ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2066/18 от 17.12.2018 Новокуйбышевского городского суда (Самарская область)

.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Шигановой Н.И.,

при секретаре Дружковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2066/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о признании решения органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области о признании решения органа местного самоуправления незаконным.

В обоснование заявленных требований указала, что 19.07.2018г. она обратилась в администрацию г.о. Новокуйбышевск Самарской области с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, расположенного по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером <№>. Орган местного самоуправления 09.08.2018 г. подготовил постановление <№> об отказе административному истцу в заключении соглашения о перераспределения земельного участка площадью 299 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, площадью 699 м2, отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного: <Адрес> с кадастровым номером <№>, с разрешенным использованием «садоводство в СДТ», в связи с тем, что не выполнено условие пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ. Испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования, относящихся к общему имуществу садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. Административный истец с Постановлением <№> от 09.08.2018 г. не согласен и считает его не правомерным, нарушающий его права на приобретение земельного участка в собственность порядке перераспределения. Согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению о заключении соглашения о перераспределении, площадь образуемого участка с учетом перераспределения составляет 998 кв.м., что не превышает максимально допустимый размер участков с разрешенный использованием «для садоводства». Основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении явился тот факт, что по мнению административного ответчика, в результате перераспределения приватизируется земельный участок общего пользования, относящийся к общему имуществу садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. ФИО1, является собственником земельного участка отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного: <Адрес> с кадастровым номером <№>, с разрешенным использованием «садоводство в СДТ». В границах какого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения расположен спорный участок административным ответчиком не указанно, каким документом и когда были утверждены границы товарищества, в котором якобы находится участок, административным ответчиком также не указано. Каких-либо документов, установленных в соответствии с законом и подтверждающих факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения административным ответчиком не предоставлено. Когда и каким документом испрашиваемый земельный участок был передан в общее имущество садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Административным ответчиком не указано, ссылка на данный документ отсутствует. Следовательно, можно сделать вывод о том, что отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является не законным. Каких-либо данных, говорящих о том, что при перераспределении земельного участка будут нарушены права и законные интересы третьих лиц или это приведет к препятствию в рациональном использовании и охране земель недостаткам, не имеется.

Ссылаясь на несогласие с вынесенным постановлением, ФИО1, с учетом уточнений, просит признать Постановление администрации г.о.Новокуйбышевск <№> от 09.08.2018 г. «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» незаконным и обязать административного ответчика устранить нарушения прав и свобод заявителя путем возобновления рассмотрения заявления ФИО1 от 10.07.2018 г. в течение месяца, со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, уточненные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Административный ответчик – представитель администрации г.о. Новокуйбышевск ФИО3, действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в оспариваемом постановлении.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.

Выслушав позицию сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что Я.О.СБ. является собственником земельного участка расположенного по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером <№>, площадью 699 кв.м.

19.07.2018 г. ФИО1 обратилась в администрацию г.о. Новокуйбышевск Самарской области с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 299 кв.м., и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером <№>, площадью 699 кв.м. с разрешенным использованием «садоводство в СДТ».

Постановлением <№> от 09.08.2018 г. ФИО1 отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 299 кв.м., и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером <№>, площадью 699 кв.м. с разрешенным использованием «садоводство в СДТ». Основанием для отказа служило невыполнение условия п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. Испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования, относящихся к общему имуществу садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.

Разрешая спор, суд исходит из следующего.

Пунктом 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Кодекса перераспределение земель и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае, в том числе, перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

По смыслу вышеуказанной нормы закона, заключение соглашения перераспределении земельных участков возможно только в случае если один из перераспределяемых участков находится в собственности гражданина, а другой - в государственной или муниципальной собственности. Между тем, земельный участок площадью 299 кв. м расположен на землях общего пользования, относящихся к общему имуществу садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и не находится в муниципальной или государственной собственности.

Находящийся в собственности истца земельный участок с кадастровым номером <№>, с разрешенным использованием «под садоводство» расположен в квартале <№> садово-дачного товарищества «С.».

Указанные обстоятельства подтверждаются ответом администрации г.о. Новокуйбышевска от 17.12.2018 года исх. <№>, из которого следует, что протоколом от 15.01.2016 года администрация г.о. Новокуйбышевска согласовала с СНТ «С.» план-схему с учетом защитных и охранных зон, соответствующая запись о согласовании сделана на плане-схеме территории садоводческого (дачного) объединения. К ответу приложен протокол заседания комиссии по согласованию план-схемы территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений от 15.02.2016 года и план схема.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и т.п.).

Согласно ответу Департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевска от 30.08.2017 года, Департамент рассмотрев заявление ФИО1 о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, отказал административному истцу в перераспределении, в связи с тем, что часть земельного участка находится на территориях общего пользования и сужает существующий проезд.

Согласно сведений, предоставленных Департаментом капитального строительства и архитектуры г.о. Новокуйбышевск от 30.08.2017 года, часть испрашиваемого ФИО1 участка в точках 1-3-н7-н6-2-1 находится на территориях общего пользования и сужает существующую улицу (<Адрес>). Данное обстоятельство так же подтверждается землеустроительным делом на кадастровый квартал <№>, имеющимся в материалах дела.

В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Частью 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, суд приходит к выводу о правомерности отказа административного ответчика в заключении соглашения о перераспределении спорных земельных участков.

Учитывая то, что предоставление в собственность земельных участков, находящихся на территории общего пользования, не допускается, отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о признании решения органа местного самоуправления незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о признании решения органа местного самоуправления незаконным, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.12.2018 года.

Судья /подпись/ Н.И. Шиганова