ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-206/2018 от 21.03.2018 Партизанского городского суда (Приморский край)

Дело № 2а-206/2018

Именем Российской Федерации

<адрес><Дата>

Партизанский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шкляр Е.А.

при секретаре Булавкина О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Партизанского городского округа <адрес>, Межведомственной комиссии при Администрации Партизанского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным исковым заявление. В обоснование заявленных требований указано, что истец на основании договора дарения от <Дата> является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от <Дата>№___ указанный жилой дом признан аварийным. <Дата> истец обратилась в главе Партизанского городского округа с заявлением о направлении ей (истице) как собственнику указанного дома требования о его сносе за счет ее собственных средств. Из ответа от <Дата> следует отказ в выставлении ей данного требования. Указанный ответ получен истицей после <Дата>. Права собственников жилых помещений, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, а также признания дома аварийным и подлежащим сносу, определяются положениями ст.32 ЖК РФ. Бездействия администрации Партизанского городского округа грубо нарушает права истицы. Истица просит признать бездействие Администрации Партизанского городского округа, выразившееся в непринятии решения о сроках отселения истицы из признанного аварийным жилого дома незаконным; возложить на Администрацию Партизанского городского округа обязанность принять решение о сроках отселения истицы из указанного аварийного дома путем принятия соответствующего распоряжения в течение 30-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу; признать незаконным отказ, выраженный в ответе от <Дата>, в предъявлении к истице как к собственнику жилого помещения (жилого <адрес> в <адрес> края) требования о его сносе или реконструкции в разумный срок; признать незаконным бездействия Администрации Партизанского городского округа, выразившееся в не направлении истице как к собственнику жилого помещения (жилого <адрес> в <адрес> края) требования о его сносе или реконструкции в разумный срок; обязать Администрацию Партизанского городского округа и Межведомственную комиссию при администрации Партизанского городского округа предъявить истице как к собственнику жилого помещения (жилого <адрес> в <адрес> края) требования о его сносе в разумный срок.

Истец ФИО1 и ее представитель – адвокат Терешкина О.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации Партизанского городского округа по доверенности – ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Межведомственной комиссии при Администрации Партизанского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Согласно ч.2 ст.150 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

В силу ч.6 ст.226 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ бездействия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям ив порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от <Дата>№___ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Признание помещения непригодным для проживания само по себе не свидетельствует о прекращении права собственности на него, а является только основанием для изменения характера использования помещения, в том числе и для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Признание помещения непригодным для проживания само по себе не свидетельствует о прекращении права собственности на него, а является только основанием для изменения характера использования помещения, в том числе и для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Жилым помещением в рамках жилищного законодательства признается в том числе жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем (п.5 Положения).

В силу п.8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В соответствии с действующим законодательством, вопросы признания непригодными для проживания жилых помещений как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции местного самоуправления.

В силу пунктов 1 и 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из материалов дела, истец является собственницей дома по адресу: <адрес> на основании договора дарения от <Дата>.

Согласно выписки из ЕГРП не имеется сведений о собственнике земельного участка с кадастровым номером №___ по адресу: <адрес>.

Межведомственной комиссией по результатам рассмотрения Акта №___ от <Дата> принято Заключение от <Дата>№___ об аварийности жилого дома по адресу: <адрес>.

При этом из представленных документов следует, что принадлежащий истице дом по адресу: <адрес> не является многоквартирным домом.

Из письменных возражений Администрации Партизанского городского округа на исковое заявление следует, что ответчик не согласен с заявленными требованиями. Принадлежащий истице жилой дом признан аварийным на основании Заключения МВК от <Дата>№___, в какую-либо региональную или иную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда данный дом не включен, решение о сроках отселения истца из указанного дома не принималось, требование о сносе или реконструкции дома истице не направлялось.

Из дополнительных возражений представителя ответчика Администрации Партизанского городского округа следует, что признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется межведомственной комиссией на основании Положения от <Дата>№___. Признание частного дома непригодным для проживания у граждан собственников возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, в том числе право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст.57 ЖК РФ. В силу положений ст.210 ГК РФ, ст.30 ЖК РФ на собственника возлагается бремя содержания принадлежащего ему жилого дома. В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих право собственности на земельный участок, под которым расположен спорный жилой дом. Часть 10 ст.32 ЖК РФ предусматривает изъятие для муниципальных нужд земельного участка, находящегося под многоквартирным домом. Принадлежащий истице аварийный дом не является многоквартирным домом, в связи с чем у Администрации Партизанского городского округа не возникло обязанности выставлять ей требование о сносе данного дома, поскольку данная процедура регламентирована только для многоквартирных домов. Кроме того, истицей не представлено доказательств, подтверждающих правомочия использования ею земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, в связи с чем не имеется оснований для принятия решения об изъятии данного земельного участка для муниципальных нужд.

<Дата>ФИО1 обратилась с заявлением к Главе Партизанского городского округа (вх.№___), в котором просила включить признанный аварийным принадлежащий ей жилой дом (<адрес>) в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда, направить ей как собственнику указанного жилого дома требования о его сносе в разумный срок за счет собственных средств, указав при этом, что не имеет финансовой возможности произвести снос указанного жилого дома, просит принять решение об изъятии указанного жилого дома с предоставлением ей выкупной цены за изымаемый жилой дом.

<Дата> Администрацией Партизанского городского округа направила ФИО1 ответ на ее заявление от <Дата>, из содержания которого следует, что является обязательным соблюдение предусмотренной частями 2-4 ст.32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника. Принадлежащий истице дом не включен в действующую программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, принятие решения об изъятии земельного участка и предоставлении выкупа за изымаемое жилое помещение принимается после включения дома в региональную адресную программу.

Исходя из содержания приведенных норм права,порядок предъявления к собственникам жилых помещений требований о сносе признанного аварийным дома регламентировано в отношении многоквартирных домов.

Признанный аварийным принадлежащий истице жилой дом (<адрес>) не является многоквартирным домом, что в свою очередь не влечет за собой обязанности предъявлять истице требований о его сносе.

Фактически все требования истице сводятся к обжалованию отказу в совершении действий, выразившемуся в ответе Администрации Партизанского городского округа от <Дата>.

Согласно статье 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Как следует из штемпеля на почтовом конверте ответ Администрации Партизанского городского округа от <Дата> получен ФИО1<Дата>, с настоящим административным иском в суд ФИО1 обратилась только <Дата>, то есть с пропуском установленного ст.219 КАС РФ срока.

Доказательств, препятствующих своевременному обращению в суд и уважительности причин пропуска процессуального срока, административный истец суду не представил.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации Партизанского городского округа <адрес>, Межведомственной комиссии при администрации Партизанского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> через Партизанский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <Дата>.

Судья Шкляр Е.А.