ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2068/2021 от 22.07.2021 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2021 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Супруновой А.В. ,

с участием помощника прокурора <адрес>Воробьевой Е.Д. ,

административного истца ФИО1 ,

представителя административных ответчиков ФИО2 , действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2068/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Иркутска, комитету городского обустройства администрации города Иркутска о признании недействующим пункта 27 Порядка организации и проведения процедуры открытого голосования по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска, об установлении отсутствия полномочий на утверждение итогов голосования,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к администрации города Иркутска, комитету городского обустройства администрации города Иркутска, в котором, уточнив в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предмет административного иска, просит суд признать недействующим пункт 27 Порядка организации и проведения процедуры открытого голосования по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, установить отсутствие полномочий общественной палаты города Иркутска на утверждение итогов голосования по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в Иркутской области действует механизм предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий перечня проектов народных инициатив. Соответствующее Положение утверждено постановлением Правительства Иркутской области от 14.02.2019 № 108-пп, в пункте 8 которого предусмотрены условия предоставления субсидий на реализацию мероприятий перечня пунктов народных инициатив, включенных в заявку. Так, согласно подпункту 5 пункта 8 Положения для муниципальных образований, наделенных статусом городского округа, необходимо наличие документов об одобрении мероприятий по итогам проведенных конференций граждан (собрания делегатов), собраний граждан или других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, либо документы об одобрении мероприятий представительным органом муниципального образования. Приложениями 4 и 5 к постановлению администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Порядок подачи и рассмотрения заявок от жителей города Иркутска на включение инициативы для реализации мероприятий перечня проектов народных инициатив и Порядок организации и проведения процедуры открытого голосования по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска. ДД.ММ.ГГГГФИО1 в комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска была направлена заявка на включение проекта «АкадемДетство» в процедуру открытого голосования для последующего включения в перечень для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска. Распоряжением заместителя мэра – председателя комитета городского обустройства города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначено открытое голосование по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска в 2021 году. Установлено, что голосование проводится одновременно в двух формах – открытое (очное) голосование и удаленное (дистанционное) голосование. В ходе очного голосования административным истцом и другими лицами были обнаружены нарушения порядка голосования, о чем ДД.ММ.ГГГГ была составлена жалоба, которая была направлена в адрес заместителя мэра – председателя комитета по управлению Свердловским округом через сервис «Виртуальная приемная» сайта администрации города Иркутска (admirk.ru). На данную жалобу получен ответ, который заявитель не считает удовлетворительным. ДД.ММ.ГГГГ состоялся подсчет голосов участников очного голосования, в котором административный истец участвовал лично как заявитель одного из проектов. По окончании подсчета голосов административным истцом в устной форме было заявлено желание получить документ об итогах голосования. В тот же день заявление о желании получить документ об итогах голосования было направлено в комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска через сервис «Виртуальная приемная» сайта администрации города Иркутска, на которое получен ответ, не содержащий сведений об итогах голосования. Комитет городского обустройства должен был в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ официально опубликовать сведения об итогах голосования. На ДД.ММ.ГГГГ несмотря на устные и письменные просьбы административный истец так и не получил документов об итогах голосования. Не обнаружил опубликования таких документов в газетах «Иркутск» и «Иркутск официальный», на официальном сайте администрации города Иркутска. В связи с этим в аппарат администрации города Иркутска было направлено сообщение о нарушении комитетом городского обустройства требований муниципальных правовых актов. ДД.ММ.ГГГГ в газете «Иркутск» напечатана заметка «Народный проект: какие инициативы горожан будут реализованы в 2021 году», в которой перечисляются проекты, включенные в перечень для реализации в 2021 году. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом от комитета городского обустройства администрации города Иркутска получен ответ о том, что «итоги голосования по реализации регионального проекта «Народные инициативы» в 2021 году утверждены протоколом Общественной палаты города Иркутска». Также указано, что «информация об итогах голосования размещена на официальном сайте администрации города Иркутска, в муниципальной газете «Иркутск» и в других средствах массовой информации». По мнению административного истца, он является субъектом правоотношений, для регулирования которых применялось оспариваемое положение нормативного правового акта, причем его применение привело к нарушению прав и законных интересов административного истца как заявителя проекта «АкадемДетство». Мероприятие, предложенное административным истцом, участвовало в конкурсе на предоставление субсидии из областного бюджета. Конкурс заключался в мобилизации жителей города Иркутска на голосование за мероприятия. В ходе голосования административный истец обнаружил нарушения установленного порядка голосования и обратился с жалобой в комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска. Полученный ответ не удовлетворил административного истца, в связи с чем, истец был намерен обратиться в суд для судебного урегулирования спора. Однако применяемое положение пункта 27 Порядка организации и проведения процедуры открытого голосования по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска фактически лишило заявителя возможности судебного урегулирования данного спора. Руководствуясь оспариваемым положением и в ожидании утверждения результатов голосования Общественной палатой комитет городского обустройства администрации города Иркутска не принимал и не опубликовал решения о результатах голосования, чем лишил административного истца возможности на осуществление судебного контроля за законностью и обоснованностью принимаемого решения и права на защиту своих интересов в суде. Порядок осуществления такого контроля регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, однако в данном кодексе не указаны органы, к которым может быть отнесена Общественная палата города Иркутска, таким образом утверждение итогов голосования Общественной палатой также не может быть предметом судебного контроля. Кроме того, по мнению административного истца, оспариваемое положение противоречит нормам Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», а именно статьям 4, 9, 10. Полагает, что утверждение итогов голосования Общественной палатой города Иркутска должно расцениваться как осуществление субъектом общественного контроля публичных полномочий органа местного самоуправления, что, по его мнению, противоречит смыслу приведенных положений Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ. Кроме того, согласно Положению об Общественной палате города Иркутска, палата является совещательным, рекомендательно-консультативным органом и не является юридическим лицом. С организационной стороны Общественная палата города Иркутска не является организатором голосования, не обладает полномочиями и ресурсами для проведения контроля за ходом голосования и, таким образом, не может нести ответственность за его результаты и, следовательно, утверждать их. Следовательно, по мнению административного истца, пункт 27 Порядка голосования должен быть признан противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим.

В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнения.

Представитель административных ответчиков администрации города Иркутска, комитета городского обустройства администрации города Иркутска ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.

В статье 2 Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя отнесена обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина.

Государственная, в том числе судебная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется частью 1 статьи 45, частями 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьями 6, 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Как следует из части 1 статья 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу требований части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).

Как следует из части 2 статьи 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

По смыслу приведенной нормы закона для принятия решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта основанием для удовлетворения заявленных требований является только не соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, обстоятельства нарушения прав административного истца, суд учитывает следующее.

Постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок организации работы по реализации мероприятий перечня проектов народных инициатив на 2020 год в городе Иркутске и расходования бюджетных средств на реализацию перечня проектов народных инициатив на 2020 год в городе Иркутске.

Указанное постановление администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете «Иркутск официальный», выпуск от ДД.ММ.ГГГГ (857).

Постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, которыми утвержден Порядок организации и проведения процедуры открытого голосования по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска (далее по тексту - Порядок).

Постановление администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете «Иркутск официальный», выпуск от ДД.ММ.ГГГГ (887).

Указанное постановление принято администрацией города Иркутска в рамках предоставленных ей Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий. Форма и вид принятого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству. Процедура принятия нормативного правового акта соблюдена. Нарушений процедуры согласования в соответствии с регламентом работы администрации города Иркутска, утвержденным распоряжением мэра города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, правил введения нормативного правового акта в действие, в том числе, порядка его опубликования, утвержденных распоряжением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов города Иркутска», не установлено.

Утвержденный порядок регулирует вопросы проведения рейтингового голосования по выбору выдвинутых от жителей города Иркутска инициатив на территории города Иркутска.

Из пункта 7 раздела I названного Порядка следует, что проведение голосования организуют и обеспечивают комитеты по управлению округами администрации города Иркутска, которые:

1) обеспечивают изготовление бюллетеней. Бюллетени печатаются на русском языке, на листах формата А4, наименования инициативы в бюллетене размещаются в алфавитном порядке;

2) направляют бюллетени для голосования, а также иную документацию, связанную с подготовкой и проведением голосования, в территориальные счетные комиссии;

3) формируют территориальные счетные комиссии в составе не менее трех человек: председатель, секретарь и член (члены) соответствующей комиссии (членами территориальных счетных комиссий не могут быть лица, являющиеся инициаторами выдвижения инициатив, отобранных для голосования. Полномочия территориальной счетной комиссии прекращаются после опубликования (обнародования) результатов голосования);

4) оборудуют территориальные счетные участки;

5) рассматривают жалобы (обращения) граждан по вопросам, связанным с проведением голосования.

Согласно подпункту 1 пункта 9 Порядка подачи и рассмотрения заявок от жителей города Иркутска на включение инициативы для реализации мероприятий перечня проектов народных инициатив (Приложение к постановлению администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ) комитет городского обустройства администрации города Иркутска в срок до 30 декабря каждого года обеспечивает утверждение перечня проектов народных инициатив по итогам открытого голосования.

Разделом IV Порядка организации и проведения процедуры открытого голосования по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска (Приложение к постановлению администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ) регламентирована процедура подведения итогов голосования.

Подведение итогов голосования производится территориальной счетной комиссией не позднее чем через 10 дней со дня проведения голосования (пункт 22 Порядка).

После подведения итогов голосования территориальная счетная комиссия формирует и представляет общественной палате итоговый протокол заседания территориальной счетной комиссии с результатами голосования.

Итоговый протокол заседания общественной комиссии составляется в соответствии с формой, предусмотренной Приложением к названному Порядку, печатается на листах формата А4, каждый лист итогового протокола нумеруется. Итоговый протокол заседания общественной палаты составляется в двух экземплярах (пункт 23 Порядка).

Сведения об итогах голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 24 Порядка).

Заинтересованные лица вправе подать в территориальную счетную комиссию жалобы (обращения) по вопросам, связанным с проведением голосования. Территориальная счетная комиссия регистрирует поступившие жалобы (обращения) и рассматривает их на своих заседаниях в течение 10 дней в период подготовки к проведению голосования, а в дни голосования – непосредственно в день обращения. В случае, если жалоба поступила после проведения дня голосования, она подлежит рассмотрению в течение 10 дней с момента поступления. По итогам рассмотрения жалобы (обращения) заинтересованному лицу направляется ответ в письменной форме за подписью председателя территориальной счетной комиссии (пункт 26 Порядка).

Разделом V названного Порядка регламентировано утверждение итогов голосования.

В пунктах 27, 28 Порядка предусмотрено, что утверждение итогов голосования по перечню проектов народных инициатив осуществляется общественной палатой на основании протоколов территориальных счетных комиссий и результатов интернет-голосования, и оформляется итоговым протоколом общественной палаты, который печатается на листах формата А4, каждый лист которого нумеруется. Итоговый протокол заседания общественной палаты составляется в двух экземплярах.

По результатам проведения рейтингового голосования территориальными счетными комиссиями (Свердловский, Октябрьский, Правобережный, Ленинский округа) были сформированы итоговые протоколы, которыми подведены итоги голосования.

Анализируя приведенные положения Порядка, суд приходит к выводу о том, что итоги голосования подводятся территориальными счетными комиссиями, подсчитывающими голоса. Общественная палата города Иркутска не ведет подсчет голосов и не подводит итоги голосования, не осуществляет пересмотр проведенного голосования и его результатов, а сводит в единый список итоги голосования, предоставленные территориальными счетными комиссиями.

Как следует из содержания административного искового заявления и пояснений административного истца, данных в ходе судебного разбирательства по делу, фактически ФИО1 выражает несогласие с ответом комитета по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска на его обращение, а также преследует цель добиться пересмотра итогов голосования на территории Свердловского округа г. Иркутска, однако доказательств того, что административным истцом в установленном законом порядке обжаловались действия, решения комитета по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска, равно как и доказательств невозможности такого обжалования, суду не представлено.

Доводы административного истца о том, что Общественная палата города Иркутска, утверждая итоги голосования, осуществила полномочия органа местного самоуправления, что противоречит положениям Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ, суд находит основанными на неверном толковании положений названного закона.

Постановлением мэра города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об общественной палате города Иркутска» утверждено Положение об Общественной палате города Иркутска (с изменениями и дополнениями).

В пункте 1.1 названного Положения закреплено, что общественная палата г. Иркутска обеспечивает конструктивное взаимодействие органов местного самоуправления города Иркутска с населением города, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, органами территориального общественного самоуправления с целью учета потребностей и интересов населения г. Иркутска, защиты прав и свобод граждан РФ, проживающих на территории г. Иркутска, прав общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов территориального общественного самоуправления в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления города Иркутска, муниципальных организаций города Иркутска, согласование позиций и совершенствование механизма обратной связи между ними, а также учет общественного мнения по важнейшим вопросам социального и экономического развития города.

В пункте 1.3 Положения предусмотрено, что Общественная палата является совещательным, рекомендательно-консультативным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах (на безвозмездной основе), и не является юридическим лицом.

Общественная палата является субъектом общественного контроля. При осуществлении общественного контроля Общественная палата пользуется правами и несет обязанности субъекта общественного контроля в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (пункт 1.3(1) названного Положения).

Согласно пункту 2.1.8 названного Положения Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, проживающих в г. Иркутске, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов территориального общественного самоуправления города Иркутска, осуществляющих деятельность на территории г. Иркутска, органов местного самоуправления города Иркутска, муниципальных организаций города Иркутска для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития города, в том числе путем содействия устойчивому развитию г. Иркутска и его жителей, росту качества жизни и общественной безопасности населения, созданию благоприятных условий, способствующих эффективному использованию новейших технологий, интеллектуального и творческого потенциала, научных и культурных ресурсов, общественных объединений, коммерческих и иных некоммерческих организаций, инициативных групп граждан.

Решения Общественной палаты принимаются в форме предложений, обращений, заключений, итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, и носят рекомендательный характер (пункт 10.5 Положения).

Итоговые документы, подготовленные Общественной палатой по результатам общественного контроля, направляются на рассмотрение в органы местного самоуправления города Иркутска, муниципальные организации города Иркутска и размещаются на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 10.8 Положения).

Оценивая доводы административного истца о том, что оспариваемый им пункт 27 Порядка противоречит положениям Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», суд учитывает следующее.

Как следует из пункта 27 Порядка организации и проведения процедуры открытого голосования по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, утверждение итогов голосования по перечню проектов народных инициатив осуществляется Общественной палатой на основании протоколов территориальных счетных комиссий и результатов интернет-голосования и оформляется итоговым протоколом Общественной палаты.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Как следует из статьи 9 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», к субъектам общественного контроля относятся, в том числе, общественные палаты (советы) муниципальных образований.

В статье 10 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» предусмотрено, что субъекты общественного контроля в том числе вправе:

- осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

- подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации.

Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что утверждение итогов голосования по перечню проектов народных инициатив Общественной палатой города Иркутска заключается в формировании итогового протокола на основе протоколов территориальных счетных комиссий и является формой общественного контроля за результатами голосования, что согласуется с целями и задачами создания Общественной палаты города Иркутска, закрепленными в вышеуказанном Положении.

Порядок проведения голосования по проектам народных инициатив на федеральном уровне не закреплен, какие-либо законодательные запреты на наделение Общественной палаты полномочиями по утверждению итогов голосования также отсутствуют.

Не оставляет суд без внимания и то обстоятельство, что итоговый протокол Общественной палаты города Иркутска голосования по выбору инициатив в рамках реализации проекта «Народные инициативы» в 2021 году от ДД.ММ.ГГГГФИО1 в судебном порядке не оспаривался, как и итоговый протокол территориальной счетной комиссии.

При таких обстоятельствах постановление администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, которым внесены изменения в постановление администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего утвержден Порядок организации и проведения процедуры открытого голосования по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска не противоречит Конституции Российской Федерации, соответствует Федеральному закону от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», имеющим большую юридическую силу, принято в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий, с соблюдением установленной законом процедуры, а потому оснований для признания пункта 27 названного Порядка недействующим у суда не имеется.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах оснований для вывода о нарушении прав административного истца нормативным правовым актом, оспариваемым в части, не имеется, доказательств нарушения каких-либо прав административного истца при принятии оспариваемого нормативного правового акта суду не представлено и в ходе судебного разбирательства по делу судом не установлено, тогда как судебной защите, в силу требований статьи 4 КАС РФ, подлежат нарушенные либо оспариваемые права.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 у суда не имеется.

Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом процессуального срока для подачи административного искового заявления в суд, суд учитывает следующее.

Как следует из части 6 статьи 208 КАС РФ, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемое ФИО1 постановление администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка организации и проведения процедуры открытого голосования по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска» является действующим. Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением посредством его направления в электронном виде ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует квитанция об отправке, в связи с чем, суд полагает, что административным истцом предусмотренный статьей 208 КАС РФ срок для обращения в суд не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО1 к администрации города Иркутска, комитету городского обустройства администрации города Иркутска о признании недействующим пункта 27 Порядка организации и проведения процедуры открытого голосования по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, об установлении отсутствия полномочий общественной палаты города Иркутска на утверждение итогов голосования по выбору инициатив для реализации проекта народные инициативы на территории города Иркутска – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Сучилина

Решение в окончательной форме принято 03.08.2021.