Дело № 2а-2065/21
УИД 42RS0005-01-2019-005031-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Чурсиной Л.Ю.,
при помощнике судьи, участвующей в качестве секретаря судебного заседания Аршинской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске 10.11.2021 года дело по административному исковому заявлению администрации Междуреченского городского округа к государственному инспектору Кемеровской области по пожарному надзору ФИО1, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Кемеровской области о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора по пожарному надзору,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Междуреченского городского округа обратилась в Междуреченский городской суд Кемеровской области с административным иском к государственному инспектору Кемеровской области по пожарному надзору ФИО1, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Кемеровской области (далее по тексту ГУ МЧС России по Кемеровской области) о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора по пожарному надзору, просит признать незаконным предписание государственного инспектора Кемеровской области по пожарному надзору ФИО1№ от 21.06.2019 в отношении администрации Междуреченского городского округа по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что 21.06.2019 государственным инспектором Кемеровской области по пожарному надзору ФИО1 проведена плановая проверка деятельности администрации Междуреченского городского округа, по итогам которой вынесено предписание №, содержащие требования по устранению нарушений в области первичных мер пожарной безопасности, с установлением срока для устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ.
Предписанием установлены виды нарушения: пункт 1 предписания: «При разработке и осуществлении планов и программ развития территории Междуреченского городского округа не обеспечивается надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, а именно: в <адрес><адрес>), <адрес> (жилой сектор), <адрес> (жилой сектор), <адрес> порог(жилой сектор, СНТ), <адрес> (жилой сектор), <адрес> (жилой сектор, СНТ), <адрес> (жилой сектор, гора) имеются участки территории не обеспеченные источниками наружного противопожарного водоснабжения в целях пожаротушения»;
Пункт 2 предписания: «При разработке и осуществлении планов и программ развития территории Междуреченского городского округа не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, а именно: допущено возведение зданий на высоту более 30 метров (17-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>), при этом на территории городского округа отсутствует специальная пожарная техника, позволяющая обеспечить деятельность подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любой помещение зданий выше 30 метров»
В обоснование заявленных требований Административный истец – Администрация Междуреченского городского округа указывает, что оспариваемое предписание № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и заведомо неисполнимым. Предписание не конкретизировано и неопределенно, не указано, какие именно действия должны быть выполнены Администрацией. Исполнимость предписания, как и его конкретность, является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.
Предписание следует считать законным только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.
Несоблюдение указанных требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его недействительность.
Предписание административного ответчика является незаконным в связи с тем, что возлагает на административного истца обязанности, не предусмотренные законом, обязывает устранить нарушения, которые не совершались, тем самым нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Со ссылками на ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст. ст. 8, 30, 55 Градостроительного кодекса РФ, а также на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" полагала, что выявленные государственным инспектором Кемеровской области по пожарному надзору ФИО1 нарушения не относятся к реализации первичных мер пожарной безопасности органом местного самоуправления, указывая также на отсутствие разъяснений какие конкретно действия и меры Администрация Междуреченского городского округа обязана предпринять для устранения выявленных нарушений.
В части п. 2 Предписания административный истец указал, что Государственным инспектором не указано ни одной нормы действующего законодательства, устанавливающей запрет на строительство многоквартирных жилых домов высотой свыше 30 метров.
Считают, что Государственный инспектор, вменяя вину Администрации за допущение возведения зданий на высоту более 30 метров, превысил свои полномочия, так как данный вопрос не относится к первичным мерам пожарной безопасности в том смысле, который предусмотрен статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Вопросы застройки территории муниципального образования «Междуреченский городской округ» регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Междуреченский городской округ», утвержденными решением Междуреченского городского Совета народных депутатов от 17.07.2008 №.
Многоквартирные жилые дома по <адрес> (<данные изъяты>, ввод в эксплуатацию в <данные изъяты> году) и <адрес> (<данные изъяты>ти этажный, ввод в эксплуатацию в <данные изъяты> году) находятся в зоне многоэтажной застройки территории.
Ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержат запрета на ограничение этажности или высоты возводимых жилых строений при установлении вида разрешенного использования в градостроительном регламенте.
Проектная документация многоквартирных жилых домов прошла государственную экспертизу в соответствии со статьей 49 ГрК РФ. Получено заключение Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, согласно статье 54 ГрК РФ, о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Причины отказа в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию должны быть обоснованы. Их перечень носит императивный характер.
Считают, что решения и действия администрации Междуреченского городского округа, связанные со строительством многоквартирных домов по адресам: <адрес> и пр. <данные изъяты>, не могут быть признаны нарушением требований пожарной безопасности.
Административным истцом дано дополнение к административному исковому заявлению в части обоснования незаконности требований п. 1 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 173-185)
В судебном заседании представитель административного истца администрации Междуреченского городского округа ФИО3, действующая на основании доверенности не настаивая на признании п. 1 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, ввиду его исполнения, просила о признании п. 2 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку Верховный суд РФ в своем кассационном определении высказался что, первичные меры пожарной безопасности не включают в себя полномочия администрации, как органа местного самоуправления, по недопущению возведения на территории Междуреченского городского округа зданий выше 30 метров, а также по укомплектованию подразделений пожарной безопасности округа специальным техническим оборудованием для осуществления деятельности по спасению людей.
В судебном заседании представители административного ответчика Главного управления МЧС России по Кемеровской области ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая законным, обоснованным и исполнимым предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес Администрации Междуреченского городского округа по результатам плановой выездной проверки выполнения администрацией Междуреченского городского округа первичных мер пожарной безопасности. Не оспаривая факта исполнения Администрацией Междуреченского городского округа п. 1 Предписания, настаивая на исполнении п. 2 Предписания административным ответчиком, поскольку при разработке планов и программ развития Междуреченского городского округа не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, а именно: допущено возведение зданий на высоту более 30 метров, при этом на территории городского округа отсутствует специальная пожарная техника, позволяющая обеспечить деятельность подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий выше 30 метров.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации Междуреченского городского округа ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержала позицию административного истца, пояснив, что в соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Проектная документация многоквартирных жилых домов, указанных в обжалуемом предписании прошла государственную экспертизу (положительное заключение Управления Главгосэкспертизы России по Кемеровской области № строительства <данные изъяты>-этажного жилого <адрес> со встроенными продовольственным магазином и офисами в квартале <данные изъяты>» западного района <адрес> и положительное заключение государственной экспертизы № многоквартирного жилого <адрес> микрорайоне №<адрес>). Также при вводе данных домов в эксплуатацию получены заключения Инспекции государственного строительного надзора <адрес>, согласно статье 54 ГрК РФ, о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в которое также входит и заключение противопожарной безопасности.
В судебное заседание административный ответчик Государственный инспектор ФИО1, не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом надлежащим образом, согласно телефонограмме, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание представитель ФГКУ 9 отряд ФПС по Кемеровской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении судебной корреспонденции.
В порядке ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как разъяснено в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" - К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Также, согласно п. 10 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:…. 10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа;…
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69 «о пожарной безопасности».
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-Ф3 вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичны мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 год № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских пунктов в числе прочих относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы программы развития территорий городских округов.
Статьей 63 Федерального закона № 123-Ф3 определено, что первичные мер пожарной безопасности включают в себя в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществления мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории; разработку организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результата инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе; при строительстве таких объектов осуществляется государственный строительный надзор, предметом которой является соблюдение требований наличия разрешения на строительство требований к порядку осуществления строительного контроля, установленные указанным Кодексом, иными нормативными правовыми актами (часть 1 статьи 49 части 1, 3 статьи 54).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Распоряжением (Приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 14.05.2019 № 12 было назначено проведение плановой выездной проверки в отношении администрации Междуреченского городского округа, в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (том 1 л.д. 28-29). Задачами проверки является оценка выполнения администрацией Междуреченского городского округа первичных мер пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
Проверка проведена в период с 27 мая 2019 года по 21 июня 2019 года ФИО1 государственным инспектором Кемеровской области по пожарному надзору администрации Междуреченского городского округа, по результатам проверки был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.34-35).
Как указано в акте, в ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1.При разработке и осуществлении планов и программ развития территории Междуреченского городского округа не обеспечивается надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, а именно: в <адрес> (жилой сектор), <адрес> (жилой сектор), <адрес> (жилой сектор), <адрес> (жилой сектор, СНТ), <адрес>-<адрес> (жилой сектор), <адрес> (жилой сектор, СНТ), <адрес>-<адрес> (жилой сектор, гора) имеются участки территории не обеспеченные источниками наружного противопожарного водоснабжения в целях пожаротушения.
Нарушены требования п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч. 4 ст. 6, п. 1, п. 2 ст. 63, ч. 1, ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 2 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, п.4.1. СП 8.13130.2009.
2.При разработке и осуществлении планов и программ развития территории Междуреченского городского округа не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, а именно: допущено возведение зданий на высоту более 30 метров (17-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. <данные изъяты> этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>), при этом на территории городского округа отсутствует специальная пожарная техника, позволяющая обеспечить деятельность подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий выше 30 метров.
Нарушены требования п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч. 4 ст. 6, п. 1, п. 2 ст. 63, п.2, п.3 ч. 1 ст. 80, ч.1, ст.108 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.1 СНиП 21-01-97, п.7.1 СП 1.13130.2009.
По результатам проверки выдано администрации Междуреченского городского округа предписание № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.11-13, 36-37), в котором указано устранить нарушения в области первичных мер пожарной безопасности:
1.При разработке и осуществлении планов и программ развития территории Междуреченского городского округа не обеспечивается надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, а именно: в <адрес> (жилой сектор), <адрес> (жилой сектор), <адрес> (жилой сектор), <адрес> (жилой сектор, СНТ), <адрес>-<адрес> (жилой сектор), <адрес> (жилой сектор, СНТ), <адрес>-<адрес> (жилой сектор, гора) имеются участки территории не обеспеченные источниками наружного противопожарного водоснабжения в целях пожаротушения.
Нарушены требования п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч. 4 ст. 6, п. 1, п. 2 ст. 63, ч. 1, ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 2 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 16 « Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, п.4.1. СП 8.13130.2009.
Срок устранения нарушения установлен до 01.06.2020.
2.При разработке и осуществлении планов и программ развития территории Междуреченского городского округа не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, а именно: допущено возведение зданий на высоту более 30 метров (17-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> при этом на территории городского округа отсутствует специальная пожарная техника, позволяющая обеспечить деятельность подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий выше 30 метров.
Нарушены требования п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч. 4 ст. 6, п. 1, п. 2 ст. 63, п.2, п.3 ч. 1 ст. 80, ч.1, ст.108 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.1 СНиП 21-01-97, п.7.1 СП 1.13130.2009.
Срок устранения нарушения установлен до 01.06.2020.
Из Списка улиц, недостаточно обеспеченных источниками наружного противопожарного водоснабжения, безводных участков Междуреченского городского округа усматривается наличие на территории Междуреченского городского округа районы и территории, где имеются отдаленные водоисточники от 0,5 км. до 3,5 км. (том 1 л.д. 42-43)
Постановлением Администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№п утвержден перечень мест расположения противопожарных водоемов (том 1 л.д. 54-57, 88-89)
Из Акта (том. 1 л.д. 44) усматривает проверка технического состояния пожарных гидрантов, размещенных на территории Междуреченского городского округа; Реестр пожарных гидрантов утвержден МУП «Водоканал» и ФКУ «Отряд ФПС по Кемеровской области» (т. 1 л.д. 245-249), в <данные изъяты> приняты пожарные пирсы (том 2 л.д. 1, 2), в <данные изъяты> году приняты пожарные водоемы (том 2 л.д. 3, 4)
Из Акта от ДД.ММ.ГГГГ следует обследование источников наружного противопожарного водоснабжения на территории г. Междуреченска (том 1 л.д. 186-187), представлено расписание выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона (том 1 л.д. 188-222)
Постановлением Администрации <адрес>№п от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организационно-правовом, финансовом и материально-техническом обеспечении мер пожарной безопасности на территории муниципального образования Междуреченский городской округ (том 1 л.д. 228-229)
Постановлением Администрации Междуреченского городского округа №-№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о создании условий для организации добровольной пожарной охраны (том 1 л.д. 232)
Между Администрацией Междуреченского городского округа и <данные изъяты> заключен муниципальный контракт № № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по содержанию мест забора воды пожарной спецтехники в зимнее время (том 1 л.д. 235-241)
Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГФИО6, являющийся главой Междуреченского городского округа признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за нарушения требований противопожарной безопасности (том 1 л.д. 136-140) Решением Междуреченского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО6, оставлено без изменения (т. 1 л.д. 144-150, том 2 л.д. 68-71)
Из Генерального плана муниципального образования «Междуреченский городской округ Кемеровской области-Кузбасса», утвержденного решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что также утверждены постановлением администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-№ требования пожарной безопасности в населенных пунктах, муниципальной программе «Предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечение безопасности населения Междуреченского городского округа» на 2020-2022 годы, в котором содержатся противопожарные мероприятия (том 2 л.д. 56-62)
Кроме того, судом установлено следующее, что на территории г. Междуреченска Кемеровской области имеются два жилых дома по адресу: <адрес> (<адрес>) и по <адрес> (<данные изъяты>-ти этажный) высотой здания более 30 метров.
Положительные заключения на строительство многоквартирных жилых домов, указанных в предписании (<адрес> (<данные изъяты>-ти этажный) и по <адрес> (<данные изъяты>-ти этажный) высотой здания более 30 метров), по результатам проведения государственной экспертизы были выдан государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Кузбасса», являющейся организацией субъекта Российской Федерации - Кемеровской области. Данные положительные заключения включают в себя и заключение специализированных экспертиз, в числе которых заключение Главного управления МЧС России по Кемеровской области.
В установленном законом порядке управлением архитектуры и градостроительства администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области на основании указанных положительных заключений были даны разрешения на ввод многоквартирных жилых домов в эксплуатацию, вместе с тем, администрация не может подменять собой государственные органы, осуществляющие специализированные экспертизы, перепроверяя заключения таких экспертиз на соответствие требованиям законодательства в соответствующей сфере, а именно: здание жилого дома по <адрес> построено на основании выданного ЗАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ главным архитектором <адрес> разрешения на ввод объекта <данные изъяты>-ти этажного многоквартирного жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>, западный <данные изъяты> (пр-кт <данные изъяты>)(том 1 л.д.14-15). ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>» было выдано заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства <данные изъяты>-ти этажного многоквартирного жилого <адрес> квартале «<данные изъяты>» (том 1 л.д.16)
ДД.ММ.ГГГГ главным архитектором г. Междуреченска Кемеровской области также было выдано <данные изъяты> разрешение на ввод объекта многоквартирного жилого <адрес>, с пристроенными помещениями расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> (том 1 л.д.17). ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> было выдано заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства <данные изъяты>-ти этажного многоквартирного жилого дома в <данные изъяты> «<данные изъяты>», <адрес> (том 1 л.д.18).
Решением Междуреченского городского суду Кемеровской области от 02.03.2020 в удовлетворении административного иска администрации Междуреченского городского округа к к государственному инспектору Кемеровской области по пожарному надзору ФИО1, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Кемеровской области о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора по пожарному надзору, отказано (том 2 л.д. 81-103)
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 03.06.2020 года Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 02.03.2020 оставлено без изменения (том 2 л.д. 202-221)
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2020 года Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 02.03.2020, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 03.06.2020 года оставлены без изменения (том 2 л.д. 272-280).
Определением Верховного суда РФ от 08.09.2021 года Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 02.03.2020, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 03.06.2020 года оставлены без изменения, Кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2020 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (том 2 л.д. 321-327).
Давая оценку собранным по делу доказательствам, доводам сторон в их совокупности, суд, учитывая правовую позицию, отраженную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 309-КГ17-4669, согласно которому судам при рассмотрении споров, связанных с оспариванием предписаний государственных (муниципальных органов), необходимо учитывать, что требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Суд учитывает, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено уполномоченным должностным лицом, в установленном законом порядке, с указанием сроков устранения недостатков.
Вместе с тем, учитывая характер спорных правоотношений, одним из обстоятельств в данном споре, подлежащим выяснению является законность предписания, а с учетом властного и обязательного для исполнения предписания, оно должно содержать четкую формулировку относительно предмета и действий, которые должны быть направлены на устранение выявленных нарушений.
С учетом изложенного, суд полагает, что оспариваемое предписание № от ДД.ММ.ГГГГ таким требованиям не соответствует в полном объеме, поскольку в предписании отсутствует указания на конкретные действия, которые должны быть выполнены администрацией Междуреченского городского округа, что является препятствием для его исполнения.
Довод административного ответчика об отсутствии в Предписании указания на действия, способы, методы его исполнения ввиду того, что административный истец – Администрация Междуреченского городского округа вправе самостоятельно определить действия, способ исполнения оспариваемого предписания не согласуются с требованиями, предъявляемыми к содержанию предписания государственного органа, его цели и исполнению.
Исполнение п. 1 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Междуреченского городского округа в срок, установленный предписанием, что не оспаривалось в судебном заседании административным истцом и административным ответчиком не дает суду признать п. 1 законным, ввиду его исполнения.
Как следует из материалов дела, Административным истцом до вынесения предписания предприняты всевозможные меры для организации, улучшения противопожарной ситуации на территории Междуреченского городского округа, а именно: изданы Постановления Администрации г. Междуреченска и Междуреченского городского округа: от ДД.ММ.ГГГГ№п об утверждении перечня мест расположения противопожарных водоемов (том 1 л.д. 54-57, 88-89); №п от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения об организационно-правовом, финансовом и материально-техническом обеспечении мер пожарной безопасности на территории муниципального образования Междуреченский городской округ (том 1 л.д. 228-229); №-п от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения о создании условий для организации добровольной пожарной охраны (том 1 л.д. 232), произведена проверка технического состояния пожарных гидрантов, размещенных на территории Междуреченского городского округа, что следует из Акта (том. 1 л.д. 44), имеется реестр пожарных гидрантов, который утвержден МУП «Водоканал» и ФКУ «Отряд ФПС по Кемеровской области» (т. 1 л.д. 245-249), в 2013 приняты пожарные пирсы (том 2 л.д. 1, 2), в 2014 году приняты пожарные водоемы (том 2 л.д. 3, 4), обследованы источники наружного противопожарного водоснабжения на территории г. Междуреченска, что следует из Акта от 25.02.2020 (том 1 л.д. 186-187),
Как и не имеется правовых оснований для признания п. 2 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, в том числе исполнимым, поскольку первичные меры пожарной безопасности не включают в себя полномочия администрации Междуреченского городского округа, как органа местного самоуправления, по недопущению возведения на территории городского округа зданий выше 30 метров, а также полномочий по контролю за соблюдением требований законодательства в области проектирования и возведения зданий, как и по укомплектованию подразделений пожарной безопасности округа специальным техническим оборудованием для осуществления деятельности по спасению людей.
В связи с чем, оснований для признания предписания № от ДД.ММ.ГГГГ законным у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Междуреченского городского округа к государственному инспектору Кемеровской области по пожарному надзору ФИО1, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Кемеровской области о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Признать незаконным Предписание государственного инспектора Кемеровской области по пожарному надзору ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес Администрации Междуреченского городского округа.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд Кемеровской области.
Судья Чурсина Л.Ю.
Резолютивная часть оглашена 10.11.2021
Мотивированное решение изготовлено 15.11.2021
Копия верна, подлинник подшит в материалах дела № 2а-2065/2021 Междуреченского городского суда Кемеровской области
Судья Чурсина Л.Ю.