отношении которого утвержден паспорт объекта культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Главного управления Смоленской области по культурному наследию составлен акт технического состояния земельного участка с кадастровым номером

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела.

В соответствии с положениями ст.47.6 ФЗ РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (ч.1).

Согласно ч.2 ст.47.6 Закона охранным обязательством устанавливаются следующие требования: к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона; к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона; к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации; к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.

В силу ч.3 ст.47.6 Закона в случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные пунктом 7 настоящей статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.

В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, может обжаловать указанные требования в суд.

Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи: по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона; по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона (ч.6 ст.47.6 Закона).

Охранное обязательство утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (п.2 ч.7 ст.47.6 Закона).

Форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения, порядок подтверждения лицом, указанным в пункте 11 настоящей статьи, выполнения содержащихся в нем требований устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (ч.9 ст.47.6 Закона).

Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (ч.11 ст.47.6 Закона).

Согласно п.2.2 Приложения № 1 к приказу Минкультуры России от 13 июля 2020 N 774 состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия являются неотъемлемой частью настоящего охранного обязательства (приложение N 1 к охранному обязательству) и определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ (далее - соответствующий орган охраны) культурного наследия (в соответствии со статьями 9, 9.1, 9.2, 9.3 Закона N 73-ФЗ) с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, на основании составленного органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

В соответствии с п.3.1, п.3.2, п.3.3, п.3.4, п.3.6 Приложения № 2 к приказу Минкультуры России от 13.07.2020 N 774 таблица "Состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия" (приложение N 1 к охранному обязательству) заполняется на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ (далее - соответствующий орган охраны) акта технического состояния объекта культурного наследия с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с указанием реквизитов письма, содержащего мнение собственника или иного законного владельца такого объекта.

Соответствующий орган охраны направляет письмо, содержащее состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия (далее - План работ), собственнику(ам) или иному(ым) законному(ым) владельцу(ам) объекта культурного наследия для учета мнения.

Собственник либо иной законный владелец объекта культурного наследия не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения письма, указанного в пункте 3.2. Порядка, направляет в соответствующий орган охраны письмо, содержащее мнение в отношении Плана работ. Реквизиты письма с мнением собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия указываются в графе "Примечание".

В случае непоступления ответа от собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия в установленный пунктом 3.3. Порядка срок соответствующий орган охраны указывает в охранном обязательстве План работ, как принятый с учетом мнения собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия с указанием в графе "Примечание" реквизитов письма, указанного в пункте 3.2. Порядка.

В План работ включаются научно-исследовательские и изыскательские работы, консервация и противоаварийные работы, реставрация, приспособление для современного использования и ремонт исходя из актуального технического состояния объекта культурного наследия, указанного в соответствующем акте технического состояния объекта культурного наследия.

В разделе II акта технического состояния земельного участка «Перечень мероприятий по сохранению объекта культурного наследия» указано следующее: «Спасательные археологические полевые работы с полным иди частичным изъятием археологических предметов из раскопов в случае невозможности обеспечить физическую сохранность археологического наследия при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах земельного участка в соответствии с нормами ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ».

При этом судом установлено, что в 2012 году на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0020306:37 проводились археологические исследования. По результатам исследований составлен научные отчет, который был утвержден комитетом полевых исследований без замечаний и принят на постоянное хранение в архив Института археологии РАН. Археологическими исследованиями земляные напластования, представляющие культурно-историческую ценность, не выявлены. Разработка Плана проведения спасательных археологических работ не целесообразна. Указанные обстоятельства изложены в ответе СОГБУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» от 17.02.2021.

Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что акт технического состояния земельного участка выполнен после утверждения охранного обязательства, что противоречит указанным нормам. Мнение собственника в установленном порядке уполномоченным органом не истребовалось и не учитывалось. Также не обоснована необходимость проведения спасательных археологических работ при наличии технического отчета, в котором такая необходимость отрицается.

Также в п.12 охранного обязательства указано, что земельный участок с кадастровым номером в соответствии с проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г.Смоленска (утвержден решением Смоленского облисполкома от 03.09.1982 № 528), историко-архитектурным и историко-археологическим опорным планом г.Смоленска (утвержден решением Смоленской областной Думы от 31.10.1996 № 171) расположен в границах охранной зоны Вознесенского монастыря – объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, «Собор Вознесенского монастыря, 1698г, и Надвратная церковь, 1697-1698гг.».

В силу ч.4 ст.5, ст.7 ФЗ РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.

Согласно ст.2 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, на карте градостроительного зонирования г.Смоленска установлены границы территориальных зон с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом г. Смоленска. Границы территориальных зон установлены по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, по границам сформированных земельных участков и по иным границам в соответствии с действующим законодательством. На карте градостроительного зонирования г. Смоленска отображены и границы зон с особыми условиями использования территории.

В Приложении № 4 приведены границы зон с особыми условиями использования территории; границы территорий объектов культурного наследия.

Объективные доказательства нахождения земельного участка в границах охранной зоны Вознесенского монастыря административным ответчиком не представлены.

В ЕГРН сведения о границах охранной зоны указанного объекта культурного наследия отсутствуют.

Как следует из ответа УАиГ Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером не входит в охранную зону Вознесенского монастыря; к ответу приобщена схема взаимного расположения объектов.

Более того, в охранном обязательстве, выданном ДД.ММ.ГГГГ СОГБУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» предыдущим собственникам земельного участка с кадастровым номером сведения о нахождении земельного участка в границах охранной зоны Вознесенского монастыря, установленной в ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют.

Также в заключении эксперта ООО ПКФ «Геодезия» исходя из анализа представленных для исследования документов содержатся сомнения относительно расположения земельного участка в охранной зоне Вознесенского монастыря.

Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что охранное обязательство, утвержденное приказом Главного управления <адрес> по культурному наследию от ДД.ММ.ГГГГ, и акт технического состояния земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020306:37 по результатам осмотра ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют перечисленным нормам закона; нарушают права собственников земельного участка, так как необоснованно возлагают на них дополнительные обязанности.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.227, 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

Признать охранное обязательство, утвержденное приказом Главного управления Смоленской области по культурному наследию от ДД.ММ.ГГГГ, и акт технического состояния земельного участка с кадастровым номером по результатам осмотра ДД.ММ.ГГГГ, незаконными как не соответствующие п.2 и п.3 ст.47.2 ФЗ РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2021.