дело № 2а-2066/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 июня 2021 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области
в составе: председательствующего судьи Сперанской Т.А.,
при секретаре Балиной Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению Ростовской области «Центр занятости населения г. Волгодонска об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий ГКУ Ростовской области «Центр занятости населения г. Волгодонска, указав, что после увольнения из МУП «ГПТ» по п.8 ч. 1 ст.77 ТК РФ (приказ №144 от 03.12.2020) встал на учет в ЦЗН г. Волгодонска в качестве безработного и ему было назначено пособие по безработице. Однако размер пособия был существенно занижен и составил 8235,25 руб. вместо 12130 руб. На неоднократные обращения и предоставление справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в размере 17351,25 руб., ответчик не реагирует, перерасчет после предоставления справки не сделан. Более того, с 01.01.2019 наступил предпенсионный возраст. В соответствии со ст. 33 Закона РФ «О занятости населения в РФ» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых отношениях не менее 26 недель и признанными в установленном порядке безработными начисляется первые три месяца в размере 75% среднемесячного заработка исчисленного за последние три месяца, в следующие три месяца - в размере 60% указанного заработка. Следовательно, пособие по безработице, положенное не может быть установлено ниже 12130 рублей.
В связи с чем ФИО1 с учетом принятых судом уточнений, просил обязать ответчика установить пособие по безработице в размере 12130 рублей с момента признания его безработным (с 04.12.2020), произвести перерасчёт и выплатить недополученную сумму пособия.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении исковых требований настаивал.
Дополнительно пояснил, что из-за пандемии ЦЗН г. Волгодонска не принимал посетителей, поэтому постановка на учет в качестве безработного производилась только в электронной форме, через портал «Работа в России».
Через указанный портал ответчику были переданы сведения: последнее место работы - МУП «ГПТ», указана дата увольнения 03.12.2020, указана ст. увольнения - п.8 ч.1 ст.77 ТК РФ, справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы от 04.12.2020, который составляет 17351,25 рублей.
Исходя из этих данных, в соответствии со ст.30 Закона РФ «О занятости населения в РФ» уволенным по любым основаниям гражданам пособие по безработице начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы. На основании ст. 33 этого же Закона размер пособия составляет 75% от среднемесячного заработка. Следовательно, ему должно быть назначено пособие по безработице первые три месяца в размере 17351,25-25%=13013 р., но не более 12130 рублей. Однако ответчик поставил его на учет не в качестве уволенного по ст.77 ТК, а по другим критериям, установив пособие в размере 8235,25 рублей. На все его обращения и претензии ответчик не реагировал, запросы по последнему месту работы не направил, ссылаясь на п.4 «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утв. постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460, который распространяется на другую категорию безработных.
В соответствии с п. 13 Временных правил, пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, либо к среднему заработку, исчисленному ЦЗН, исходя из сведений, полученных от пенсионного фонда. Согласно п. 6 временных правил работодатель по форме, утвержденной пенсионным фондом, представляет в пенсионный фонд информацию в случаях приема на работу и увольнения гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа, а также иных решений, подтверждающих оформление трудовых отношений.
Ответчиком 04.12.2020 были получены сведения о факте осуществления трудовой деятельности из пенсионного фонда, являющиеся недействительными ввиду отсутствия в них сведений о его работе в ноябре 2020 года, а 11.12.2020 он же получил копию приказа №144-к от 03.12.2020 об увольнении. Следовательно, ЦЗН не мог не обратить внимание на недостоверность сведений пенсионного фонда, полученных 04.12.2020. На тот момент истец еще безработным признан не был, поэтому имелась необходимость в направлении повторного запроса в пенсионный фонд для уточнения сведений, чего сделано не было.
В соответствии с п. 14 Временных правил гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в трудовых отношениях не менее 26 недель пособие начисляется в первые три месяца в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, либо их среднего заработка, исходя из сведений пенсионного фонда, которые не могут отличаться от справки, выданной предприятием. Кроме того, на основании п.4 временных правил, на которые ссылается ответчик, «для целей настоящих временных правил указанные сведения о заработке приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы». Также в нарушение п. 11 правил одновременно с решением о признании безработным он не был уведомлен о размере и сроках выплаты пособия по безработице.
Представитель административного ответчика ГКУ РО «Центр занятости населения г. Волгодонска» ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что ФИО1 обратился в ГКУ РО «Центр занятости населения города Волгодонска» 04.12.2020 дистанционно посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Приказом от 14.12.2020 ФИО1 был признан безработным гражданином с 04.12.2020. Пособие по безработице было установлено на период с 04.12.2020 по 03.12.2021. Решение о назначении ФИО1 пособия по безработице было принято с учетом сведений Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.12.2020, о заработке (доходе), поступивших посредством информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", которые в соответствии с п.4 Временных правил приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
ФИО1 было назначено пособие по безработице, как гражданину предпенсионного возраста в процентном отношении от среднего заработка (10980,33руб.):
-в период с 04.12.2020 по 03.03.2021 в размере 8 235,25 рублей (75% от среднего заработка-10980,33 руб.),
-в период с 04.03.2021 по 03.07.2021 в размере 6 588,20 рублей (60% от среднего заработка-10980,33 руб.),
-в период с 04.07.2021 по 03.12.2021 в размере 4 941,15 рублей (45% от среднего заработка-10980,33 руб.).
04.03.2021 ФИО1 была представлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы), в связи с чем был изменен порядок начисления пособия по безработице со дня предоставления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы:
-в период с 04.03.2021 по 03.07.2021 в размере 10 410,75 рублей (60% от среднего заработка-17351,25 руб.),
-в период с 04.07.2021 по 03.12.2021 в размере 7 808,06 рублей (45% от среднего заработка-17351,25 руб.).
Решения ГКУ РО «Центр занятости населения города Волгодонска» были приняты строго в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» и приказом Минтруда России от 22.02.2019 №116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам».
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Право оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено положениями ст. 218 КАС Российской Федерации.
Признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина, что следует из анализа положений ст.ст. 218,227 КАС Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».
В соответствии с п. 1 Временных правил в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Из материалов дела следует, что 04.12.2020 ФИО1 обратился в ГКУ РО «Центр занятости населения г. Волгодонска» дистанционно посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Приказом от 14.12.2020 ФИО1 признан безработным гражданином с 04.12.2020.
Согласно п. 4 Временных правил, центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Решение о назначении ФИО1 пособия по безработице было принято с учетом сведений Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.12.2020, о заработке (доходе), поступивших посредством информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", которые в соответствии с п.4 Временных правил приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы). Пособие по безработице было установлено на период с 04.12.2020 по 03.12.2021.
Согласно п.14 приказа Минтруда России от 22.02.2019 №116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице со дня представления указанных сведений.
04.03.2021 ФИО1 была представлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы), в связи с чем был изменен порядок начисления пособия по безработице со дня предоставления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы:
- с 04.03.2021 по 03.07.2021 в размере 10 410,75 рублей (60% от среднего заработка-17 351,25 рубль),
- с 04.07.2021 по 03.12.2021 в размере 7 808,06 рублей (45% от среднего заработка-17 351,25 рубль).
Доводы административного истца о том, что при обращении в ГКУ «Центр занятости населения г. Волгодонска» им была представлена справка о среднем заработке, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Доказательств тому истец не представил. Напротив, указанные доводы опровергаются представленными административным ответчиком в материалы дела скриншотами страниц журнала электронных обращений.
Поскольку в силу положений ст.ст. 218,227 КАС Российской Федерации непременным условием для удовлетворения требований административного иска является совокупность таких условий, как несоответствие закону оспариваемых действий (бездействия) и нарушение законных прав и интересов лица, а в рассматриваемом споре такая совокупность отсутствует, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении административного иска ФИО1 надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к Государственному казенному учреждению Ростовской области «Центр занятости населения г. Волгодонска об оспаривании действий.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Волгодонского районного
суда Ростовской области подпись Т.А. Сперанская
Решение в окончательной форме составлено 28.06.2021.