Дело № 2а-2066/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.
при секретаре Щербаковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску истец к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Правительству Севастополя об оспаривании бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с иском к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Водоканал», в котором просит признать бездействие Департамента городского хозяйства Правительства города Севастополь и гарантирующей организации ГУПС «Водоканал» в части осуществления им государственных полномочий по организации водоснабжения в населенном пункте Сахарная головка, в нарушении № 190-ФЗ от 29.12.2004г., статья 2, п. 4.7., статья 3, п. 4.
Обязать Департамент городского хозяйства организовать централизованную систему холодного водоснабжения в вышеуказанном населенном пункте по <адрес> - то есть обеспечить истцу точку подключения к системе централизованного водоснабжения на границе частных домовладений согласно статьи 18, пункт 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ, при этом техническую возможность обеспечить путем развития централизованных систем водоснабжения согласно № 190-ФЗ от 29.12.2004, пункт 23; № 131-ФЗ от 06.10.2003г. п.4.3. ч.1 ст.17; СП42.13330.2016, п. 12.2.
Обязать Департамент городского хозяйства внести изменение (корректировку) в Постановление Правительства № 1112 от 21.11.2016 и Постановление Правительства Севастополя от 02.03.2017 № 165-ПП «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения города Севастополя на период до 2021 года с учетом перспективы до 2035 года» с добавлением в инвестиционную программу водоснабжения указанного района. Постановление правительства № 641 от 29 июля 2013 года «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», пункт 33,34 дает право корректировать инвестиционную программу. И в соответствии с № 190-ФЗ от 29.12.2004 пункт 23 Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
До фактической организации централизованного водоснабжения обязать Департамент городского хозяйства (или подведомственную ему организацию «ГУПС Водоканал» - гарантирующего поставщика) организовать подвоз питьевой воды в вышеуказанный район либо организовать устройство водоразборной колонки в соответствии с № 416-ФЗ от 07.12.2011г.,ст.7; СП 42.13330.2016,п.12.2; № 190-ФЗ от 29.12.2004г.,п. 23.
Обязать Департамент городского хозяйства инициировать перевод частных водопроводных сетей в указанном выше районе (<адрес>), расположенных на государственной земле, на баланс муниципального образования с гарантией возврата частных инвестиций согласно Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ, статьи 3, пункт 2(2), Постановления Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83, п.7.
Исковые требования мотивированы тем, что действующим законодательством определены полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения, в частности, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Также указывает на то, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Кроме того, ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которым, по его мнению, собственникам жилых домов (домовладений), в жилых и нежилых помещения в многоквартирном доме должно быть обеспечено холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление истец изучено и возвращено судьей Балаклавского районного суда города Севастополя.
ДД.ММ.ГГГГ на определение от ДД.ММ.ГГГГ поступила частная жалоба от административного истца.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ материалы дела направлены в суд первой инстанции для решения вопроса со стадии принятия к производству.
Определением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление истец принято к производству.
Определением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Севастополя.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ судом произведена замена процессуального статуса истца ГУП города Севастополя «Водоканал» с административного ответчика на заинтересованное лицо.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска истцу отказано по основаниям пропуска срока на обращение с данным иском в суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Балаклавский районный суд г. Севастополя.
В судебное заседание при новом рассмотрении дела явился административный истец - истец, который поддержал исковые требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Также в судебное заседание явилась представитель административного ответчика – Департамента городского хозяйства г. Севастополя - ФИО1, действующая по доверенности, которая просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Иные участники процесса – представитель ГУП города Севастополя «Водоканал», Правительства Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению настоящего дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В представленных пояснениях ГУП города Севастополя «Водоканал» указали, что истцу были выданы технические условия на водоснабжение и водоотведение, следовательно, возможность подключения к системе водоснабжения у истца существует.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика – Департамента городского хозяйства города Севастополя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из искового заявления истец им заявлены требования, в частности, о внесении изменений (корректировки) в Постановление Правительства № 1112 от 21.11.2016 и Постановление Правительства Севастополя от02.03.2017 № 165-ПП «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения города Севастополя на период до 2021 года с учетом перспективы до 2035 года», об обязании организовать подвоз питьевой воды в вышеуказанный район либо организовать устройство водоразборной колонки, об организации перевода частных водопроводных сетей в вышеуказанном районе (<адрес>), расположенных на государственной земле, на баланс муниципального образования.
Заявляя вышеперечисленные исковые требования истец тем самым выступает в своих интересах, а также в интересах неограниченного круга лиц, проживающих в вышеуказанном районе, не имея на то полномочий.
При этом, как подтверждается материалами дела истцу выданы технические условия на водоснабжение и водоотведение №-ф/ту, которыми закреплена возможность подключения к системе водоснабжения.
Следовательно, нарушение прав или законных интересов непосредственно истца по подключению к системам водоснабжения и водоотведения не усматривается.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов, обязан указывать, каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец - истец- проживает по адресу <адрес>.
В связи с тем, что на отрезке улицы длиной около 400 метров от домовладения № по № отсутствуют централизованные системы водоснабжения и водоотведения, истец обратился в ГУПС «Водоканал» за выдачей технических условий на подключение к сетям холодного водоснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу были выданы технические условия на водоснабжение и водоотведение объекта, расположенного по адресу: <адрес>.
Точкой подключения является ведомственный водопровод по <адрес>, при условии предоставления письменного согласия застройщика гр. ФИО2; также указаны иные условия для осуществления технологического подключения к сетям водоснабжения, при этом указано об отсутствии в данном районе централизованных систем водоотведения.
Ссылаясь на то, что действующим законодательством определены полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения, в частности, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, административный истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно ст. 101 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности (пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
В соответствии с п. 13 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Как уже указывалось, ДД.ММ.ГГГГ административному истцу были выданы технические условия на водоснабжение и водоотведение объекта №-ф/ту, расположенного по адресу: г<адрес>.
В ТУ были указаны ближайшие возможные точки подключения к системе водоснабжения (<адрес>) от централизованной системы холодного водоснабжения Ду150 мм, проходящий по <адрес>, гр. ФИО2 построена сеть водовода (на основании № отДД.ММ.ГГГГ) до земельного участка по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения.
По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и /или водоотведения осуществляется согласно ст. 86-106 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.
Таким образом, судом в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что истец были выданы технические условия на водоснабжение и водоотведение №-ф/ту, следовательно, возможность подключения к системе водоснабжения у истца существует.
Относительно ссылки истца на положения действующего законодательства, в частности, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», суд считает необходимым указать следующее.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а именно пунктом 4, закреплена возможность «4. Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: а) холодное водоснабжение…», а не обязанность, как указывает истец в своем исковом заявлении, предоставления тех или иных видов услуг потребителю.
Относительно ссылки истца на то, что точка подключения должна быть установлена на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя, суд считает необходимым указать следующее.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Таким образом, действующим законодательством закреплено положение, согласно которому точка подключения устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства, в случае наличия технической возможности.
Как уже указывалось, ДД.ММ.ГГГГ административному истцу были выданы технические условия на водоснабжение и водоотведение объекта№-ф/ту, расположенного по адресу: <адрес>.
В ТУ были указаны ближайшие возможные точки подключения к системе водоснабжения (<адрес>) от централизованной системы холодного водоснабжения Ду150 мм, проходящий по <адрес>, гр. ФИО2 построена сеть водовода (на основании № отДД.ММ.ГГГГ) до земельного участка по адресу:<адрес>.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в связи с тем, что у истца имеется техническая возможность подключения к сетям водоснабжения и водоотведения на основании технических условий от ДД.ММ.ГГГГ на водоснабжение и водоотведение объекта№-ф/ту, расположенного по адресу: <адрес>, правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска истец отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Судья Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 29.12.2021