РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 года город Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Барановой Е.Е.,
при секретаре Чугуновой И.С.,
с участием представителя административного истца ФИО4 по доверенности ФИО5,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО6,
представителя заинтересованного лица администрации г.Тулы по доверенности ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №71RS0028-01-2021-003308-91 (производство №2а-2067/2021) по иску ФИО4 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обосновании заявленных требований истец указала, что она является многодетной мктерью, имеет право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В целях реализации своего права она обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка. Рассмотрев ее заявление, ответчик в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ отказал в предварительном согласовании предоставления в собственность указанного земельного участка, по следующим основаниям: в соответствии с информацией предоставленной администрацией г.Тулы согласно карте зон с особыми условиями использования территории ПЗЗ МО г.Тула утвержденных постановлением администрации г.Тулы №312 от 24.02.2021 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне обеспечении полетов, размещения объектов капитального строительства в границах полос воздушных подходов в аэродрому «<данные изъяты>»; участок расположен вблизи многоквартирных домов по <адрес> и домовладения по <адрес>, <адрес>, поэтому образование земельного участка осуществляется исключительно в соответствии с утверждены проектом межевания территории; на участке произрастают зеленые насаждения, в конце пешеходной дорожки жителям обустроены парковка для личного автотранспорта, к индивидуальным домам осуществляется проход и проезд; земельный участок граничит с домовладениями границы, которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Истец, указанный отказ находит незаконным и необоснованным, поскольку он не содержит ни одно из указанных в ст.6-1 Закона Тульской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» от 21.12.2011 №1708-ЗТО оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Проект планировки территории и проект межевания отсутствуют, до настоящего времени такие решения администрацией г.Тулы не принимались и дальнейшая реализация таких проектов неизвестна.
Просит признать незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ и обязать министерство предварительно согласовать предоставление земельного участка бесплатно, гражданам имеющим трех и более детей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>.
Определением суда от 09.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г.Тулы.
Определением суда от 07.10.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление градостроительства и архитектуры администрация г.Тулы.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО4 по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что отказ министрества является законным и обоснованным. Испрашиваемый земелньый участок расположен в одном кадастровом квартале в многоквартирными домами, которые расположены примерно в <данные изъяты>. от испрашиваемого земельного участка, при этом проект межевания на данную территорию отсутствует, при выходе на место было установлено, что испрашиваемая территория когда-то была сквером и в настоящее время администрацией г.Тулы принимаются меры для изменения зоны застройки индивидуальными жилыми домами на Р-1. Кроме того, согласно схемы составленной министерством, на испрашиваемом земельном участке расположены ограждения смежных земельных участков, при этом границы земельного участка на которым расположен жилой дом с кадастровым номером №№ не определены.
Представитель заинтересованного лица администрации г.Тулы по доверенности ФИО7 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований административного истца, поскольку от жителей рядом расположенных многоквартирных домов поступали обращения по вопросу благоустройства испрашиваемой территории. В связи с чем, данная территория была включена с список территорий, планируемых для формирования современной городской среды по обустройству общественных пространств и настоящее время принимаются меры для внесения изменений в Генеральный плани Плавила землепользования и застройки мо г.Тулы в части изменения зоны застройки индивидуальными жилыми домами на зону зеленых насаждений общего пользования (Р-1).
Представитель заинтересованного лица Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исходя из положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 1 части первой статьи 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно подпункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.2 Закона Тульской области от 26.10.2015 № 2362-ЗТО (ред. от 01.06.2016) «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» гражданину, состоящему на учете, земельный участок может быть предоставлен следующими способами:
1) гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно.
2) гражданин самостоятельно обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в правительство области или орган местного самоуправления, которое подлежит рассмотрению в соответствии с земельным законодательством.
3) гражданин обращается в правительство области или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, ориентировочную площадь, адрес или иное описание местоположения земельного участка. В случае, если образование земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, возможно в соответствии с требованиями земельного законодательства, правительство области или орган местного самоуправления обеспечивает подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
По смыслу приведенных норм материального права предоставление земельного участка для граждан, имеющих право на его бесплатное предоставление, осуществляется только за счет земельных участков, сформированных исключительно для целей бесплатного предоставления.
В соответствии со ст.2 Закона Тульской области от 21.12.2011 №1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющих трех и более детей» земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории области предоставляются в собственность бесплатно многодетным гражданам в следующих случаях: 1) для индивидуального жилищного строительства; 2) для личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома). Многодетные граждане могут использовать право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность однократно.
Основанием для отказа в предоставлении многодетным гражданам земельных участков в собственность бесплатно в том числе является реализация многодетным гражданином права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (п.7 ч.1 ст.6-1 Закон №1708-ЗТО).
Как следует из материалов дела, административный истец ФИО4 отнесена к категории многодетных граждан, так как воспитывает троих несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты>., ориентировочное месторасположение земельного участка: <адрес>.
При этом к заявлению приложены документы, подтверждающие статус многодетной семьи, а также схема расположения земельного участкана кадастровом плане территории.
Рассмотрев заявление ФИО4 министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в письме № от ДД.ММ.ГГГГ сообщило административному истцу об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка со ссылкой на п.3 ст.11.3, пп.1,2 п.8 ст. 39.15, п.3 ст.39.16, п.6 ст.11.9, п.4 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку
испрашиваемый земельный участок расположен в зоне обеспечении полетов, размещения объектов капитального строительства в границах полос воздушных подходов в аэродрому «<данные изъяты>». В соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения Генерального плана муниципального образования г.Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 №33/838, планируемая магистральная улица районного значения проходит в непосредственной близости от границ земельного участка, предполагаемого к образованию. По информации администрации г.Тулы, испрашиваемый земельный участок расположен в районе многоквартирных домов № по <адрес> (с магазинами), № по <адрес> и домовладениями по <адрес>, <адрес>, дома №. В соовтетстви с п.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания. Тогда как информация о наличии утвержденного проекта межевания в отношении испрашиваемой территории отсутствует. Выходом на место также установлено, что на испрашиваемом земельном участке произрастают зеленые насаждения, в конце пешеходной дорожки жителями обустроена парковка для личного автотранспорта, к индивидуальным жилым домам осуществляется подход и (или) подъезд (в ограждениях домовладений имеются двери, ворота). Данный адрес был включен в список территорий, планируемых для формирования современной городской среды по обустройству общественных пространств, в связи с чем администрация г.Тулы планирует внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования г.Тулы, в части изменения зоны застройки индивидуальными жилыми домами на зону Р-1. Кроме того, согласно актуальным сведениям публичной кадастровой карты Росреестра, испрашиваемый земельный участок граничит с домовладениями, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и предварительное согласование предоставления испрашиваемого земельного участка может привести к нарушению прав правообладателей соседних домовладений.
Не согласившись с данным отказом, ФИО4 обратилась в суд и просит признать его незаконным.
В пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Как следует из буквального содержания пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без торгов предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса РФ приаэродромная территория также отнесена к зонам с особыми условиями использования территории.
Статья 47 Воздушного кодекса РФ определяет, что приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Таким решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Кодексом.
Административным ответчиком не представлено доказательств установления решением уполномоченного органа приаэродромной территории и определения этим же решением на этой приаэродромной территории ограниченного использования земельных участков в целях безопасности полетов, в связи с чем, данное основание отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является необоснованным.
В своем отказе административный ответчик ссылался на то, что администрацией г.Тулы планируется внесение изменений в Генеральный план муниципального образования г.Тула и Правила землепользования и застройки муниципального образования г.Тула в соответствии с которыми испрашиваемая будет отнесена к зоне рекреационного назначения Р1.
Вместе с тем, согласно пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Однако министерством имущественных и земельных отношений Тульской области не представлено суду доказательств, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к рекреационной зоне либо к зоне особо охраняемых территорий, или входят в состав городских лесов.
В Генеральный план муниципального образования г.Тулы не внесены изменения согласно которым испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне Р1 – зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады).
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, что следует из части 1 статьи 33 названного кодекса.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).
Изменения в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г.Тулы, являющиеся согласно нормам действующего законодательства единственным основанием для внесения изменений в существующий вид разрешенного использования земельного участка, на дату принятия судом решения не внесены.
Согласно карте градостроительного зонирования территорий муниципального образования г.Тулы, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования г.Тулы, утвержденным решением Тульской городской Думы № 33/839 от 23.12.2016, испрашиваемый земельный участок относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1), в связи с чем, данное основание отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, приведенное в оспариваемом решении, является незаконным.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, полностью следует признать незаконным.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Между тем, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
К элементам планировочной структуры относятся часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы) (п.35 ст.1 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно карте градостроительного зонирования (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 №22/839, испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
При этом испрашиваемый земельный участок расположен в одном кадастровом квартале № с многоквартирными жилыми домами и в отношении данной территории проект межевания территории отсутствует.
Таким образом, отказывая административному истцу в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, министерство обоснованно руководствовалось ст.ст.11.3, 11.9, 39.15 Земельного кодекса РФ и исходили из того, что поскольку испрашиваемый ФИО4 земельный участок расположен в границах застроенной территории многоквартирными жилыми домами (дома № по <адрес> г.Тулы (с магазинами), № по <адрес>), то есть в границах элемента планировочной структуры, в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, предоставление такого участка может быть произведено только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, который для спорной территории не разработан.
Кроме того, согласно ситуационной схемы представленной представителем административного ответчика и подтвержденной актом осмотра земельного участка, на испрашиваемой территории расположены ограждения смежных земельных участков с кадастровым номером № и земельного участка на котором расположен объект недвижимости (жилой дом) с кадастровым номером №, границы которого не установлены, что препятствует дальнейшему оформлению прав истца на земельный участок. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем административного истца в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, у административного ответчика отсутствовали основания для принятия решения о предварительном согласовании предоставления ФИО4 испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Следовательно, суд так же приходит к выводу и об отказе в удовлетворении требований административного истца о возложении обязанности на административного ответчика предварительно согласовать предоставление административному истцу в собственность земельного участка <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>.
При этом суд принимает во внимание, что оспариваемый отказ не нарушает прав административного истца на получение в собственность бесплатно земельного участка, поскольку решение было принято в отношении конкретного земельного участка, что не лишает ФИО4 права повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно другого земельного участка, равно как и получить земельный участок иным способом, предусмотренным ст.2-2 Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей».
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст.ст.175-180, Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ№ в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью <данные изъяты>., ориентировочное месторасположение земельного участка: <адрес>, обязании предварительно согласовать предоставление административному истцу в собственность земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 26.10.2021.
Председательствующий