ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2071/20 от 27.11.2020 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело ..............а-2071/2020

УИД: 26RS0..............-47

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

27 ноября 2020 года ..............

Минераловодский городской суд .............. в составе:

председательствующего - судьи Гориславской Ж.О.,

при секретаре – ФИО6,

с участием:

административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика УФССП по .............., выступающего по надлежащей доверенности, ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда административное дело по административному иску ФИО2 к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по .............. Управления ФССП России по .............., старшему судебному приставу .............. отдела судебных приставов ФИО4, Управлению ФССП России по .............. о признании постановления судебного пристава-исполнителя от .............. об окончании исполнительного производства незаконным в части основания окончания по п.3 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве», признании постановления старшего судебного пристава-исполнителя от .............. об отказе в удовлетворении заявления от .............. незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по .............. Управления ФССП России по .............., старшему судебному приставу .............. отдела судебных приставов ФИО4, Управлению ФССП России по .............., в обоснование которого указал, что у него имеются задолженности, в результате которых судом было вынесено решение о взыскании с него задолженности. По вступлению в законную силу судебного решения Минераловодский городской суд выдал исполнительный лист. На основании указанного исполнительного листа судебным приставом исполнителем было возбуждено исполнительное производство 90943/18/26023-ИП от ............... .............. указанное исполнительное производство было прекращено судебным приставом исполнителем на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона «Об исполнительном производстве». Данная норма права предусматривает следующее: исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.

В связи с пандемией короновируса он потерял практически все виды дохода и в настоящее время решил обратиться с соответствующим заявлением в МФЦ .............. для признания его банкротом. Однако специалисты объяснили ему, что он не имеет законной возможности списать свои долги в рамках закона «О несостоятельности (банкротстве)» поскольку обязательным условием такого списания долгов во внесудебном порядке является наличие прекращенного в отношении ФИО1 исполнительного производства на основании и. 4 ч. 1 ст. 46 Закона «Об исполнительном производстве». Указанная норма права устанавливает следующие основания для возврата исполнительного документа взыскателю: если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Он имеет постоянное место жительства, всегда проживает по месту регистрации, однако судебный пристав-исполнитель не вызывал его к себе, не выяснял наличие у него какого-либо имущества, за счёт которого можно погасить задолженность, не выезжал к нему по месту жительства и не описывал его имущество. При указанных обстоятельствах окончание исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона «Об исполнительном производстве» является незаконным, поскольку судебный пристав-исполнитель даже и не пытался установить его местонахождение, а также местонахождение его имущества и т.д.

ФИО2 обратился заявлением на имя административного ответчика ФИО4 об изменении основания окончания исполнительного производства. В заявлении он указал просьбу исправить ошибку и вынести постановление об окончании исполнительного производства по снованию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона «Об исполнительном производстве». Однако после рассмотрения заявления административный ответчик ФИО4.............. вынес постановление об отказе в его удовлетворении. Указанное постановление ФИО2 получил по почте только .............., что подтверждается штемпелем на почтовом конверте.

С обжалуемым постановлением он не согласен, поскольку действия судебного пристава-исполнителя в рамках возбужденного исполнительного производства не соответствуют требованиям закона.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от .............. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, Федерального закона от .............. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона от .............. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Федеральный закон ..............- ФЗ) судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частям и 2 - 6 данной статьи.

Исполнительные действия и меры принудительного исполнения, применяемые к должнику в целях исполнения исполнительного документа, предусмотрены статьями 64,68 Федерального закона № 229-ФЗ.

Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе, следующие исполнительные действия: - вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; - проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; - давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; - входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; - с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; - в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; - в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; - привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); - производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; - запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; - рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; - устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; - производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; - совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (часть 2 статьи 68 Федерального закона № 229-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются, в том числе: - обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; - обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; - обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; - изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; - наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; - обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; - иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

В соответствии с частями 3,4 статьи 69 Федерального закона № 229-ФЗ взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления.

Согласно части 1 статьи 80 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течении срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника.

При этом в рамках принудительного исполнения судебному приставу - исполнителю как должностному лицу Законом предоставлено право самостоятельно определять конкретный перечень мероприятий, необходимых для своевременного исполнения требований исполнительного документа.

Таким образом законом судебному приставу исполнителю предоставлены очень широкие полномочия для установления местонахождения должника, его имущества, а также получения сведений о принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей.

Однако административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО3 в рамках указанного исполнительного производства не провел весь необходимый и возможный комплекс мероприятий для того, чтобы попытаться найти ФИО2 как должника и его имущество. Как следствие, судебный пристав исполнитель незаконно окончил исполнительное производство на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона «Об исполнительном производстве». Постановление об окончании исполнительного производства административным ответчиком судебным приставом исполнителем ФИО3 в его адрес не направлялось. Таким образом он был лишён права его обжаловать ранее в установленном законом порядке. Следовательно, и постановление об отказе в удовлетворении его заявления вынесено административным ответчиком незаконно.

Он обратился в суд с административным иском по этим же основаниям. Его административный иск был зарегистрирован судом ............... Однако ввиду того, что он забыл подписать административный иск, суд определением от .............. вернул ему указанный административный иск.

Просит суд признать постановление об окончании исполнительного производства судебного пристава-исполнителя .............. отдела судебных приставов ФИО3 от .............. незаконным в части прекращения исполнительного производства 90943/18/26023-ИП на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона «Об исполнительном производстве». Признать постановление об отказе в удовлетворении заявления от .............. административного ответчика - начальника отделения – старшего судебного пристава-исполнителя .............. отдела судебных приставов ФИО4 в удовлетворении заявления от .............. Обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения. Восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение с настоящим административным иском в суд о признании незаконными действий административных ответчиков

Административный истец ФИО2 в судебном заседании дал пояснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить. Пояснил, что .............. он обратился в МФЦ для оказания помощи в признании его банкротом, где ему было указано, что он не может рассчитывать на признание его банкротом, т.к. в отношении него имелось исполнительное производство, оконченное по п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона «Об исполнительном производстве», в этот же день он обратился с заявлением к старшему судебному приставу с требованием об изменении основания окончания исполнительного производства, но получил отказ, обратился в установленный законом срок с административным иском, который был ему возвращен, копию постановления от .............. он не получал, просит восстановить срок на обжалование постановлений от .............. и ...............

Административный ответчик - представитель Управления ФССП России по .............., выступающий по надлежащей доверенности ФИО7, пояснил, что в производстве судебного пристава находилось только одно исполнительное производство по наложению ареста в порядке обеспечения иска. Никаких взысканий судебным приставом с ФИО2 не производилось, никакие денежные средства не удерживались. Представил письменной возражение по иску, считает жалобу незаконной и необоснованной, по следующим основаниям: в рамках исполнительного производства .............. действительно приставом принято решение об окончании исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель оканчивает, либо прекращает исполнительное производство по материалам и обстоятельствам, установленным по результатам исполнительных действий на дату принятия решения. Положения п. 3 ч. 1 ст. 46 предусматривают невозможность установления должника и его имущества. Требования истца об иной квалификации оснований окончания исполнительного производства не обоснованы. Взыскатель по указанному исполнительному производству требовал наложить арест на имущество в обеспечении иска на сумму 551558,54 рубля. Невозможность установления имущества на данную сумму, в том числе по ответам кредитных и регистрирующих организаций и стало основанием для принятия оспариваемого решения. Повторно взыскателем исполнительный документ не предъявлялся. Исполнительный документ о взыскании суммы по данному гражданскому делу взыскателем также не предъявлялся. Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ по административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Административным истцом не представлены суду допустимые доказательства того, что судебным приставом-исполнителем были произведены незаконные действия (бездействия), послужившие нарушением прав административного истца. Просил принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Административный ответчик - старший судебный пристав Минераловодского РОСП УФССП по ..............ФИО4, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил заявлении о рассмотрении административного дела без его участия. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие указанного лица.

Согласно выписки из приказа от ............................-лс судебный пристав – исполнитель .............. отделения службы судебных приставов по ..............ФИО3 уволен со службы .............. по инициативе сотрудника.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска ФИО2 отказать в полном объеме по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, они определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В качестве одной из задач административного судопроизводства указанный Кодекс устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 2 ст. 3 КАС РФ), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 4 КАС РФ). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от .............. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от .............. N 118-ФЗ "О судебных приставах", Законом N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от .............. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Ст. 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от .............. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ч. 1 ст. 30 Указанного Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа.

Согласно ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества.

Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

Согласно п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от .............. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" перечень исполнительных действий, приведенный в ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (п. 17 ч. 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (ст. ст. 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.

В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 этого Закона, в том числе, если невозможно установить местонахождение должника, его имущество либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда названным Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 названного Закона).

Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 47 Федерального закона от .............. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.

Согласно ч. 9 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ от .............. в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом - исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, .............. Минераловодский городском судом .............. вынесено решение .............. о взыскании с ФИО2 в пользу ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» задолженности по кредитному договору .............. от .............. в размере 551558 руб. 54 коп. и уплаченной государственной пошлины в размере 8715 руб. 59 коп. Решение вступило в законную силу и .............. исполнительный лист был направлен взыскателю для самостоятельного предъявления в службу судебных приставов.

В соответствии со ст. 139 ГПК РФ обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

При рассмотрении гражданского дела .............. по исковому заявлению ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» к ФИО2 по ходатайству представителя истца определением судьи Минераловодского городского суда от .............. наложен арест на имущество ФИО2, находящееся у него и других лиц, в пределах заявленных исковых требований в размере 551558 руб. 54 коп.

.............. судебным приставом – исполнителем Отдела судебных приставов по ..............ФИО3 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ..............-ИП в отношении должника ФИО2

Этим же постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Также на должника возложена обязанность сообщить судебному приставу-исполнителю сведения о его счетах, находящихся в банке или иной кредитной организации, в том числе о счетах, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, предоставить сведения о поступлении на указанные счета денежных средств, на которые в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание.

Судебным приставом-исполнителем .............. отдела судебных приставов ФИО3.............. направлены следующие запросы: в ФНС о получении сведений из ЕГРН; ГУ МВД России о предоставлении сведений о регистрации по месту жительства должника; ПФР на получение сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица.

Судебным приставом-исполнителем .............. направлен запрос в ФНС о получении сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

.............. судебным приставом – исполнителем Отдела судебных приставов по ..............ФИО3 вынесено постановление о наложении ареста на имущество должника ...............

.............. судебным приставом-исполнителем направлен запрос в Росреестр к ЕГРП.

.............. судебным приставом-исполнителем направлены запросы в АКБ ""Абсолют Банк"" (ОАО), в АО ""Райффайзенбанк"", в АО ""СМП Банк"", в АО КБ ""ЭКСПРЕСС-ВОЛГА"", в АО КБ ""Модульбанк"", в АО ""АЛЬФА-БАНК"", в ПАО ""ВТБ"", в АО ""ГПБ"", в ПАО ""ТРАСТ"", в ПАО ФК ""Открытие"", в АО ""Газэнергобанк"", в ОАО ""СКБ-Банк"", в ПАО ""Сбербанк России"", в ПАО ""Совкомбанк"", в ПАО АКБ ""Связь-Банк"", в ПАО ""БАНК УРАЛСИБ"", в ПАО ""Промсвязьбанк"", в филиал ПАО АКБ ""Связь-Банк"" о наличии открытых счетов должника и наличия на них денежных средств.

.............. судебным приставом – исполнителем направлен запрос в ГИБДД МВД России на получение сведений о зарегистрированных за должником автомототранспортных средствах.

Полученными ответами было установлено отсутствие движимого и недвижимого имущества зарегистрированного за должником, отсутствуют положительные ответы из ГУ УПФ РФ по СК о месте работы должника. Транспорт за должником не зарегистрирован.

Полученными ответами на запросы из кредитных организаций установлено, что у должника имеются счета, на которые были направлены обращения взыскания.

Все положительные ответы в рамках исполнительного производства отработаны в полном объёме.

.............. судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановления об окончании исполнительного производства на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» и возвращении исполнительного документа, об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства, акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которым исполнительный документ возвращается взыскателю.

.............. судебному приставу-исполнителю поступило заявление (ходатайство) стороны исполнительного производства (ФИО2) о замене п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» на п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве».

.............. начальником отделения – старшим судебным приставом-исполнителем ФИО4 вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства).

Статьёй 2 Федерального закона от .............. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно статье 4 Федерального закона от .............. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьям 12 и 13 Федерального закона от .............. N 118-ФЗ "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Положения статьи 12 Федерального закона от .............. N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от .............. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Данная норма определяет перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов.

При этом выбор исполнительных действий в рамках исполнительного производства в соответствии со статьёй 64 указанного Федерального закона находится в компетенции судебных приставов-исполнителей.

Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

В силу пункта 3 части 3 указанной статьи к мерам принудительного исполнения отнесено обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Частью 1 статьи 98 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; взыскания суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; отсутствия или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

В силу части 2 статьи 99 Федерального закона от .............. N 229-ФЗ при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 101 Федерального закона от .............. N 229-ФЗ, взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от .............. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю: если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.

Положения п. 3 ч. 1 ст. 46 предусматривают невозможность установления должника и его имущества. Требования истца об иной квалификации оснований окончания исполнительного производства не обоснованы. Взыскатель по указанному исполнительному производству требовал наложить арест на имущество в обеспечении иска на сумму 551558 руб. 54 коп. Невозможность установления имущества на данную сумму, в том числе по ответам кредитных и регистрирующих организаций стало основанием для принятия оспариваемого решения.

По административному делу установлено, что окончание исполнительного производства имело место на основании пункта 3 части 1 статьи 46 Федерального закона от .............. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества;

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, определение Минераловодского городского суда от .............. по гражданскому делу .............. по исковому заявлению ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» к ФИО2 о наложении ареста на имущество ФИО2, находящееся у него и других лиц, в пределах заявленных исковых требований в размере 551558 руб. 54 коп. не предполагало никаких денежных удержаний, взысканий с доходов ФИО2, а должно было обеспечить последующее исполнение решения суда.

Как следует из материалов дела и исполнительного производства ..............-ИП, по данному исполнительному производству удержаний денежных средств ФИО2 судебным приставом не производилось, и не могло быть произведено в рамках обеспечительных мер, принятых судом по гражданскому делу.

Также установлено, что .............. судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» и возвращении исполнительного документа, повторно взыскателем исполнительный документ не предъявлялся.

Исполнительный документ о взыскании суммы по данному гражданскому делу взыскателем на момент рассмотрения спора в УФССП Минераловодского отдела также не предъявлялся.

Таким образом, материалы исполнительного производства опровергают доводы о неверном применении нормы права сотрудником ФССП в рамках исполнительного производства.

Исследованными материалами дела подтверждено, что в целях получения сведений о местонахождении должника, его имуществе, о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, судебным приставом-исполнителем были предприняты все исчерпывающие меры.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя от .............. об окончании исполнительного производства незаконным в части основания окончания по п. 3 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве», признании постановления старшего судебного пристава-исполнителя от .............. об отказе в удовлетворении заявления от .............. незаконным, обязании устранить допущенные нарушения может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от .............. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

В соответствии со ст. 122 указанного закона, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В соответствии со ст. 123 указанного закона жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

..............ФИО2 обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением о замене основания окончания исполнительного производства с п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» на п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве».

.............. начальником отделения – старшим судебным приставом-исполнителем ФИО4 вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства).

Данное постановление было получено ФИО2.............., что подтверждается отметкой на почтовом конверте, приобщенным к материалам дела.

Согласно определению Минераловодского городского суда от .............., ФИО2 обратился с рассматриваемым исковым заявлением в Минераловодский городской суд, однако данное заявление было возвращено в его адрес, в виду того, что не было подписано заявителем.

Достоверных данных о получении ФИО2 постановления от .............. материалы исполнительного производства не содержат.

На основании изложенного, суд считает необходимым восстановить ФИО2 срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений от .............. и от ...............

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от .............. N 118-ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов).

В силу ст. 10 Федерального закона от N 118-ФЗ от .............. "О судебных приставах" старший судебный пристав имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.

В соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона N 229-ФЗ от .............. "Об исполнительном производстве" вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

На основании ч. 9 ст. 47 ФЗ N 229-ФЗ от .............. "Об исполнительном производстве" в течении срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Старшему судебному приставу, в том числе его заместителю законом предоставлены полномочия по отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

Однако оснований для удовлетворения административных исковых требований к старшему судебному приставу Минераловодского отдела УФССП по вышеуказанным основаниям, суд не усматривает.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу вышеприведенных норм процессуального права в их системной связи с частью 1 статьи 4 КАС Российской Федерации, действия (бездействие) и (или) постановление судебного пристава-исполнителя могут быть признаны судом незаконными лишь при наличии совокупности тех условий, что они, нарушая права, свободы и законные интересы заинтересованного лица, обращающегося в суд за их защитой, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходит из того, что доводы, изложенные административным истцом, опровергаются установленными по делу обстоятельствами, материалами дела, из которых следует, что административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов административным ответчиком и способ их восстановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Восстановить ФИО2 срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений от .............. и от ...............

В удовлетворении административного иска ФИО2 к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по .............. Управления ФССП России по .............., старшему судебному приставу .............. отдела судебных приставов ФИО4, Управлению ФССП России по .............. о признании постановления судебного пристава-исполнителя от .............. об окончании исполнительного производства незаконным в части основания окончания по п.3 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве», признании постановления старшего судебного пристава-исполнителя от .............. об отказе в удовлетворении заявления от .............. незаконным, обязании устранить допущенные нарушения - Отказать.

Решение может быть обжаловано в ..............вой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда составлено ...............

Судья Ж.О. Гориславская